Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
401 | Рассматриваются изменения в языке, которые в конечном итоге привели к формированию функционального стиля, представляющего научное мышление. Эти изменения начинают происходить в период, обозначенный Ясперсом как «осевое время», когда возникает рефлексивное мышление, что приводит, в частности, к осознанию языка в поэтическом дискурсе. Поэзия делает речевую деятельность предметом внимания, что отражается на отношении к текстам. Они оформляются по определенным, хорошо сформулированным правилам, используется синонимия, изобретаются новые слова. Под влиянием поэзии складывающаяся в это время философия начинает перестраивать картины отдельных фрагментов реальности, создавая абстрактную лексику, которой в принципе не существовало в языках предшествующих обществ. Именно появление общей лексики становится условием для правильной организации определений, а следовательно, для появления нового типа классификаций. Софисты с их языковыми играми готовят возможность представления общего знания на уровне логики, что необходимо для формирования научной методологии, в первую очередь в работах школы Аристотеля. Внимание к языку приводит к созданию грамматик (независимо в Индии в V веке до н.э. и в Греции в III веке до н.э.) и, соответственно, к появлению литературного языка. Ключевые слова: наука, научное мышление, язык и речь, поэзия, «осевое время», рефлексия | 319 | |||||
402 | Экспорт образовательных услуг и привлечение иностранных граждан к обучению в российских вузах является одним из приоритетных направлений интернационализации высшего образования, нацеленных на повышение привлекательности и конкурентоспособности университетов России в мировом академическом сообществе. Важным этапом погружения иностранных студентов в культурно-образовательное пространство университета и региона проживания является их социальная адаптация. Представлен взгляд на процесс социальной адаптации иностранных студентов, выделяются виды социальной адаптации, подчеркивается влияние кризисов современности на данный процесс. Авторы особое внимание уделяют коммуникативным аспектам взаимодействия руководителей и преподавателей университета с иностранными студентами, поскольку от правильного выбора организаторами коммуникации стиля общения во многом зависит успешность социальной адаптации иностранных обучающихся, особенно в начальный период. Цель представленного рассуждения – раскрытие коммуникативных стратегий и тактик, которые используются в российских вузах на различных этапах социальной адаптации иностранных студентов. При этом подчеркивается значимость адресной коммуникации, учитывающей как рациональные, так и эмоциональные стороны личности иностранного студента, поскольку такое общение способно снять тревожность и придать уверенность студентам в возможности преодолеть языковой барьер и другие трудности адаптационного периода. С помощью кейс-метода авторы описывают опыт социальной адаптации иностранных студентов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, интернационализация высшего образования, интеграция, международное образование, социально-психологический климат в вузе | 319 | |||||
403 | Развитие биоэтических исследований представляет собой пеструю картину, на которой можно увидеть большое количество парадигм и поворотов, критикующих друг друга и нередко конкурирующих друг с другом. Каждая парадигма представляет собой определенный образ (лик) биоэтики. Каким образом это отражает характер биоэтики как научной дисциплины, позволяет ли такое положение вещей выполнять ею задачу защиты человека в условиях быстрого развития биомедицинских технологий? Эти вопросы заставили авторов проанализировать развитие биоэтики через становление основополагающих парадигм, а также появление новых парадигм и поворотов. В статье представлены результаты анализа наиболее обсуждаемых в научной литературе парадигм и поворотов биоэтики. Целью исследования стало выяснение парадигмальных оснований биоэтики на современном этапе ее развития. Для этого были поставлены следующие задачи: на основе анализа отечественных и зарубежных работ по биоэтике определить смысловые значения термина «парадигма» в применении к биоэтике, выяснить основания рождения поворотов в ней, а также, выявив виды ее парадигм и поворотов, рассмотреть возможности их диалога. В ходе решения данных задач авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, учитывая многозначность термина «парадигма», в применении к биоэтике можно проследить следующие его значения: дисциплинарная матрица (биоэтика тогда предстает как парадигмальная наука) и виды (в биоэтике выделяется большое количество разновидностей, моделей, и тогда мы можем говорить о ней как о мультипарадигмальной науке). Во-вторых, повороты визуализируют недостатки существующих парадигм, а также меняют эпистемологические рамки биоэтики, что продемонстрировал эмпирический поворот, в котором произошло вовлечение эмпирических исследований в область биоэтики. Появление цифровой биоэтики дает возможность расширения объяснительной силы эмпирической биоэтики, но в то же время ставит вопросы о границах и стандартах применения цифровых методов исследования. Таким образом, повороты сделали еще более насущной необходимость междисциплинарного диалога, который, образно говоря, родился вместе с биоэтикой, но стал качественно иным с появлением эмпирического поворота. В статье приведен пример воплощения этого диалога на практике: междисциплинарное исследование, проведенное в СибГМУ (Томск, 2018–2021 гг.), которое было направлено на комплексный анализ отношений между научными и этическими аспектами клинических исследований (КИ) лекарственных препаратов с учетом исторического контекста эволюции дизайнов КИ и последних достижений в области стремительно развивающихся технологий. Ключевые слова: парадигма, эмпирический поворот, цифровая биоэтика, диалог, клинические исследования | 313 | |||||
404 | В статье артикулируются антропологические вызовы искусственного интеллекта (ИИ) в модусе концептуализации и восприятия рисков и угроз, благ и выгод, происходящих от новой технологии. Образы антропологических вызов находят разные формы репрезентации в научных концептах и философской рефлексии, в визуализациях в современных видах искусства, в компьютерных играх, кинематографе, институционализированы в правилах этических руководств. Все они могут быть рассмотрены как поиск ответов на проблематизацию человека, его субъектности, целостности, открытости, которые подвергаются риску в технологиях ИИ. Образы восприятия канализированы в позиции в отношении к ИИ и одновременно определяются практиками его широкого внедрения. Концепт ИИ формируется в лексическом топосе осмысления цивилизационного вызова. Понятие «искусственный интеллект» превращается в метафору широкого порядка, порождающую множественные концептуальные модификации. Концепт ИИ, соединяя метафорическое и понятийное, выполняет функцию «оестествления», «опривычивания» технологии. Особенностью в обобщении позиций в отношении к искусственному интеллекту является их нелинейность и целевое формирование. Рассмотрены три варианта оформления образов антропологических вызовов ИИ: алармистский, инструменталистский (профессиональный) и утилитарный (пользовательский). Коллективный ответ на антропологические вызовы ИИ вероятно будет строиться на утилитарно-прагматической основе, концептуально и институционально репрезентированный в этическом регулировании. Для нивелирования антропологических рисков действенными могут быть индивидуальные ответы на основе самосохраняющей стратегии и когнитивной гигиены, начиная со сферы образования. Разработка правил и процедур такой сохраняющей стратегии – задача, которая встает в контексте развития ИИ. Гуманитарная экспертиза нейросетей может стать частью этой стратегии. Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, концепт ИИ, антропологические вызовы, образы восприятия, этический кодекс ИИ, гуманитарная экспертиза | 306 | |||||
405 | В статье аналитически рассматриваются различные аспекты постижения города как феномена культуры, который имеет как материальную, видимую сторону, так и воображаемую, мыслимую. Автор акцентирует внимание на соотношении восприятия, представления и воображения в процессе познания города и утверждает, что именно воображение играет в этом процессе конститутивную роль. Подчёркивается, что в городских исследованиях превалирует подход к городу, ориентированный прежде всего на учёт его визуальных параметров. Однако существенное значение в процессе восприятия городских пространств имеют и аудиальные, ольфакторные, тактильные и иные характеристики, которые тоже влияют на формирование образа города и делают этот образ более объёмным и многомерным. Опираясь на работу «Imagination and perception» П.-Ф. Стросона, автор доказывает, что воображение является необходимым компонентом восприятия города. Кроме того, знание о городе и понимание города рассматриваются в статье как разные когнитивные уровни, при этом представление связывается с понятием города, а воображение – с пониманием идеи города, схватыванием его смысла. Возрастание роли воображения в процессе познания социокультурной действительности определяется изменением интерпретации самого этого процесса в постнеклассической науке и философии культуры. В постнеклассическом подходе процесс познания понимается не просто как зеркальное отражение реальности, но как конструирование в сознании образа реальности, обусловленного конкретными языковыми, символическими и культурными практиками. Осмысление воображения в его трансцедентальном измерении (продуктивная способность воображения в терминологии Канта) дополняется в статье анализом социокультурного измерения. Именно это измерение, с точки зрения автора, первостепенно значимо для постижения города как символического пространства смыслов, определяющих неповторимость конкретного топоса и его ценность для человека. Ключевые слова: городские исследования, теория познания города, мультисенсорное восприятие, городское воображаемое, представление, продуктивная способность воображения | 306 | |||||
406 | Рассматриваются условия применения концепта «культурный код» в сфере урбанистических исследований. Визуальная структура городского пространства сформирована не только с помощью эстетических и стилистических приемов, но и посредством репрезентации глубинных смыслов культуры – ценностей, образов, нормативных установок и моральных эталонов. Для передачи любого сообщения в сфере коммуникации используется код, позволяющий транслировать информацию от адресанта к адресату. Специфика культурного кода заключается в том, что он является посредником не между знаком и объектом, а между знаком и смыслом. В изобразительном искусстве, архитектуре и урбанистике действует один и тот же принцип кодирования, согласно которому на уровне презентации факта шифруется и передается прямое сообщение (денотация), а на уровне репрезентации смысла используются подтекст и контекст (коннотация). Культура есть семиотическая среда, то есть динамичное пространство обмена знаками и знаковыми комплексами. Знак в своем коннотативном аспекте всегда выражает некоторый смысл. Культурный код есть порядок выражения смыслов, норма их коммуникативной репрезентации. В русле семиотического подхода к анализу городского пространства город прочитывается как визуальный текст, прямо сообщающий о функциональной конфигурации среды обитания и при этом (на уровне коннотации) отсылающий к ценностям и традициям конкретной культуры посредством разнообразных средств их наглядной репрезентации. Ключевые слова: урбанистика, семиотика, культурный код, город, визуальная среда, презентация, репрезентация, культурная идентичность | 305 | |||||
407 | Рассмотрено территориальное геокультурное пространство на материале топонимической лексики, содержащей цветовой элемент. В силу обширности лексических единиц данной категории подвергнут анализу лишь языковой материал, ограниченный, во-первых, топонимическими номинациями, элементами которых являются названия классического семицветного оптического спектра (то есть семь цветов радуги); во-вторых, топонимической системой США. Топонимическая система языка рассматривается как семиотическое пространство, отражающее не только особенности географического объекта, но и его социально-культурные характеристики. Топонимы представляют собой визуальные знаки культурного ландшафта определенной территории. А поскольку цвет является одним из основных параметров зрительного восприятия окружающей действительности, цветовой маркер в составе топонима встречается довольно часто. Цвет сам по себе обладает множеством культурно-символических смыслов, которые сохраняются при включении цветообозначения в название географического объекта. Каждый из рассматриваемых маркеров цвета в статье подвергнут анализу с нескольких ракурсов: систематизируется символика «радужного» цвета; проводится количественный анализ топонимов с данным цветообозначением в зависимости от типа именуемых объектов; выявляется продуктивность употребления цветономинации в зависимости от вида топонима; устанавливается корреляция между цветовым маркером и ареалом распространения топонимов; выявляются основные мотивирующие факторы «цветового» имянаречения, такие как визуальная характеристика географического объекта и дополнительное культурно-символическое значение. Обосновано, что маркер цвета как элемент топонима не только описывает, определяет и характеризует физико-географические свойства топографического объекта, но и отражает национально-культурные особенности явлений действительности, закрепленные в сознании номинаторов, представляет собой основу перцептивного слоя топонимического концепта, воспринимается как некий символ и основополагающий фактор топонимической концептуализации действительности. Ключевые слова: топоним, топонимика, колороним, цветообозначение, трансформация, категоризация, символ, знак | 283 | |||||
408 | Исследуются проекты обустройства и преобразования города на примере философской утопии Платона и градостроительных инноваций Гипподама, архитектора V века до н.э. В основе этих проектов лежит определенное представление о природе Города, причем формируют его не только общие рассуждения о потребностях людей и городской общины в целом, но и вполне материальная форма устройства города, которая выступает в данном случае медиумом городской само-репрезентации. В статье была поставлена задача раскрыть природу такого медиума и показать, как именно осуществляется работа медиации. С точки зрения авторов, одним из важнейших медиумов городской само-репрезентации является городская стена. Она не образует центр в отличие от храма или дворца, она вынесена вовне, однако ее присутствие пронизывает город насквозь, придает наличность и зримость единству города, его неразделимому целому, сложенному из множества элементов, и его принуждающему закону, подобному твердости камня и тяжелой кладке стены, гарантирующим безопасность городского пространства. Стена разделяет и сталкивает друг с другом тождественное и иное, единое и многое, небесное и земное, мужское и женское, она защищает не только правителей и горожан, но и их богов от враждебных соседей; наконец, она обладает и своеобразной властью, поскольку, выступая вовне, превращает внешнее пространство в собственность Города, в его строй и законы. В «Государстве» Платона стена отмечает собой границу разворота души от существования в мире теней к познанию себя и к движению по направлению к свету. В знаменитой «сетке Гипподама» мы находим геометрическую правильность порядка улиц как продолжение социального устройства и воспитательного воздействия закона и порядка на граждан города. При этом порядок задан не только соотношением параллельных и перпендикулярных улиц, но и замкнутостью пространства, гарантированной городской стеной, поскольку только в этом случае потенциальная бесконечность линий и пустота пространства подчиняются правильному соотношению предела и беспредельного, полного и пустого, бытия и ничто. Именно в этом соседстве искусственной организации внутреннего пространства и внешнего предела, установленного стеной, находит свое выражение противоречие, порождающее внутреннюю динамику города и состоящее в том, что граница города мобилизует и сосредоточивает силы, которые не могут удерживаться этим пределом и стремятся к бесконечному расширению. Стены диктовали новое пространство жизни, пребывание в котором требовало новых навыков, привычек, новой структуры сознания. Все это требовало и новых воспитательных практик: дидаскалии и палестры могли возникнуть только в греческих городах, но не в греческих селениях «темных веков». Ключевые слова: город, власть, стена, медиум, Платон, Гипподам, Гипподамова сетка | 278 | |||||
409 | Представлена парадигма музыкальных инструментов Старого Тифлиса XVIII века и ее эволюция до советизации Грузии. Рассматриваются визуальные тексты Нико Пиросмани, Вагаршака Элибекяна, Джованни Вепхвадзе, а также видеотексты фильмов «Саят-Нова» и «Цвет граната». Объект исследования – парадигма музыкальных текстов Старого Тифлиса как кросскультурного пространства. Акцентируются семантика и функциональные особенности музыкальных инструментов в поэтических и в визуальных текстах. Особое место уделяется визуализации музыкальных «перформансов». В статье аргументирован следующий тезис: описание парадигмы музыкальных инструментов в визуальных и художественных текстах предоставляет возможность выявить дух, «вещный» мир Старого Тифлиса, эволюцию музыкальных вкусов, а также имплицитные функции, визуальные синтагмы и коннотативную семантику музыкальных инструментов. Эмпирический анализ материала показал, что визуализация музыкальных инструментов в живописи и киноискусстве является важным приемом поэтики для передачи духа Старого Тифлиса. Анализ фильма Сергея Параджанова обнаружил аллюзию на работы Пиросмани. Подробный анализ стихотворения Саят-Новы выявил семантические и функциональные особенности любимого инструмента (каманча). Анализ визуализации каманчи в фильме Параджанова «Цвет граната» показал, что многие метафоры стихотворения поэта были перекодированы на язык кино. Каманча стала ключевым «актером» для раскрытия поэтических баталий в фильме «Саят-Нова» режиссера Кима Арзуманяна. В результате детального анализа работ Ходжабекяна, Пиросмани, Элибекяна выявилось, что музыкальное трио (два зурначи и один барабанщик) было «классическим» набором для всех праздников, свадеб и веселий. При этом зурна в сопровождении церковных колоколов в фильме Параджанова поменяла свою функцию на траурную. На картинах Элибекяна шарманщики со своими инструментами стали не только композиционным трюком, способом изображения, неотъемлемым коммуникативным элементом духанной культуры Старого Тифлиса конца XIX – начала XX века, но и зна́ком присутствия европейских музыкальных влияний, «продуктом» города и визуальным маркером городского общественного пространства. Ключевые слова: Старый Тифлис, музыка, живопись, кино, городская культура, восточные музыкальные инструменты, визуализация повседневности, Элибекян, Параджанов | 274 | |||||
410 | Статья посвящена диахронному анализу повседневной жизни Новгорода и его жителей, которая нашла выражение в двух произведениях художественного творчества разных эпох – иконе XVI века «Видение пономаря Тарасия» и арт-объекте XXI века, расположенном в витринах новгородского универмага «Диез». В обоих произведениях представлены в первую очередь символически значимые места Новгорода: Детинец и Ярославово дворище, центральные городские районы и знаменитые окрестные монастыри. Однако с точки зрения занятий горожан икона и панно являют значительные расхождения. Главным героем иконы является мир новгородских тружеников: ремесленников, рыбаков, купцов. Следовательно, повседневная жизнь средневекового новгородца, отраженная на иконе, – это прежде всего активная трудовая деятельность. Героем современного панно, напротив, оказывается город романтики и беззаботности. Нынешний Новгород – это город праздных гуляк и самых разнообразных удовольствий. Произведение подчеркивает гедонистическую функцию публичного пространства, направленную на развлечения, досуг, получение новых впечатлений. Следовательно, на иконе основными акторами являются профессиональные сообщества, а на панно – сообщества по интересам. Ключевые слова: городская повседневность, визуальный анализ, Новгород, публичные места, икона «Видение пономаря Тарасия», арт-объект, панно | 270 | |||||
411 | Рассматривается обусловленность знаково-символического пространства японского ландшафтного сада историческим и религиозно-философским факторами. Хронологические рамки исследования охватывают эпоху Хейан (794–1185), олицетворяющую новый этап в развитии японской культуры, связанный с формированием утонченной эстетики, нашедшей воплощение и в ландшафтной архитектуре, в частности в садовом искусстве. Укрепление аристократического стиля жизни дало импульс к новой организации архитектурного пространства: возникают дворцово-парковые и храмовые архитектурные комплексы, частью которых был японский сад. Под влиянием этого формируется особый вид японского сада – пейзажный прогулочный сад, а также канон ландшафтной архитектуры, отражающий пространственно-символические представления японцев и приемы их воспроизводства в пространстве сада. Японский сад представляет собой квинтэссенцию природоцентристского сознания. Уникальность мировозренческих оснований знаково-символического пространства японского сада эпохи Хейан выражается в синтезе нескольких религиозно-философских учений, сосуществующих в Японии: синтоизма, даосизма, буддизма, дзен-буддизма и ряда религиозных школ, возникших в результате интерпретации буддизма и его сочетания с синтоизмом. Их симбиоз сформировал особое мировоззрение, которое эксплицировалось в культуре Японии. Японский сад в любом стиле представляет собой воплощение модели видения Вселенной сквозь призму определенной философско-эстетической системы. Религиозно-философские основания японского общества определили содержание знаково-символического пространства сада и выбор соответствующих архитектурно-дизайнерских приемов его конструирования. Реализация архитектонического кода, лежащего в основе концептуального структурирования сада, технически достигается посредством использования ряда архитектурных и дизайнерских приемов. Наиболее значимые из них: прием намекающей метафоры, прием текстурной модуляции, прием асимметрии, а также приемы планирования, основанные на теории контрастов. Намекающая метафора применяется в кодировании отдельных объектов сада, например камней. Суть приема текстурной модуляции состоит в чередовании материала дорожек, которое ощущается как тактильно, так и визуально, что в целом символизирует прохождение человеком разных этапов постижения истины бытия в единстве пространства и времени. Прием асимметрии позволяет визуализировать изменчивость мира, его перманентное движение. Обоснование и раскрытие механизма применения пространственных кодов позволяет позиционировать японский сад как коммуникативное пространство, знаково-символическое наполнение которого обусловлено социокультурным фактором и зависит от эстетической парадигмы эпохи, лежащей в основе архитектурного и садового искусства. Ключевые слова: знаково-символическое пространство, японский сад, эпоха Хейан, ландшафтная архитектура Японии, семиотический анализ японского сада | 267 | |||||
412 | Проанализированы теоретико-методологические основания визуально-антропологического исследования, посвященного советской жилой архитектуре в стиле конструктивизма в Одессе. В советском контексте архитектура играла роль источника обновления. Конструктивисты сознательно участвовали в создании «нового», то есть современного, человека, готового жить в эпоху глобальных перемен и строить общество будущего. Этот общий тезис конкретизирован на примере Одессы в ходе проведения культурно-антропологического исследования. Значительное внимание уделено разработке и обоснованию комплексного методического подхода, исходящего из антропологической перспективы в изучении города, – философско-антропологического понимания культуры как соразмерной человеку, учитывающего многообразие форм визуального опыта в современной культуре и опирающегося на новейшие исследования визуальной коммуникации. Отстаивается тезис о том, что, опираясь на разработанную методологию, можно открывать новые, а не наперед заданные смыслы. Один из ключевых выводов: реализованное визуально-антропологическое исследование подтверждает важность семиологического подхода к архитектуре. Он позволяет исследовать, как архитектура формирует человеческое поведение, как проектирование нового типа жилья, которому и власть, и архитекторы уделяли особое внимание, участвует в создании новой совокупности жизненных связей. Конструктивистский жилой дом исследован как специально организованное пространство, транслирующее определенные смыслы. Полученные результаты позволяют глубже осмыслить и реконструировать «механизмы» культурной коммуникации, способы трансляции культурных смыслов. Результаты исследования способствуют реконструкции образа Одессы 1920–1930-х годов, а также более глубокому пониманию антропологии социалистического города. Ключевые слова: конструктивизм, дом, культурная антропология, визуальная семиотика, антропология города, визуальная антропология, антропология архитектуры, практика | 265 | |||||
413 | В настоящее время проводятся очередные преобразования нашей образовательной системы в контексте выхода из Болонского процесса. Целью этих преобразований провозглашается создание национальной системы образования на основе накопленного опыта и возврата к лучшим отечественным традициям. В то же время предлагаемые меры, касающиеся фактически лишь соотношения трех уровней высшего образования и не затрагивающие целый ряд болевых точек существующей системы, можно назвать «реформой» очень приблизительно. Это приводит нас к более широкой проблеме: многие ключевые слова, определяющие дискурс, в рамках которого обсуждается наше образование, являются неточными и двусмысленными. И это не только не позволяет достичь какого-то согласия, но в отдельных случаях оказывается просто вредным. В статье проводится анализ ряд важных слов и связанных с ними понятий в историческом контексте и в контексте идущих в настоящее время изменений в системе образования. Анализируются такие слова, как «реформа», «компетенция», «гуманитарная составляющая» и ряд других. При анализе учитывается опыт зарубежных стран. Показано, что неточное употребление данных слов ставит участников образовательного процесса в ситуацию, когда содержательный диалог практически невозможен. Предлагается произвести работу по очищению языка образовательного дискурса. Это можно сделать за счет точных определений используемых слов-терминов и аргументации, направленной на уточнение любых провозглашаемых целей и задач. Ключевые слова: реформа, компетенция, образовательная услуга, фундаментальность, гуманитарная составляющая, аспирантура | 265 | |||||
414 | Статья посвящена исследованию одного из базовых несущих элементов городской текстуры – пространства перед входом в наиболее значимые городские здания. Анализ типов и функций такого рода паттернов, их связей с иными базовыми элементами городской топики, их влияния на конфигурацию городских практик является важнейшим ресурсом для роста знания в сфере визуальной семиотики города. Нынешний этап развития урбанистических исследований требует все более акцентированного переноса внимания с градостроительно-планировочного и эстетического аспектов того или иного паттерна (уже достаточно изученных) на его прагматику. Такая перефокусировка эпистемической оптики позволяет видеть и анализировать элементы городской среды не как физические константы, а как динамичные локальные сценарии, что в наибольшей степени соответствует пониманию города как сложного культурно-коммуникативного феномена. Для обозначения и разработки названной проблематики в статье синхронно применяются два методологических подхода к исследованию городской среды: визуально-семиотический и антропологический. Показано, что всякое значимое в социокультурном плане здание (сооружение), будь то театр, университет, администрация, вокзал или собор, занимает определенное место на городской сцене и играет свою роль в эстетической и прагматической конфигурации городской среды, выступая не только предметом эстетического созерцания, но и опосредованным актором (мотиватором) эмоциональных и поведенческих сценариев, предлагаемых горожанам и гостям города. В конструировании этих паттернов важную роль играют правила соотношения архитектурных фасадов и окружающего открытого пространства. Правильно расположенные и структурированные «вестибюли» предъявляют городское здание в его значимости, ориентируют внимание и действия людей, способствуют интеграции человека в городскую психологическую среду. Игнорирование прагматико-антропологических аспектов формирования входных пространств ведет к слому визуального каркаса города и становится основанием экзистенциального дискомфорта его обитателей и посетителей. Ключевые слова: городская визуальная среда, паттерн, входная зона, театр, университет, прагматика, сценарий, городское пространство | 264 | |||||
415 | Продолжено обсуждение как содержания авторского концепта «семиотический оптимум», так и его применения для моделирования образовательных процессов и диагностики эффективности инноваций, вносимых в организацию этих процессов. В рамках мысленного эксперимента представлена «точка», которую предложено трактовать в качестве локуса потенциального «семиотического оптимума». «Точка» обнаружена на основе модели генерации информации. В этой точке происходит пересечение фазовых траекторий, но пересекающиеся траектории относятся к альтернативным сценариям. Данная точка оптимума создает иллюзию совпадения позиций, однако именно преодоление этой иллюзии обеспечивает основания для понимания и освоения разных позиций. Сделан вывод: условием (1), при котором эффективно изменение конфигурации в учебной аудитории, является необходимость обсуждения таких вопросов, на которые были даны альтернативные, но одинаково правильные ответы. Такая необходимость возникает при обсуждении вопросов морали и освоении студентами сути этических дилемм. Модель демонстрирует чувствительность к смене позиций (переходу из одного ареала в другой), что обнаруживает условие (2): необходимость тренинга для проактивной социализации. Эта же чувствительность обнаруживает аналогии между изменением конфигурации в аудитории и синтаксисом этических позиций, между организационным контекстом и дискурсивными стратегиями в дискуссиях. Обоснованность данной аналогии нашла подтверждение при сопоставлении авторских результатов и результатов, полученных в исследованиях в областях «язык и обучение», «язык и образование». Выяснено, что поставленная нами задача и предложенные решения актуальны для выполнения еще одного условия (3): необходимости получения опыта осознания этических различий между образовательными стратегиями и обретения навыков работы в их рамках. В качестве иллюстрации приведены примеры конфигураций. Сделан вывод о том, что применение модели генерации информации служит основой для мысленных экспериментов при проектировании занятий, в учебные цели которых входит соблюдение условий 1–3. Предложенная модель способна сыграть роль конструктора для «воспроизведения» в реальном учебном времени фрагментов интеллектуальной истории, в которых происходила смена парадигм, были созданы конкретные учения в качестве продолжения этих парадигм, а также ретроспективно проследить смену значений идей морали на устойчивых и неустойчивых траекториях социальной истории. Ключевые слова: концептуальная модель генерации информации, се- миотическая диагностика, проактивная социализация, конфигурация учебного пространства, образовательные стратегии | 250 | |||||
416 | Распространение влияния креативной индустрии во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливает обращение к проблеме нахождения приемлемых нормативных регулятивов и форм институционализации креативной практики. Ее решение предполагает исследование особенностей предмета ценностного суждения, реализуемого в символически маркируемом политиками и экономистами креативном пространстве современного общества. Последнее приобретает сегодня собственные стилевые характеристики и соответствующий язык их интерпретации. Креативная практика, визуально опознаваемая как характерная для позднего модерна разновидность социальной деятельности, становится предметом специального исследования в различных науках. Социальная философия помогает проблематизировать эстетически привлекательный креативный стиль жизни и предложить аксиологические параметры изучения условно определяемых границ его реализации в публичном пространстве, которые являются интуитивно улавливаемыми на уровне здравого смысла, но все еще не в достаточной мере подверженными испытанию критической рефлексией. Используемые в качестве визуально-эмпирического материала фотографии демонстрируют многообразие форм стилевого взаимодействия и сопротивления нормативному взгляду в креативном пространстве, сигнализирующее о возможном ценностном столкновении, порицаемом либо снимаемом в качестве приемлемого. В работе раскрываются принцип вынесения оценочного суждения в креативном пространстве и последствия его реализации. Праксеологический подход Л. Болтански и Л. Тевено используется с целью дифференциации различных модусов притязания на ценность и форм ценствования социальных объектов, способов вынесения оценочного суждения в их отношении, идентификации и квалификации креативных действий в публичном пространстве. Раскрываются нормативная природа креативной практики и различные стратегии ее институционализации, допустимые и необходимые направления ее реализации в современном обществе. Анализ ценностно-нормативных оснований развития креативных практик в XXI веке позволяет выявить доминантные формы вынесения ценностного суждения в той социальной действительности, которая конфигурируется императивом креативности. В работе обосновывается продуктивность использования институционального подхода в раскрытии специфики самоорганизации креативных практик. Опираясь на социально-критическую теорию немецкого философа Р. Йегги, автор разрабатывает определение креативного института, которое может быть в дальнейшем операционализировано в культурной и экономической политике при реализации концепции креативной индустрии. Предложенные в работе определения креативного института позволяют фиксировать валидные формы институционализации и подвергать их жизнеспособность экспертной оценке, содействуя обеспечению устойчивого развития наиболее приемлемых из них в долгосрочной перспективе. Иллюстративный материал, репрезентирующий креативные пространства, используется в качестве подтверждения возможности эстетического (ре)структурирования оценочного суждения с помощью столкновения различных стилевых контекстов их интерпретации. Ключевые слова: креативная практика, нормативность, формы институционализации, креативный институт, ценностное суждение, праксис | 244 | |||||
417 | Выдвигается гипотеза о существовании в проектировании города разных форм новизны, которые поддаются обобщению и концептуализации посредством ретровизуального метода. Метод позволяет проследить, как могут в определенной точке пространства и времени воспроизводиться образы будущего, созданные в прошлом. Используя данный метод, автор выделяет несколько форм «построения нового» в дискурсе городского проектирования: квазиновацию, реконструкцию, инновацию и апсайкл. Понятием квазиновации объединяются градостроительные проекты, заявленные как новые, но в действительности устаревшие в контексте архитектурного творчества. Так, высотные и технологизированные урбанистические нагромождения теряют актуальность даже по сравнению с архитектурно-модернистскими фантазиями супрематистов – Малевича и Эль Лисицкого. Реконструкция как восстановление городских объектов, утраченных в ходе войн, революций, природных катастроф, с одной стороны, являет собой созидательную деятельность, с другой – стирает визуально-историческую память об этих экстремальных событиях и создает в общественном сознании подобие альтернативной истории. Анализируя феномен проклятия инновации («умный» Сонгдо в Южной Корее, экологичный Аркозанти в США, Нейпьидо в Мьянме, Шарм-эль-Шейх в современном и Ахетатон в Древнем Египте), автор приходит к выводу, что неудачи подобных проектов кроются в неразвитости и рассогласованности четырех переменных: креативной (меркой творчества становится исключительно степень «инновационности», а накопленные ранее компетенции обесцениваются); субъектной (инициатор инноваций поглощен амбициями, а не вопросами жизнеспособности проекта); когнитивной (в инновационном городе-проекте не успевает сложиться интеллектуальное сообщество, генерирующее новые идеи и рефлексирующее прошлый опыт); коммуникативной (неразвитой, недостаточно аутопойэтичной остается система социальных коммуникаций, центром которой должно было бы быть научно-интеллектуальное сообщество). Креативный апсайкл как система структурных градостроительных заимствований, напротив, нередко становится продуктивным градостроительным континуумом. Так, ретровизуальный анализ последовательности «Антверпен–Амстердам–Санкт-Петербург, Хельсинки (а также Махачкала, Полтава и др.)» показывает, что заимствования представляют собой не подражательство, но, скорее, импульс для новых идей, заряженных историческим градостроительным опытом. Апсайкл в данном случае является более творческим и субъектно заряженным по сравнению с реконструкцией и квазиновацией и в то же время менее рискованным по сравнению с «чистой» инновацией. Поэтому апсайклинговые проекты часто демонстрируют устойчивость и долговечность, что, в свою очередь, способствует формированию особого интеллектуально-коммуникативного дискурса. Применение ретровизуального метода концепуализации новизны в дискурсе города помогло создать четырехмерную методологическую модель эффективности городского проектирования. 4D-модель (не путать с моделью Г. Минковского) являет собой конструкцию в духе (пост)евклидовой геометрии и интегрирует две системы координат: когнитивно-коммуникативную и креативно-субъектностную. «Идеальный» градостроительный проект фиксируется в точке, где пересекутся наиболее высокоактуализированные векторы познания, социальной коммуникации, субъектной активности и креативности. Ключевые слова: ретровизуальный метод, дискурс города, новизна, город будущего, утопия, город-проект, субъектность, креативность, инновация, квазиновация, реконструкция, реставрация, апсайкл, релокация, экосистема | 236 | |||||
418 | Рассматривается функциональный потенциал объектов современного стрит-арта как средства ретрансляции социально значимых ценностных смыслов, что представляется актуальным для изучения своеобразия национальной картины мира в рамках таких областей гуманитаристики, как лингвосемиотика, лингвокультурология, лингвистическая антропология, лингвоконцептология, филологическая урбанистика. Цель работы ‒ исследовать арт-объекты, присутствующие в городском пространстве в качестве урботекстов ‒ поликодовых произведений искусства, с точки зрения участия в создании культурного кода города и средства формирования городской идентичности. Интерпретация города в качестве полифункционального феномена, имеющего дискурсивную природу, позволяет анализировать такие его характеристики, как открытость, способность к динамичному развитию, демонстрацию со стороны горожан ‒ субъектов дискурса ‒ активной позиции в конструировании среды своего обитания. Методологическую базу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов и приемов: интроспективного, дискурсивного, семантико-стилистического, контекстуального, коммуникативно-прагматического анализа, социального эксперимента в форме онлайн-опроса информантов ‒ томичей и жителей города. На материале арт-объектов города Томска описан механизм дискурсивного анализа подобных единиц, предполагающий изучение их функционально-прагматических и концептуальных свойств в аспекте обусловленности комплексом экстралингвистических и лингвистических факторов: историей возникновения замысла и его воплощения, месторасположением объекта, его внешним видом, включая особенности вербальной составляющей. Показано, что арт-элементы регионального ландшафта воплощают уникальность городской культуры, отражают образ жизни, поведенческие нормы горожан, их культурные традиции и мифологию, а также коллективные ментально-языковые особенности. Особое внимание уделено экспериментальному обоснованию наличия в культурном коде Томска представления о нем как университетском центре Сибири, городе с прочными историческими корнями, богатым поликультурным опытом, визитной карточкой в виде уникальной деревянной архитектуры, а также оригинально оформленным современным городским пространством. Результаты проведенного опроса продемонстрировали интерес томичей и гостей города к объектам стрит-арта. Понимание ими своей принадлежности или причастности к локальной (административно-территориальной) социокультурной общности с точки зрения интерпретации ее самобытности является показателем сложившегося культурного кода города. Основой формирования городской идентичности служит существующий в коллективном сознании образ города, в восприятии которого ключевую роль играют слово, знак, символ, передающие уникальные ценностные смыслы. Ключевые слова: дискурс города, урботекст, культурный код города, городская идентичность, региональный город, стрит-арт, арт-объект, дискурсивный анализ | 225 | |||||
419 | Представлено исследование роли визуальных произведений XIV–XVIII веков, рожденных при распространении чумы или в ее ожидании, для ее свидетелей. Рассмотрение касается и определения экзистенциального и социального вклада специализированных на бедствии религиозных ритуалов. Устойчивые в историко-социальном плане традиционные и возникающие во время конкретной эпидемии ритуальные ответы на распространение чумы выступали важнейшими инструментами обживания катастрофы. В ритуальных практиках свидетели эпидемии получали крайне существенный в условиях бедствия опыт воссоздания упорядоченного бытия-в-мире и разрушенных социальных связей. На уровне реализуемой архитектоники действий ритуалы отстраивали порядок на месте постоянно распадающегося мира и утверждали его устойчивость. Раскрытие адаптивного смысла ритуала для свидетелей катаклизма приводит к вопросу о своеобразном предназначении изобилия фресок, алтарных изображений, икон, картин, рожденных при испытании чумой. На материале эволюции изобразительных выражений культа святого Себастьяна, ставшего одним из заступников от чумы, показывается, как уникальность их выразительных поверхностей способствовала рождению форм чувственного присутствия в мире, избавленном от давления болезни. Вызывая у зрителя мощные потоки ощущений, сила образа выступала ресурсом оживления чувств, не связанных исключительно с обстоятельствами эпидемии. Визуальная риторика произведений тем самым противодействовала угасанию сознания, фиксируемому в исторических отчетах свидетелей чумы. Благодаря экскурсу в иконографию типичных для указанного периода изображений святого Себастьяна показывается, каким образом визуальные произведения несли в себе и возможность гибких вариаций смысла спасения с принципиальным утверждением открытости будущего. В уникальных произведениях развивалась своеобразная техника защиты городских свидетелей эпидемии. Начиная с XVI века эта тенденция переориентации чувственного присутствия как ответа на масштабное эпидемическое бедствие будет развиваться и посредством архитектурных сооружений. Ключевые слова: эпидемия, аномия, сознание, угасание сознания, визуальный образ, событие произведения искусства, формы присутствия, перестройка сенсуального опыта | 223 | |||||
420 | Моделирование возможных миров, альтернативных реальностей и параллельных вселенных по праву можно считать одним из самых востребованных приемов создания художественного образа в литературе и кинематографе. Возможность увидеть жизнь в нескольких вариантах своего развития одновременно, «отменить» принятое решение или переписать историю закладывается в основу захватывающих сюжетов книг и кино. Тем не менее в научной литературе, посвященной логическому и языковому анализу контрфактуальных высказываний и ирреальности, нет достаточного объяснения эмпирических оснований и когнитивно-процедурных механизмов воображения того, что (не) могло бы быть. Возможность наблюдать процесс создания ирреальности, в частности на экране, в рамках художественного фильма, открывает новые перспективы изучения этого способа мышления и языкового описания мира. В данной статье анализируются особенности полимодального конструирования ирреальности в дискурсе кино, а ирреальность рассматривается как способ познания мира путем реконфигурации пережитого опыта в эмоционально-оценочной аттенциональной динамике восприятия и мышления. На материале четырех художественных кинопроизведений – «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Искупление», «Осторожно! Двери закрываются» «Отчаянные домохозяйки» – исследуются конкретные действия, совершаемые субъектом (персонажем) и наблюдаемые за счет аудиовизуальной семиотики кино с целью контрфактуального (альтернативного) моделирования мира. Делается вывод, что в полимодальном дискурсе кино ирреальность «возникает» в результате того, что субъект оперирует прошлым опытом восприятия и трансформирует этот опыт в нелинейную темпоральную конфигурацию в соответствии с теми или иными прагматическими целями и интересами. В частности, выделяются следующие когнитивно-психологические функции ирреальности: аннулирование, рескриптинг, исследование опций и сценарное планирование. Таким образом, воображение альтернативных миров не отвергается персонажем как фантазия, искажающая восприятие, а напротив – принимается как полезный познавательный инструмент, помогающий найти выход из ситуации неопределенности и решить различные жизненные проблемы. Сквозь ирреальность создателям фильма удается обратить внимание зрителя на незначительные детали, а персонажам – изменить понимание привычных событий и объектов окружающего мира. Ключевые слова: полимодальный дискурс, контрфактуальное мышление, аннулирование, рескриптинг, сценарное планирование, исследование опций | 214 | |||||
421 | Создание и развитие студентом – будущим педагогом собственного «Я учителя» невозможно без формирования целостного образа педагога (внутреннего и внешнего). Образ учителя – это не просто изображение, постепенно вырисовывающееся в сознании студента с момента начала обучения в педагогическом учреждении. Это – глубинные субъектные связи, прорастающие в ценности, мысли и поступки, проявляющиеся во внешнем облике, стиле мышления и деятельности, регулятором которой и становится визуализируемое «Я – педагог». Однако недостаточно широкое исследование образа инициативного педагога связано с отсутствием единого определения, а значит, и видения сути профессиональной инициативности педагога. Целью исследования стало изучение глубинных и поверхностных трактовок образа на основе комплексного анализа философских и педагогических источников, направленных на теоретические обоснования знаковых моделей, характеристик понятий «образ», «имидж», «идеал» применительно к образовательной деятельности, к педагогу и обобщение собирательного образа инициативного учителя глазами самих учителей (опытных и будущих). Его задачи включают: уточнение понятия «образ» и смежных по отношению к нему понятий; cистематизацию и обобщение представлений о современном инициативном учителе; конкретизацию примеров проявления инициатив, инициативности в учебной и внеучебной профессиональной педагогической деятельности; выявление представлений будущих учителей (студентов педагогического вуза) и опытных учителей об образе инициативного учителя; определение положительных характеристик инициативного учителя, связи профессиональной педагогической инициативы и качества обучения и воспитания, специфики восприятия такого учителя студентами педагогического университета. Устный опрос опытных преподавателей, учителей позволил выявить ряд положительных характеристик образа инициативного учителя. Однако при этом большая часть опрошенных относится к проявлению инициативности со сдержанным оптимизмом, что может быть свойственно начинающим педагогам. Установлено, что образ инициативного учителя для студентов, как правило, не имеет четких гендерных и возрастных границ, хотя, скорее, это – молодая женщина. Такой учитель компетентен, умен, высококвалифицирован, обладает чувством юмора. Не так важны его внешняя красота, увлеченность и видимая для всех активность. Его уважает и поддерживает администрация школы, но не исключается и «использование» в тех или иных целях. Каждый четвертый студент придерживается мнения, что в коллективе инициативного учителя могут недолюбливать его коллеги, обучающиеся же, наоборот, уважают и поддерживают. Прослеживается прямая взаимозависимость между инициативностью учителя и его способностями хорошо преподавать и быть хорошим классным руководителем, наставником. Ценность исследования состоит в расширении теоретических знаний, представлений об образе учителя в сознании студентов (будущих учителей) и детализирующих его характеристиках, в фиксации видения молодыми специалистами сути профессиональной инициативности педагога. Ключевые слова: образ, учитель, инициативный учитель, идеал учителя, восприятие учителя, представление об учителе, представление об инициативности учителя | 206 | |||||
422 | Проблематизируется построение визуальной модели единого формализованного языка профессиональной коммуникации исследователей современного образования как сложного и многостороннего объекта полидисциплинарных научных взглядов. Анализ научного дискурса образования показал, что в процессе его изучения на базе устоявшихся уникальных дисциплинарных методов исследователи самых различных научных дисциплин формируют значительное многообразие его предметно-детерминированных теоретических интерпретаций. С одной стороны, последнее обстоятельство существенно обогащает научное пространство новым дисциплинарным знанием об образовании, а с другой – до сих пор остается неразрешенной проблема возможности построения единой языковой системы изучения современного образования, которая вбирает в себя универсальные характеристики, присущие различным научным дисциплинам. Выдвигается тезис, что построение визуальной модели формализованного языка исследования образования выступает важным средством профессиональной коммуникации, обмена информацией и совместного использования знаний исследователями различных научных дисциплин, изучающих его. Последнее достигается за счет повышения точности и однозначности в толковании терминов между разными дисциплинами, использования общих определенных понятий, унифицированных методов и форматов описания данных, обеспечивая единое понимание и обмен знаниями. Для создания визуальной модели формализованного языка изучения образования и его семантики потребовалось: 1) провести детальный анализ массива значительного многообразия наличных в научном пространстве дисциплинарных знаковых систем (текстов трудов различных ученых), выявить в них специфичные (базовые) понятия, а также универсальные конструкты, присущие всем научным дисциплинам; 2) сформировать алфавит и синтаксис формализованного языка и определить отношения между его элементами; 3) сконструировать семантическую сеть. Для эффективной реализации разработанной модели был сформулирован ряд условий, а также выдвинуты тезисы о ее эвристическом потенциале. Исследование опирается на герменевтический и семантический методы, призванные выступить теоретико-методологическим основанием построения и визуализации единого формализованного языка исследования образования. В качестве результата в работе предложена семантическая сеть, презентующая искомую визуальную модель единого формализованного языка изучения современного образования. Ключевые слова: образование, визуализация, формализованный язык, семантическая сеть, визуальная модель | 194 | |||||
423 | Преподавание истории философии требует актуализации, визуальные исследования дают особый ресурс такой актуализации. История философии должна быть представлена как изложение последовательности проблем, каждая из которых может быть смоделирована наглядно, и более сложные модели могут быть сведены к более простым и конкретным. Каждый философский тезис может быть представлен тогда как использование зрения самой философии: метафорика зрения в западной философии оказывается не только общим знаменателем методов, но семиотически оптимальным обоснованием любого нового для слушателей или для профессиональной философской аудитории метода. Использование изображений, созданных искусственным интеллектом, тогда оказывается продуктивным для такой конкретизации. В лекции показано, как история философии и науки была не только исследованием новых объектов с помощью онтологических инструментов, но и онтологизацией целых областей сознания, в том числе воображаемых. Тем самым открытие мира было и открытием зеркала своего же сознания. Декарт поставил этот эксперимент в наиболее чистом виде, создав онтологию науки. В отличие от обычных изложений новоевропейского рационализма, в которых подчеркивается приоритет экспериментальной науки над теоретическим обобщением, в лекции создается более сложная картина. Ренессансная доблесть разрушила соотнесение онтологических инструментов самообоснования человека с мирами природы и искусства, тогда как Декарт только довершил это разрушение. Но его волюнтаризм и телеология были укоренены в науке иезуитов, и развитие сначала воображения барокко, а потом и воображения просвещения разрушило и начальную самоочевидность по Декарту. Как и в эпоху Ренессанса, возникла собственная онтологическая область знаков, но только их число стало неограниченным, в отличие от небольшого набора в риторике Ренессанса, и визуальная семиотика в конце концов растворилась в романном воображении. С помощью иллюстраций, созданных искусственным интеллектом, удалось представить в лекции эти сложные перипетии воображения и создания новых онтологических областей, которые могут подрывать или упорядочивать другие области онтологии, в том числе онтологию чистого сознания. Лекция позволяет лучше понять и главную проблему онтологии как раздела философии, и информационную продуктивность визуальных знаков, создаваемых искусственным интеллектом. Ключевые слова: рационализм, визуальные исследования, искусственный интеллект, онтологическая программа, онтология знака, эпистемология, наглядное пособие, философия куклы (куклософия) | 184 | |||||
424 | Описаны концептуальные основания и их осуществление в ходе подготовки и проведения научной встречи, приуроченной к юбилейным торжествам. Встречей стала II Кросс-культурная ассамблея, организованная двумя дружественными университетами: Алтайским государственным университетом и Самаркандским государственным университетом. Ассамблея привлекла не только участников из стран, представленных этими университетами, но и представителей Анголы, Афганистана, Бангладеш, Боливии, Египта, Зимбабве, Ирана, Китая, Конго, Ливии, Монголии, Нигерии, Сомали, Уганды, ЮАР. География участников визуализирует концепты, вынесенные в название ассамблеи: «геопоэтика, медиаэстетика и системно-функциональная грамматика евроафроазиатских трансграничных территорий». Основной акцент в ходе проведения мероприятия был сделан на ценности межкультурного и межличностного взаимодействия, создающего основания для семантических инноваций и совместного продумывании «интриги» жизни через сопряжения в научных сообщениях, дискуссиях и поэтических произведениях метафоры и речевого действия. При концептуальном планировании знакового мероприятия организаторы исходили из понимания того, что семантическая переменная, «неизвестное» как основа семантической инновации возникает в языке в процессе коммуникации и обмена мнениями-восприятиями через движение от одной ассоциации к другой к разделяемому всеми участниками определению общего мира. Ключевые слова: трансграничные территории, семантическая инновация, продуктивное воображение, чувствительность современного человека, креативная среда, être-comme-Pouchkine | 182 | |||||
425 | Рассматривается распространенное определение формальной логики как науки о формах и законах мышления. Необходимость такого рассмотрения обусловлена тем, что содержание данного определения зачастую трактуется совершенно неверно, поскольку под мышлением понимается психологический процесс, а под формами и законами – нормативная база применения субъективных познавательных способностей. Логику, однако, интересует не субъективный психологический процесс, но объективные характеристики мышления как такового, свойственные не только представителям человеческого рода, но и любому процессу, например искусственному интеллекту, который может быть уподоблен мышлению. В этом отношении логика рассматривает не просто мышление, но его объективный результат, каковым является знание в самом широком смысле. Логику интересует мышление лишь постольку, поскольку оно объективируется в знании. Любое знание состоит из содержания, под которым понимается совокупность разнородных сведений, отличающая одно знание от другого, и формы, которая для всех знаний одинакова и представляет собой то, что придает содержанию систематическое единство. Источником содержания знания является понимаемый в самом широком смысле опыт, а источником форм представления знания выступает мыслительный процесс. Можно сказать, что мышление – это то, что наделяет систематическим единством содержание, усвоенное в опыте. Формы представления знания посредством метода формализации могут быть обособлены от содержания и исследованы сами по себе. Именно эти формы образуют объективную сторону мышления и являются предметом формальной логики, независимым от субъективных особенностей протекания мыслительных процессов. Используя компьютерную метафору, можно сказать, что логические формы выражают объективную вычислительную процедуру, позволяющую из имеющихся знаний получать другие знания. Подобные алгоритмические процедуры имеют собственную нормативную базу, которая представляет собой совокупность законов логики. Законы логики бессодержательны и в отличие, например, от законов природы имеют не фактический (то есть имеющий отношение к опыту), а формальный характер. Нормативная база логики в силу своей формальности применима к любому знанию независимо от содержательных различий. Именно поэтому логика – универсальна. Метафорически можно сказать, что она предписывает то, как мышление должно относиться к самому себе. Нормативная база подобного рода устанавливает общие правила распределения значений истинности и общие правила логического вывода. Ключевые слова: мышление, знание, психологизм, объективизм, формальная логика, логическая форма, логический закон, нормативная база логики | 178 | |||||
426 | Анализ взаимосвязи характеристик семьи, восприятия ее индивидом и сформированных на этой основе ценностных установок, определяющих стратегии поведения, требует разработки междисциплинарной методологии и использования методик, позволяющих выявить невербализированную информацию. Поставлена цель выявления эвристического потенциала использования экспрессивного рисунка, обусловившая решение задач по методологическому обоснованию проведения междисциплинарного исследования с использованием комплекса социально-психологических методик, в том числе проективных, на основе применения принципа дополнительности и социокультурного подхода (П. Сорокин). В эмпирической части выполнен вторичный анализ данных социокультурного исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия). Выборка составила 1 459 человек в возрасте от 18–25 лет, учащейся молодежи. Методы исследования: графическая репрезентация семьи (экспрессивное рисование), методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, социологический опросник. Среди выделенных параметров для группировок – количество детей в родительской семье респондента (многодетные семьи и семьи, где росли 1–2 ребенка), тип эмоциональной близости в семье. В работе обоснована ценность применения проективного метода в рамках социокультурного исследования на примере визуализации семьи. Полученные результаты позволили выявить, что использование проективного рисования в социокультурном исследовании способствует формированию репрезентативной выборки, обеспечивающей возможность получения валидных данных при построении группировок. Сопоставление рисунков репрезентаций семьи, выполненных потомками многодетных семей и тех, где воспитывались 1–2 ребенка, не показал существенных отличий в восприятии молодежью образа семьи. Также не было выявлено корреляций между количеством детей в изображении и реальных семьях респондентов. Семантический анализ наиболее часто используемых в диагностике компонентов изображения семьи позволил заключить, что в рисунках повзрослевших детей более информативными являются элементы, отражающие эмоциональный контакт в семье между ее членами, на основании которых выделено три группы: с близким, дальним и избирательным типом эмоциональной связи. Из последней группы более детально рассмотрены респонденты, изобразившие семью с «родители-центричным» типом отношений. Сопоставление результатов их ответов на опросник по ценностным ориентациям Ш. Шварца позволило заключить, что они по типу ближе к современному воплощению патриархальной семьи. Основным результатом исследования стало обоснование эвристического потенциала визуализации семьи при проведении социокультурных исследований, а также применение комплекса социологических и психологических методик, в том числе проективного метода, для выявления связи установок, ценностных ориентаций, поведенческих принципов с отношениями, выстроенными в родительской семье. Ключевые слова: проективные методы, социокультурное исследование, методология междисциплинарного исследования, эпистемологический потенциал, репрезентации | 105 | |||||
427 | Представлены результаты пилотного исследования, проведенного для получения опыта интеграции разных методов обучения. Релевантность позиций визуальной семиотики для решения этой задачи определяет не столько разработка самих визуализаций, сколько один из принципов метода Phenomenon-Based Learning (PhBL) – контекстуальность, а также конструктивизм в качестве его идейного фундамента, что раскрывает место приложения «семиотической диагностики» для оценки пределов реализации самого метода PhBL. Исследование проводилось в четырех школах; в выполнении заданий, основанных на визуальных репрезентациях физических явлений, принимали участие в общей сложности 96 учеников 10-х классов. Оценка эффективности упомянутых методов была проведена с помощью организованного наблюдения за учебной активностью учащихся. Результаты исследования показали, что 85% учащихся отметили значительное улучшение понимания сложных физических явлений благодаря разработанным визуализациям. Проведенное исследование ограничено относительно небольшой выборкой участников и фокусом на школах определенного региона, то есть принадлежащих к конкретной системе образования. Однако, несмотря на это, выводы данного пилотного исследования свидетельствуют об эффективности осуществленной интеграции визуализаций и метода PhBL. Значимость полученного результата состоит в демонстрации потенциала визуальной семиотики для интеграции методов обучения. Ключевые слова: визуальная семиотика, интерпретация физических явлений, образовательная деятельность, школьное обучение, интеграция методов обучения | 104 | |||||
428 | Рассматриваются китайские блоги историко-культурного содержания просветительской направленности. Актуальность исследования связана с ролью сетевых коммуникаций в жизни современного человека, с одной стороны, и отсутствием работ, посвященных способам репрезентации вежливости в китайской блогосфере, – с другой. Предметом анализа выступил поликодовый текст контентов, транслирующих традиционные художественные, трудовые и повседневные практики, относящиеся к культурному наследию Китая и отражающие национально-культурную идентичность. Цель статьи – показать, как посредством поликодового текста видеоблогов в онлайн-коммуникациях реализуется традиционное китайское понимание вежливости. Методологическую основу исследования составили методы семиотического и контент-анализа. Новизна исследования связана с выявлением трех типов контента, реконструирующего традицию как объект почитания (в этом их общность), различающихся по художественному уровню аудиовизуального языка. Высокий художественный уровень контента первого типа способствует мифологизации культурного наследия. Это позволяет рассматривать данный контент как средство поддержания и укрепления национальной идентичности. Видеотекст блогов второго типа не столь разнообразен в средствах художественной выразительности, и в этом плане маркеры вежливости в нем выражены слабее. В роликах блогов третьего типа отсутствуют специальные художественные средства и приемы, что указывает на сосредоточенность авторов на самой практике и обусловливает их псевдодокументальность. Тем не менее во всех трех типах видеоматериалов вежливость «встроена» в процесс реконструкции культурных практик на разных уровнях поликода и манифестирует себя, во-первых, в самопрезентации блогера, соблюдающего принцип скромности, во-вторых, в предъявлении культурной практики в качестве знаково-символического объекта почитания / уважения, что предлагает пользователям новый формат следования принципам вежливости. На основе анализа лингвистических и паралингвистических (иконических, индексальных, проксемических, кинесических и т. д.) знаков и образов, созданных при помощи кинематографических средств и приемов, выявлены сигналы вежливости в поликодовом тексте видеороликов китайской платформы Douyin. Ключевые слова: видеоблоги, традиционные культурные практики, принципы вежливости, ритуал, реконструкция, онлайн-коммуникация, скромность, нематериальное культурное наследие | 100 | |||||
429 | Характеризуются результаты исследования – когнитивные визуализации – больших данных на материалах цифровых следов деятельности студенческих проектных сообществ по созданию знания в образовании. Презентация этих результатов в сочетании с предметом исследования – указанными следами – является основанием для релевантности парадигмы визуальной семиотики задачам данного проекта. Выборкой исследования стали проектные сообщества студентов, работающие на цифровых платформах Wiki, SkillSpace, Patentoskop, Univertechpred. Рассмотрены цифровые следы, которые оставляли участники проектной деятельности в электронных библиотеках при создании совместных статей и исследований, при разработке патентных заявок на результаты интеллектуальной деятельности, технологических проектов на платформе студенческого предпринимательства. При обработке больших данных применялись методы сетевого анализа, выявляющие связи между агентами деятельности при создании цифровых объектов: интеллектуальных продуктов и технологических проектов. Ключевые слова: большие данные, когнитивные сети, управление знаниями, сетевой анализ, проектные сообщества, цифровые платформы, цифровые следы | 97 | |||||
430 | Цель статьи – представление понятия «пограничный объект», раскрывающего проблемы визуальной репрезентации науки в музее, как принадлежащего одновременно философии и науке. Такая цель актуальна для обоснования концептуального языка современных исследований науки и технологий (Science and Technology Studies), объединяющих научное и философское обращение к своему предмету. Реализация цели задействует следующие методологические стратегии. Во-первых, осуществляется концептуальная работа по раскрытию характеристик понятий, существующих на пересечении философии и науки. Такие понятия должны представлять определенное положение дел как проблематичное, должны не только представлять проблему, но и включаться в ее решение, должны подтверждаться расширением на новые проблемные области, а также дополняться новыми смыслами и связываться с другими концептами. Во-вторых, производится интерпретация понятия «пограничный объект», введенного С. Стар и Дж. Гриземером в ответ на проблему необходимости сотрудничества в практиках, связанных с научными музеями, акторов, имеющих разнородные знания и интересы. Интерпретация на теоретическом уровне раскрывает понятие «пограничного объекта» как одновременно философское и научное. В-третьих, в качестве применения теоретической интерпретации рассматривается конкретный кейс – функционирование музея-архива Д. И. Менделеева в СПбГУ, что позволяет расширить область применения понятия «пограничный объект» на историко-научный, мемориальный университетский музей. В результате раскрываются эвристические возможности понятия «пограничный объект», которое может послужить терминологической связности теоретической и практической музейной работы, а также сделать проблематику визуальной репрезентации науки в музее пограничным объектом между научными исследованиями музея и философскими исследованиями науки. Помимо этого, представление некоторых элементов экспозиции музея-архива Д. И. Менделеева посредством понятия «пограничный объект» не только раскрывает значение музея как функционирующего на пересечении различных научных миров прошлого и настоящего, а также социальных миров профессиональных исследователей и дилетантов, но и обозначает возможности развития экспозиции. В целом представленное исследование вносит вклад в обоснование концептуального языка междисциплинарных исследований науки и ее визуальной репрезентации. Ключевые слова: репрезентация науки, пограничный объект, философское понятие, научное понятие, научный музей, публичная научная коммуникация, история науки | 93 | |||||
431 | Исследователи относят произведения русского писателя Павла Улитина (1918–1986) к экспериментальной монтажной прозе. Он принадлежал к числу писателей-диссидентов и создавал ни на что не похожие произведения на трех языках. Улитин сам печатал и сшивал свои книги, сам выбирал способ фиксации текста: он сочетал машинописные и написанные от руки фрагменты, переходил на иностранный язык и нарушал равномерность расположения текста на страницах. Такое внимание к визуальной стороне произведений позволяло ему создавать уникальные авторские книги, которые напоминают образцы прикладного искусства. Данная статья посвящена изучению визуально-графических особенностей двух книг П. Улитина: «Макаров чешет затылок» (впервые опубликована в 2004) и «Путешествие без Надежды» (впервые опубликована в 2006). Невербальные знаки и топографические средства организации семиотического пространства текста, метаграфемы структурируют текст нелинейным образом. Распределение текста на странице, изменение межстрочных интервалов, варьирование ширины полей и заметки на них, авторские сокращения, вычеркивания и выделение прописными буквами не только служат носителями невербальной информации, но и формируют уникальный визуальный облик текста, создают сложную систему семиотических знаков, что, в свою очередь, оказывает влияние на то, как читатель воспринимает и интерпретирует текст. В книге «Макаров чешет затылок» можно найти страницы, похожие на записи из черновиков. Их наиболее характерные визуальные особенности ‒ зачеркивания, заметки на полях, варьирование интервалов между строками и буквами и сокращения. В книге «Путешествие без Надежды» чаще встречаются фрагменты, похожие на дневниковые записи, что визуально выражается в наличии дат, авторских сокращений, отсылок к реальным диалогам, ситуациям и событиям из жизни писателя. Визуально-графические средства в этих случаях влияют на структуру нарратива и передают ощущение динамичности и спонтанности творческого процесса. В обеих книгах можно найти примеры парцеллированных конструкций и компрессии текста, которые позволяют эмфатически выделить наиболее важные смысловые фрагменты и оказывают влияние на то, с какой интонацией и в каком темпе должен быть прочитан текст. Эти приемы усиливают присутствие автора, поскольку способствуют более точной передаче индивидуальных особенностей его речи. Данные эффекты сочетаются с характерным для текстов Улитина наличием большого количества интертекстем, что является одним из ключевых аспектов стратегии автора в организации текста. С одной стороны, интертекст выступает инструментом создания авторского послания, которое можно отчасти интерпретировать через намеки и ассоциации. С другой стороны, он предоставляет читателю широкое поле для интерпретаций, приглашая его стать творцом своих собственных смыслов. С точки зрения визуального облика текста включение точных и трансформированных цитат на иностранных языках или просто переход на другой язык тоже является графическим знаком и меняет общий вид страницы, нарушая автоматизм восприятия текста читателем, поскольку это требует дешифровки и является отражением особенностей языкового сознания автора. Разнообразие визуально-графических средств является отличительной чертой уникального стиля писателя, они требуют определенной рецепции от читателя, превращая интерпретацию авторского смысла в творческий процесс. Ключевые слова: визуальный облик текста, визуально-графические средства, метаграфемы, интертекстуальные включения, Павел Улитин | 86 |