№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пандемия COVID-19 как главный инфоповод современности нашла отражение не только в большом количестве научных исследований, но и в народном творчестве, развернувшемся на просторах виртуального пространства. Одним из способов осмысления интернет-аудиторией эпидемиологической ситуации в мире стали интернет-мемы, изучение которых позволяет лучше понять потребности и проблемы постоянно расширяющейся интернет-аудитории. Целью статьи является исследование интернет-мемов как индикатора общественной реакции и инструмента обратной связи в период пандемии COVID-19 на примере контента российского медиапространства c 2020 по 2021 год. В процессе движения к поставленной цели был реализован ряд задач: обозначены сущность интернет-мема, его функции и особенности как инструмента общественной реакции; на основании полученной теоретической информации создан алгоритм дешифровки знаковой структуры интернет-мема; с помощью составленного алгоритма проанализированы интернет-мемы о пандемии, популярные в российском интернете. Инструменты и механизмы обратной связи рассматриваются в работе в контексте теории политических коммуникаций, основанной как на классических положениях Ласуэлла, так и на их последующей критике. Методологической основой работы является семиотический анализ, примененный с учетом лингвокультурологических особенностей предмета исследования. В результате теоретического и практического изучения обозначенной темы мы пришли к следующим выводам. Интернет-мем как медиаобъект примечателен тем, что занимает определенный статус в интернет-пространстве: обладая знаковой природой (вербальная и визуальная составляющие), он содержит актуальный и ярко выраженный юмористический посыл, созданный на основании уже существующих культурных шаблонов. Это позволяет мему выполнять не только развлекательную и коммуникативную, но и социальную функцию. Будучи инструментом сублимации и компенсации негативного социального и экзистенциального напряжения, он может служить не только каналом коммуникации между индивидами, но и инструментом обратной связи в процессе политической билатеральной коммуникации между государством и обществом. Подтверждением этого тезиса являются интернет-мемы о пандемии COVID-19, создаваемые российскими интернет-пользователями с начала распространения коронавирусной инфекции и ставшие чрезвычайно популярными в социальных сетях и мессенджерах. Высмеивались и сама пандемия, и государственные меры по предотвращению ее распространения. Этот предмет комической интерпретации мема трансформируется параллельно тому, как меняются вводимые государством меры. Процесс создания авторами подобного контента следует одной и той же схеме: уже известный в виртуальном пространстве шаблон редактируется с учетом существующей социально-политической повестки, в результате чего измененные детали или утоняющие надписи наполняют его новым юмористическим содержанием. Поскольку чаще всего интернет-мемы о пандемии носят ярко выраженный саркастический характер, их семиотическая дешифровка может быть полезной для анализа текущей общественно-политической ситуации: она помогает определить реакцию граждан на правительственные меры, а значит, позволяет использовать это знание в будущем для принятия более взвешенных политических решений и выстраивания более успешных коммуникативных стратегий для их внедрения. Ключевые слова: политическая коммуникация, обратная связь, каналы обратной связи, интернет-мем, пандемия COVID-19, коронавирус, государственные меры, интернет-коммуникация, российское медиапространство, контент-анализ | 27980 | |||||
2 | Сегодня в научных работах часто встречается мнение, что современная «экранная» культура подменяет собой реальность, искажает окружающий человека мир. Возможно, эти опасения несколько преувеличены, поскольку искажённые представления о действительности могут создаваться и другими формами культуры. Тем не менее, сильное влияние кинематографа и телевидения на умы зрителей вполне очевидно. Поэтому важно изучать роль этой индустрии в создании различных современных мифов. В данной статье рассматривается история закрепления в сознании российского зрителя мифа о славянских рунах, которые изображаются в фильмах и телепередачах как древняя дохристианская славянская письменность. В статье показано, что науке ничего не известно о существовании у славян письменности, похожей на руническую. Этот факт позволяет утверждать, что представления о существовании славянских рун являются современным мифом. Его генезис связан с появлением в постсоветской России псевдонаучной исторической литературы и её влиянием на становление литературного жанра славянского фэнтези. Впервые этот миф, очень популярный в среде русских неоязычников, отразился в кино в 2004 г., когда на экраны вышел четырёхсерийный фильм «Легенда о Кащее». Фильм стал первым воплощением на экране жанра славянского фэнтези. Зритель может увидеть знаки, очень похожие на скандинавские руны, в чертогах славянских божеств. За прошедшее с той поры время руны стали востребованным атрибутом российских фильмов и сериалов мистической направленности. Даже если они не связываются со славянами напрямую, они включаются в контекст российского историко-культурного наследия. Так зрители привыкают ассоциировать вид рунических надписей с языческими верованиями Древней Руси. Ещё больший вклад в формирование подобных представлений вносят телепередачи, в особенности, выходящие на канале «РЕН ТВ». В ряде таких передач прямо говорится о существовании развитой славянской рунической письменности. В оформлении таких передач часто используются шрифты, стилизованные под руны. Всё это созвучно идеям русских неоязычников, которых тоже постоянно показывают в этих передачах. Но если недавно можно было думать, что славянские руны являются частью маргинальной субкультуры приверженцев фольк-хистори и увидеть их в респектабельных СМИ невозможно, то сейчас ситуация изменилась. В 2018 г., в православную Пасху, Первый канал показал документально-игровой фильм «Крещение Руси». Титры этого фильма стилизованы под рунические надписи. Таким образом, несмотря на проправославный характер фильма, он подыгрывает русским неоязычникам, закрепляя популярную в их среде точку зрения о существовании у славян рунической письменности. К сожалению, эти идеи вовсе не безобидны, поскольку они способствуют реставрации нацистских измышлений о мистической символике рун и рецепции этих взглядов российским историческим сознанием. Ключевые слова: современная мифология, руническая письменность, фольк-хистори, неоязычество, нацизм, массовое историческое сознание, российское телевидение, российское кино, экранная культура | 6503 | |||||
3 | Статья посвящена историческим аспектам исследования возникающих в период сна образов, преимущественно визуального характера. Выполнен обзор донаучных и научных концепций, связанных с исследованием сна и сновидений. В статье представлен анализ обширного диапазона литературных источников, включающий работы исследователей и учёных на языках оригинала, а также переведённых на русский язык. Следует отметить, что данное исследование характеризует только историю и культуру, возникшую на территории Африки (Древнего Египта) и Европы. Рассматриваемая история взглядов и оценок феномена сновидений, а также походов к изучению этого психического явления приведена в хронологическом порядке. Ключевые слова: сон, сновидение, древний мир, античность, средневековье, эпоха Возрождения, религия, философия, культура, научные концепции | 3541 | |||||
4 | Статья содержит описание и исследование концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, предложивших авторские теории сновидений. Анализируется теория сновидений З. Фрейда; характеризуются функции сна; приводятся основные положения теории сновидений; даётся развёрнутая характеристика двух видов сновидений – явного и скрытого; описывается предложенный З. Фрейдом метод исследования сновидения. Характеризуется исследовательская позиция К. Г. Юнга, выступавшего с критикой фрейдизма и предложившего собственную концепцию, получившую название «аналитическая психология»; приводятся основные положения теории сновидений Юнга; описывается метод исследования сновидения, предложенный и внедрённый Юнгом. Предложены авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие концепции фрейдизма и классического психоанализа. Исследование опирается на обширный круг источников, включающий работы классиков психоанализа на языке оригинала, а также переведённые на русский язык. Ключевые слова: сновидение, образ, психология, методология, система, структура, личность, фрейдизм, классический психоанализ | 3531 | |||||
5 | Через призму естественно-научных концепций анализируется метод системных семейных расстановок по Б. Хеллингеру. Впервые концепции Б. Хеллингера систематизированы и изложены в форме, принятой в академической науке. Выделен объект и предмет психологической коррекции, описан методологический базис метода, указаны использующиеся методы, целевая аудитория, показания и противопоказания к применению метода, оборудование и материалы, особенности проведения метода. Рассмотрена семья как системное образование, описаны психологические законы, действующие в семейных системах. Охарактеризованы трудности и факторы, ограничивающие применение метода. Освещены модификации метода. Приведено детализированное пошаговое описание классической схемы проведения системной семейной расстановки по Б. Хеллингеру. Предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику. Подчёркивается значение метода Б. Хеллингера как уникального инструмента, позволяющего визуализировать структуры рода и семьи. В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие семейную систему клиента, психологические законы семейных систем, последовательность этапов проведения расстановки семейной системы клиента. Материалы статьи дополняют существующие теоретические положения и анализ эмпирического опыта проведения классических системных семейных расстановок по Б. Хеллингеру. Ключевые слова: психологический тренинг, методология, система, структура, элемент, Б. Хеллингер, семья, род, расстановка, визуальное восприятие, визуализация, системный подход, феноменологический подход | 3307 | |||||
6 | Статья содержит детализированное описание разработанной авторами методики психологической коррекции образов, символов, сюжетного содержания сновидения. Обосновывается актуальность данного направления психологической практики для оказания индивидуальной психологической помощи, а также разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ. Даются поэтапные рекомендации проведения трансформации исходного сновидения. Практическое использование оригинальной методики наглядно иллюстрирует клинический пример. Описаны специфика авторской методики, трудности психолога и пациента, возникающие при проведении психологической коррекции. Представлены эффективность и результаты апробации разработанной психокоррекционной методики. Ключевые слова: сон, гигиена сна, сновидение, образ, символ, сюжет, психологическая коррекция, психотерапия, личность, внутриличностный конфликт | 3251 | |||||
7 | Статья посвящена разбору вопроса об одном из эпизодов истории отечественного храмостроения – о запрете, наложенном патриархом Никоном на строительство шатровых церквей, игравших важнейшую роль в семиотической структуре и эстетическом оформлении пространства русских городов и монастырей. В последние годы ряд исследователей ставит под сомнение сам факт запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов в середине 1650-х годов. Проанализировав все аргументы «за» и «против», я показываю, что такой запрет действительно имел место, и анализирую причины этого запрета. Во-первых, со стороны патриарха имела место своеобразная «монополия» на шатёр, так как Никон, запретив другим храмоздателям строить шатры, сам решил возвести шатровую ротонду в Новом Иерусалиме. Во-вторых, патриарх, обязанный заботиться о материальной стороне церковной жизни, считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. В-третьих, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-либо личным (например, эстетическим) причинам. В статье представлена также статистика строительства храмов с шатровым завершением: с 1513 года по начало XVII века были построены около 30–35 таких храмов; примерно в том же количестве – с конца 1620-х до середины 1650-х годов. С этого времени такое строительство было прекращено на несколько десятилетий именно из-за запрета патриарха Никона. Ключевые слова: Россия, архитектура, шатровый храм, патриарх Никон | 2639 | |||||
8 | Предлагаемая вниманию читателя статья Михаила Семёновича Уварова (1955–2013) ранее была опубликована в периодическом издании «Соловьёвские исследования» (2012. Выпуск 3 (35). С. 16–28). Мы воспроизводим этот текст в силу его значимости для визуальной семиотики кино и в продолжение обсуждения творчества знаменитого русского режиссёра в нашем журнале, а также в знак почтения к недавно ушедшему от нас учёному и философу. В статье анализируются христианские аспекты творчества Андрея Тарковского. Рассматриваются проблемы, связанные с интерпретацией идей христианского и православного богословия в кинофильмах Тарковского. Излагаются задачи, стоящие перед русской философией искусства в контексте творчества Тарковского. Выявляется специфика концепта «русская философия искусства». Рассматриваются вопросы религиозной мотивации художественного метода Тарковского. Анализируется конкретное религиозное содержание основных фильмов режиссёра и дискуссионные проблемы его творчества. Раскрываются аспекты трактовки Тарковским «народного христианства» на Руси. Показано, каким образом религиозные мотивы фильмов Тарковского повлияли на современный российский кинематограф. Делается вывод о том, что в творчестве Андрея Тарковского достигается высший синтез сфер человеческого и Божественного, составляющий его основной вклад в мировое искусство. Статья предваряется кратким очерком жизни и философии профессора М. С. Уварова. Ключевые слова: творчество Андрея Тарковского, философия искусства, религиозное искусство, религиозная философия, Божественное, человеческое, вера, христианство, православие, католицизм, «русская Голгофа» | 2636 | |||||
9 | Статья посвящена исследованию основных антропологических параметров городского пространства. В основание исследования положен гуманитарный подход в урбанистике. Согласно указанному подходу, город представляет собой специфический, сложный культурный конструкт, воплощающий в своём материальном «устройстве» фундаментальные эстетические, социальные и мировоззренческие установки людей. Это воплощение имеет «двусторонний» характер. Визуальная организация городского пространства, с одной стороны, фиксирует культурные смыслы, ценности, мифы и приоритеты; с другой стороны, она продуцирует определённые эмоции, организует конкретное целеполагание, влияет на жизненную стратегию человека и его повседневную активность, предписывает человеку нормы и ориентиры. Эта двоякая функциональность города закреплена в визуальных знаках и маркерах. Любой материальный объект, входящий в «ткань» городской среды, может быть прочитан как такой знак или маркер. Изучение «человеческих» параметров городского простанства должно происходить в перспективе сближения семиотики и урбанистики в общем контексте антропологического знания; это позволит понимать и формировать городскую среду обитания как сферу коммуникативного праксиса горожан. В статье рассмотрены три фундаментальных принципа организации городской среды: пространство, время и ценности. Эти принципы выражают собой основные параметры человеческого существования: неравномерную протяжённость материальной телесности (различные смысловые интенсивности), историчность бытия (присутствие прошлого и будущего в настоящем) и нормативность (ценностные ориентации). Практическая аксиология городских пространств формирует отдельные локусы таким образом, чтобы в масштабе общего пространства города они могли стать пространствами солидарности и соучастия. Ценности социальной памяти, национальных традиций, культурной истории, гражданской идентичности, личной жизни, конструктивного развития (посредством культурной аккумуляции смыслов) ориентируют деятельность горожан на такую солидарность как интегральную цель. Названные ценности способны объединять как простых горожан, так и работников городских администраций в их деятельности по визуальному конструированию городского пространства. На этом пути может быть преодолён известный контраст между планомерной «кибернетической» деятельностью администраций и стихийным творчеством жителей. Такой путь ведёт к коллективной городской аскетике – к заботе о городе как общем «теле» его жителей. Городское пространство, переживаемое как антропологический, а не физический феномен, представляет собой визуально структурированную сферу человеческих коммуникативных практик. В результате таких практик складывается общая биография города и его обитателей. Ключевые слова: город, городская среда, визуальная семиотика, аксиология, гуманитарная урбанистика, коммуникативные практики, антропология города, пространство, время, ценности | 2451 | |||||
10 | В статье идёт речь о смысле и употреблении термина «визуальная семиотика». Определяется предметная сфера визуальной семиотики и её соотношение с другими областями гуманитарного знания. С одной стороны, визуальная семиотика – это часть семиотики в целом; с другой стороны, она выступает как сложная научная область, включающая в сферу своего интереса визуальные аспекты всевозможных социокультурных (коммуникативных) практик. Изучение визуальных аспектов коммуникации подтверждает тезис о преимущественно прагматическом характере знака как элемента коммуникативной системы. Автор приходит к выводу о том, что термином «визуальная семиотика» можно именовать полидисциплинарное исследовательское поле, которое предметно формируется научным интересом к визуальным способам коммуникации, осуществляемым в различных «оптически» организованных формах культурной деятельности. Ключевые слова: визуальная семиотика, прагматика, знак, культурная коммуникация, полидисциплинарное знание | 2207 | |||||
11 | В статье предпринята попытка выявить (определить и описать) изменения символических смыслов/знаков/кодов политических трансформаций в визуальных репрезентациях на материале российских журналов мод за период с 1980 по 2013 годы. На примере анализа 918 изображений из журналов и 135 фото-образов с показов коллекций Mercedes-Benz Fashion Week Russia 2012/2013 исследование проводится в скрининговом дизайне изучения политических процессов с «шагом» в привязке к значимым этапам изменений режима. Авторы приходят к выводу, что через журналы мод, насыщенные визуальными знаками, не просто отражаются общественно-политические процессы, позволяя выявить их коммуникативно-семантические коды, но и происходит опережающая символическая легитимация изменений социального порядка и политического режима, вероятно, инициируемая и/или поддержанная со стороны властных групп. Ключевые слова: визуальная политология, российский политический режим, репрезентации, мода, гендер | 2174 | |||||
12 | Согласно определению автора концепта А. М. Лидова, иеротопия – это творческая деятельность по созданию конкретных сакральных пространств, а также раздел науки, изучающий примеры такой деятельности. С. В. Заграевский в предыдущем номере журнала выступил с критикой научной обоснованности иеротопии. Его главный тезис: иеротопия опирается на недостаточно обоснованную веру в существование некоего «сакрального пространства», элементы которого имеют мистический смысл. Данная статья продолжает начатую дискуссию. Опираясь на свой опыт иеротопических исследований, автор проанализировал аргументацию С. В. Заграевского и выявил основные факторы, повлиявшие на его выводы. Во-первых – это неверно понятое им соотношение научного и религиозного в иеротопии. С. В. Заграевский полагает, что иеротопические исследования включают «авторское религиозно-мистическое откровение», в то время как в действительности религиозное фигурирует в иеротопии лишь как объект изучения. Во-вторых – это его архитектуро-центрическая позиция, которая помешала ему оценить ключевую роль иконы и иконического в формировании сакральных пространств, а также принципиально важную роль перфомативного. В-третьих – это его настойчивое стремление найти для иеротопии фиксированное место в традиционной структуре разделов знания. Отсюда происходит его убеждение в том, что иеротопия не имеет собственного предмета, опираясь в своей содержательной части на традиционые дисциплины, и сводится к попыткам угадать сакральные смыслы путём мистического прозрения. В действительности иеротопия – это самостоятельное научное направление, в котором сакральные пространства рассматриваются как результат человеческого творчества и даже, в определённом смысле, как произведения искусства. В иеротопической методологии нет никакой мистики, хотя элементы мистики могут присутствовать в мотивации самих создателей сакральных ансамблей. В статье показано, что иеротопия является результатом естественного развития современной теории сакрального искусства, в первую очередь иконографии. Иеротопия предлагает междисциплинарный дискурс, который обогащает исследование сакрального как явления религиозной культуры и который заслужил высокую оценку научного сообщества. Ключевые слова: иеротопия, методология, дискурс, сакральные пространства, пространственная икона, визуальная семиотика религии | 2101 | |||||
13 | Человек находит себя в мире не как чистый разум или сознание, но как воплощённое существо. Это воплощение не есть простой природный факт, человек не является продуктом собственного тела, наоборот, люди в истории всегда делали свои тела собственными предметами и представлениями. Французский антрополог М. Мосс считал, что для построения целостной концепции человека мы должны использовать результаты различных наук – социологии, психологии и физиологии. В данной статье понятие «техники тела» рассматривается через призму теории движений, разработанной классиком отечественной психофизиологии Н. А. Бернштейном. Тело человека выполняет роль медиа. Осмысление мира может осуществляться через тело и чувства, а не только с помощью логики и языка. Ключевые слова: техники тела, М. Мосс, строение движений, Н. А. Бернштейн, символические координации, жест, медиа, образ | 1961 | |||||
14 | Автор исследования определяет архетипический смысл дома (в классическом и юнгианском смысле) в сценографиях Андрея Тарковского как архитектурного объекта с эстетической, психологической и нарративной функцией, а также рассматривает образ функционирования и семантического обогащения данного архетипа в экономике фильмов. Данные функции дома соотнесены с повествовательными функциями главных героев с целью обнаружить основополагающую роль дома как храма, посвящённого пространству встречи и общения человека с Богом. Ключевые слова: архетип, сакральное пространство, куполовидное про- странство, открытое к бесконечности пространство, фаворскoe пространство, дом души | 1952 | |||||
15 | Акцент в статье делается на мировоззренческом сдвиге шестнадцатого века. «Герметическая натурфилософия» конца XV – начала XVII вв. открыла путь к становлению интеллигенции нового образца, в чьей среде модель просвещённого гения, поэта-философа неотрывно связалась с образом Меланхолии. Её воздействие на человека бралось не из мрачных прогнозов аристотелевской школы, но из торжественных определений Плотина, Пико делла Мирандолы и Агриппы Неттесгеймского. Аналогично и планетарный покровитель меланхоликов – античный бог смерти и неумолимого времени Сатурн-жнец – отныне становится покровителем «неистовой мудрости» и «героических энтузиастов». Отмеченные метаморфозы мифологических персонажей иллюстрируются иконологией XV–XVI вв. Ключевые слова: Сатурн, меланхолия, гуморы, астрология, герметизм, иконология, Ренессанс, постсредневековье, Vanitas | 1946 | |||||
16 | В статье рассматриваются религиозные воззрения Андрея Тарковского, выраженные в его творчестве и дневниковых записях 1970-х гг. В центре размышлений Тарковского находится проблема бессмертия и проблема связи человека и Бога. Наиболее важным произведением режиссёра в этом контексте является сценарий «Светлый ветер», который не был реализован в качестве фильма. Главный герой сценария наиболее полно выражает образ религиозного пророка в творчестве Тарковского; режиссёр понимает Бога как непостижимую и бесконечную глубину в самом человеке, а бессмертие – как бесконечную последовательность жизней, подобных земной жизни человека. В этих необычных религиозных воззрениях Тарковский является идейным наследником Ф. Достоевского. Ключевые слова: Андрей Тарковский, сценарий «Светлый ветер», религия, бессмертие | 1945 | |||||
17 | Отталкиваясь от факта конгруэнтности морфологической структуры города и типа техники, автор статьи рассматривает основание изоморфизма урбанистических и технических систем. Основным тезисом является утверждение о том, что каждый тип города характеризуется определённым способом организации жизни, типом применяемой техники и вещной средой на уровне повседневности. В статье даётся различение трёх типов вещей: доиндустриальная вещь, индустриальная вещь и виртуальная вещь – имидж. Проект как когнитивная конструкция возможной жизни приобретает различную форму: мифологическую, сциентистскую, идеологическую и виртуальную – в форме имиджа. Ключевые слова: проектные образы, вещь, имидж, город, техника | 1912 | |||||
18 | В статье сформулированы задачи и перспективы интерпретации города как сложного трансфизического феномена, имеющего коммуникативно-семиотическую природу. Такая постановка урбанистической проблемы позволяет подойти к исследованию города как сложно устроенного пространства, визуальная «разметка» которого выражает собой не столько функциональность отдельных объектов и зон, сколько человеческие представления об экзистенциальном комфорте, исторические и мифические нарративы и аксиологические прескрипции. Эпистемическая «оптика» визуальной семиотики даёт возможность рассматривать и понимать город не как физическое место, структурированное материальными объектами, а как специфически-человеческим образом организованную коммуникативную среду, как сложно устроенное, семиотически размеченное пространство, отражающее собой особенности бытия человека как культурного существа и инициирующее (транслирующее во времени) культурно-коммуникативную активность человека. Ключевые слова: визуальная семиотика, визуальная коммуникация, визуальный текст, городское пространство, антропология города, современная урбанистика | 1898 | |||||
19 | В данной статье представлен некоторый интерпретативный эксперимент, в котором соотносятся два изображения и идея, высказанная американским историком науки Лоррейн Дастон, согласно которой в период XVII–XVIII веков научное наблюдение стало предметом теоретического осмысления, а его широкое распространение привело к появлению того, что может быть охарактеризовано как «империя наблюдения» Два изображения, о которых идет речь, – это «Послы» Ганса Гольбейна Младшего (1533) и фронтиспис флоры Карла Линнея Hortus Cliffortianus (1748), выполненный Яном Ванделааром. Главный вопрос, который ставится в работе, состоит в том, что эти два изображения могут сказать нам об империи наблюдения как исторической политико-эпистемологической сборке (практик, процедур, институтов, техник репрезентации, способов описания, самостей и стилей жизни), исходя из допущения, что она представляла и легитимировала себя не только в различных дискурсах, но и в визуальных репрезентациях. «Послы» Гольбейна своим визуальным строем документируют (по ту сторону их многочисленных загадок) тот момент европейской истории, когда политические аппараты начинают конституировать себя как аппараты наблюдения. В этом контексте послы (как представители суверена) – это прежде всего наблюдатели. Отдельное внимание уделяется изображенному на картине Гольбейна глобусу Земли как механизму синоптического виденья и тотализирующей репрезентации, выступающих одновременно эпистемологическим инструментом и инструментом политического господства. В отличие от внешне реалистического характера «Послов» Гольбейна, фронтиспис Ванделаара активно задействует мифологические мотивы и сюжеты, которые при этом отсылают к вполне реальным аспектам функционирования империи наблюдения: к Европе как географической зоне присвоения и потребления, организованных вокруг неравных обменов, но и привилегированная территория эпистемологического накопления, которое генерируется в том числе практиками наблюдения, а также к пространству наблюдения как пространству порядка и организованной видимости. В заключении делается вывод, что эти два изображения, несмотря на их сложный символический и аллегорический строй, тем не менее являются выражением фактических модальностей знания и реальных эпистемологических режимов, оформлению и консолидации которых они способствуют. Ключевые слова: ботанический сад, наблюдение, визуальная репрезентация, Ганс Гольбейн Младший, глобус, империя наблюдения, карта, пространство наблюдения, политико-эпистемологический режим, Ян Ванделаар | 1881 | |||||
20 | В статье рассмотрены новые направления социально-политической трансформации современного общества и их отражение в мультипликации. Показана взаимосвязь изменения социальных норм и базовых сюжетных линий мультипликационных фильмов. Особое внимание уделяется возрастающей роли горизонтальных социальных связей и повышению ценности институтов семьи и репутации, вызванному высочайшей степенью транспарентности информационного общества. При этом ценность индивидуализма отходит на второй план, уступая место взаимопомощи для достижения общего блага. Кроме того, отмечено изменение представлений о романтической любви и отношениях поколений. Проведен анализ иллюстраций создания и разрушения авторитарных политических моделей в современных мультфильмах. Показана актуальность в мультипликационных фильмах тем борьбы с тиранией и гражданской самоорганизации. Ключевые слова: горизонтальные связи, политические режимы, мультфильмы, тирания, социальная норма, информационное общество, поколенческие ценности | 1855 | |||||
21 | Иеротопическая методология, разработанная А. М. Лидовым, рассматривает процессы сакрализации мест и пространств как осознанную творческую деятельность. Реформация отменила традиционную сакральность церквей и святилищ, но открыла дорогу протестантской иеротопии: сакрализации материального мира в целом как Божьего Творения. Восхищение природой стало религиозным чувством, а домашнее и повседневное засияло аурой новой святости. Основной тезис данной работы: голландскую живопись Золотого Века можно интерпретировать как иконографию этой новой сакральности. Это искусство называют реалистическим, но его лучше назвать восторженным или даже сакральным натурализмом. В атмосфере восхищения материальным как Божьим Творением возникла эстетика зрелищной «живописности», в которой классический эталон прекрасного утратил силу, а всё, созданное Творцом, оказалось достойным пристального внимания и любовного увековечения в живописи. Букеты и натюрморты стали иконами Божьего Творения, а мётлы и тапочки – символами нового культа чистоты. Скромные буржуазные интерьеры, украшенные нереально роскошными персидскими коврами и мраморными полами, предстали в образе храмов домашнего уюта. Обсуждается влияние естественного богословия XVII века, кальвинистских доктрин, неостоицизма, спинозизма и бэконианства на формирование в протестантской культуре обострённого внимания к видимому миру и сакрализации Творения, имевшей выраженный пантеистический оттенок. Ключевые слова: голландская живопись, Золотой век Голландии, реализм, иеротопия, протестантизм, кальвинизм, неостоицизм, естественное богословие, живописность, иконология, теория искусства, сакрализация, барокко, пейзаж, натюрморт, материя, цветок, интерьер | 1804 | |||||
22 | Статья посвящена анализу визуального в литературе античности, которую исследователи считают предтечей развития визуальности Ренессанса и Нового времени. Цель статьи – исследование архитектурного экфрасиса в поэме Овидия «Метаморфозы». Объектом исследования являются описания дворца Феба (Regia Solis) и хижины Филемона и Бавкиды, превращённой в храм (Tecti Philemonis et Baucidis). Экфрасис Regia Solis, будучи переводом визуального кода в вербальный, в тексте поэмы возникает на границе между миром людей и богов, указывая на соединение реальной и ирреальной действительности. Изображение архитектурного объекта возникает постепенно, по мере приближения юного Фаэтона к месту восхода (ortus). Семантика ortus позволяет утверждать, что экфрастическое описание не только реконструирует модель реальной действительности автора, но и является началом, рождением новой действительности. Описание дома Филемона и Бавкиды представляет собой свёрнутый экфрасис, не содержит развёрнутой репрезентации, используется как мотивировка, обобщённый образ, свойственный храмам античной культуры. Собственно архитектурный экфрасис появляется в процессе метаморфозы и также конструирует новую действительность. В статье рассматриваются параметры этой новой действительности, обрамлённой условными границами экфрасиса. Ключевые слова: визуальное, экфрасис, Овидий, «Метаморфозы», античная литература | 1795 | |||||
23 | Статья посвящена исследованию городской идентичности. Резкая трансформация социально-политических реалий современного мира актуализирует проблему идентичности. Ощущение неустойчивости существования порождает необходимость уточнения мировоззренческих координат. В попытке преодолеть неустойчивость человек обращается к разным формам «твёрдой» идентичности. Одной из таких форм выступает территориальная идентичность, которая в условиях нестабильности в буквальном смысле даёт возможность укорениться в бытии. Однако территориальная идентичность является абстракцией, так как не имеет чётких физических и метафизических границ. Сущностная неопределённость территориальной идентичности не даёт возможности удовлетворить потребность в безопасности посредством идентификационных процессов. Восхождение от абстрактному к конкретному совершается на уровне локальной идентичности. Городская идентичность является локальной формой территориальной идентичности, фиксирует устойчивое представление человека о себе как жителе определённого города, рождает непосредственное переживание связи с городом, сопричастности его жителям. Городская идентичность представляет собой конструируемый социокультурный феномен, основными формами её репрезентации выступают городской нарратив, культурная память и коммеморативные практики. Представляется, что городская идентичность складывается на основе соразмерности города и человека: взаимном соответствии субъектов взаимодействия – человека и города. Материальные и, частично, социальные аспекты соразмерности отрефлексированы в профессиональной деятельности архитекторов и градостроителей, духовные аспекты соразмерности города и человека являются предметом философского анализа. В статье предлагается методология исследования соразмерности города и человека, основанная на анализе объективированных форм городской культуры – городских идеалов, мифов и метафор. Городской идеал конкретизируется и обосновывается в мифе. Идеал и миф отображают феномен города в его целостности, в единстве сущности и явления. Cтремление к лаконичному выражению сущности города находит своё выражение в урбанистической метафоре. Проблематика формирования соразмерности города и человека продемонстрирована на анализе объективированных форм городской культуры Омска. Выделены ведущие городские идеалы Омска (имперский идеал и идеал индустриального города), основные мифы (город-крепость, Белая столица, эсхатологические мифологические мотивы), урбанистические метафоры (вариации метафоры «город-сад»). Проанализированы актуальные миграционные установки горожан, дискурсивно выраженные в интернет-пространстве в виде интернет-мема «Не пытайтесь покинуть Омск» и искусственно сконструированного хештега «#Я_остаюсь». Ограниченность коммуникативного потенциала искусственной конструкции объяснена её несовпадениями с личными нарративами горожан и неукоренённостью в городской культуре Омска. Делается вывод об антиномичности городского дискурса Омска и преобладании негативной городской идентичности. Ключевые слова: город, соразмерность города и человека, городская идентичность, городские идеалы, мифы и метафоры, миграционные установки | 1773 | |||||
24 | Греческие художники раскрашивали статуи. Этот факт, подтверждаемый как изобразительными и литературными источниками, так и современными реконструкциями, всё ещё не до конца принимается даже специалистами, что нередко приводит к неточным переводам и ошибочным толкованиям античных текстов. Так, к примеру, andrianta graphonta (Платон, Государство 420 c 4) указывает на раскрашивание статуи, а не картины; точно так же circumlitio в 86 письме Сенеки означает разноцветную раскраску, а не вощение, как мы это находим в русском переводе. В статье я подробно разбираю основные литературные источники, указывающие на раскрашивание статуй в античности, и предлагаю их уточнённые переводы. Античная техника раскрашивания скульптуры иллюстрируется в заключение на примере надгробной статуи прекрасной девушки по имени Фрасиклея (IV в. до н. э., Афинский национальный музей; Brinkmann et al. 2010). Ключевые слова: античная эстетика, научные методы реконструкции античных памятников, краски, цвет, греческие статуи, Еврипид, Платон, Плиний, Квинтилиан, Плутарх | 1756 | |||||
25 | Статья представляет собой обзор основных элементов планировочной структуры Великого Новгорода. Рассматриваются этапы их формирования и изменения. Планировочная структура наиболее полно отражает территориально-пространственные характеристики градостроительной системы. Краткий историко-генетический обзор посвящён выявлению начальных свойств элементов планировочной структуры и механизма их наследования. Полноценное сохранение и развитие исторических городов возможно при условии, когда изменения не противоречат градостроительному генетическому коду и находятся в пределах закономерностей, воспроизводимых в процессе генезиса градостроительной системы. Знание генетического кода даёт ключ к шифру, на котором записаны не только история города, но и предпосылки его эволюционного развития. Чтобы узнать этот код, важно проследить взаимодействия и процессы, связывающие элементы современной градостроительной системы с их эмбриональной стадией. Такой историко-генетический анализ города позволяет выявить специфические черты и аномалии планировочной организации современного города, найти закономерные объяснения удивительному механизму наследования «врождённых» свойств планировочной структуры, а также определить наиболее устойчивые и стабильные компоненты градостроительной системы. В статье выделен ландшафт как основа формирования и развития планировочной структуры. Указаны элементы, составляющие градостроительное ядро Великого Новгорода. Рассмотрены этапы формирования и эволюции оборонительных сооружений и их влияние на объёмно-пространственную композицию города. Показан процесс формирования транспортной инфраструктуры города, где главной функциональной и композиционной осью всегда была река. При анализе формирования застройки автор отмечает мастерство новгородских зодчих при организации системы высотных доминант в структуре жилой застройки. Рассматривая слагаемые планировочной структуры города, автор предпринял попытку выделить наиболее устойчивые градостроительные принципы и приёмы, которые передавались и отражались в процессе эволюции города. Механизм наследования градостроительных черт Великого Новгорода мало изучен и находится на стадии накопления и первичного осмысления историко-градостроительного материала. Выявление генетического кода и следование этому коду позволит вернуть городу присущий ему исторический архитектурно-градостроительный смысл. Ключевые слова: градостроительный код города, Великий Новгород, историко-генетический обзор, планировочная структура | 1755 | |||||
26 | В статье рассматриваются принципы построения визуального образа православия, а также связанные с этим особенности трансляции религиозных ценностей в культуру современного общества. Делается вывод о том, что современные проблемы восприятия православия обществом во многом связаны с особенностями его трансляции, имеющими глубокие культурные корни. Ключевые слова: визуальный образ, обратная перспектива, православие, сакральное пространство, вербальный текст | 1705 | |||||
27 | Статья посвящена смысловому содержанию и семиотическим трансформациям «Шествия на осляти», совершавшегося в России XVI–XVII вв. в Вербное воскресенье и воспроизводившего Евангельское событие Входа Христа в Иерусалим. Анализируется роль пространственной иконы в распространении религиозных ценностей, особенности распространения пространственной иконы в России. Рассматривается происхождение «Шествия на осляти» и смысловые трансформации, возникшие при осмыслении содержания этого действа в России. Делается вывод о том, что содержание «Шествия» в России существенно обогатилось: происходило глубокое осмысление событий Священной истории и их активное переживание, когда элементы мирской жизни во всех их проявлениях получают сакральный смысл. Вместе с тем, со второй половины XVII в. происходит постепенная десакрализация обряда, связанная с общими тенденциями секуляризации и обмирщения. Ключевые слова: «Шествие на осляти», Вербное воскресенье, пространственная икона, сакральное пространство, Покровский собор, символика богослужебных облачений, символика вербы, секуляризация, десакрализация | 1702 | |||||
28 | Рассматриваются изменения ценностных приоритетов студентов меди цинского вуза и связанное с ними изменение представлений об идеале врача. Выводы автора основаны на сравнительном анализе данных панельного со циологического исследования, проводившегося в 2005 и 2013 годах в Сибир ском государственном медицинском университете (СибГМУ) в рамках изуче ния дисциплины «биоэтика». Ключевые слова: идеал врача, социологическое исследование, сравнительный анализ, модели врачевания, трансформация ценностей | 1652 | |||||
29 | В статье рассматриваются визуальные репрезентации гастрономической культуры, которые расширяют возможности гастрономических практик в современном массовом обществе. Появляются новые формы социальной солидарности на основе общего гастрономического опыта, который транслируется визуальными каналами СМИ и интернета. Кулинарная книга в качестве традиционной формы гастрономического экспертного знания приобретает многочисленные визуальные интерпретации. Как и образы тела, образы пищи верифицируются на соответствие стандартам гламура. Потребление такой пищи предлагается как ситуативное усвоение знаков наиболее желанной идентичности, которая представлена медийной фигурой, знаменитостью. Ключевые слова: гастрономическая культура, визуальные репрезентации, телесность, гламур | 1645 | |||||
30 | Статья посвящена исследованию коммуникативной функции визуального образа. Автор производит различение понятий «образ», «внешность» и «изображение», анализирует основные характеристики образа как культурного медиатора. Человек есть коммуникативное существо; естественная для человека среда существования – это пространство культуры. Присутствие человека в культуре обеспечивается коммуникативным образом, благодаря различным «языкам культуры». Один из таких «языков» – это система визуальных объектов, имеющих для человека семиотическое и прагматическое значение. Восприятие внешности означает опознание субъектом объекта, восприятие образа означает получение сообщения. «Внешность» – это понятие, связанное с пространственной ориентацией субъекта, обладающего способностью визуального восприятия; «образ» – понятие, описывающее коммуникативную ситуацию, в силу наличия которой субъект присутствует в культуре. Автор рассматривает изображение как способ фиксации и предъявления образа; при этом само восприятие образа имеет коммуникативный (сообщительный) характер. Визуально-коммуникативная ситуация имеет место тогда, когда образ выступает для субъекта в качестве, во-первых, фрагмента, требующего контекстуальной (семантической) дефрагментации; во-вторых, в качестве имеющей отношение лично к нему реальности, вызывающей индивидуальный отклик и переводящей личность в активное (прагматическое) состояние. Ключевые слова: визуальные исследования, визуальная антропология, коммуникация, культура, образ, изображение, фрагмент, субъект | 1634 | |||||
31 | В статье описывается трансформация и инвариантность праздника «Новый год» и его атрибутики. Эмпирическим материалом для данного исследования послужили советские и постсоветские школьные учебники, изданных в Армении и в России. Выбор эмпирического материала обусловлен тем соображением, что школьные учебники, особенно в тоталитарных и авторитарных государствах, являются индикаторами политических изменений, поскольку система образования находится в сильной зависимости от политического поля. Анализ эмпирического материала показал, что в выбранных учебных текстах Дед Мороз проявляет себя в роли недоброго, наказывающего Мороза, дарителя, мудрого старца, знающего циклическую очерёдность времён года, носителя народной мудрости, демиурга, а также персонажа, украшающего зимнюю природу. Снегурочка в учебниках советской и постсоветской эпохи представлена в фольклорном материале и является фоновым персонажем в контексте Деда Мороза. В учебном материале советской эпохи фигурируют не идеологизированные, а в большей степени зверообразные игрушки. Гастрономические игрушки-подарки в советскую эпоху носили утилитарный характер и были знаками «изобилия» указанной эпохи; они доставались детям на праздник в качестве подарка. Новогодние игрушки постсоветской эпохи в основном визуализируются в стиле минимализма и имеют геометрические формы. Главная отличительная особенность постсоветских учебников состоит в том, что в армяноязычных ярко выражены христианские мотивы, чего нельзя сказать о российских учебниках постсоветской эпохи. Ключевые слова: Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, новогодние игрушки, новогодняя ёлка, ёлка как вид праздника, праздник и вожди пролетариата, советские учебники, постсоветские учебники, микроистория | 1623 | |||||
32 | На основе анализа новых архитектурно-археологических данных и летописной информации системно рассмотрены вопросы происхождения древнерусского шатрового зодчества. Показана низкая вероятность прямого происхождения древнерусского шатрового зодчества от западно-европейской готики, так как для готической архитектуры нехарактерны башнеобразность, шатровое перекрытие и сравнительно малая площадь основного объёма внутреннего пространства храмов. Также показана несостоятельность теорий происхождения древнерусского шатрового зодчества от романской и от восточной архитектуры. В предыдущих исследованиях, посвящённых каменному шатровому зодчеству, автор этой статьи приводил ряд положений, показывавших происхождение этой архитектурной формы от древнерусской деревянной архитектуры. В данном труде они расширены и структурированы. Показано широкое распространение шатра в древнерусской деревянной архитектуре ранее появления первого каменного шатрового храмаю. Выдвинута гипотеза относительно происхождения не только каменного, но и деревянного шатрового зодчества Древней Руси: деревянный шатёр являлся «упрощённой формой» канонически обусловленного и обязательного в каменном православном церковном зодчестве купола в течение всей истории древнерусской архитектуры, начиная с X века. Продемонстрировав широкое распространение, каноническую и конструктивную обусловленность шатра в деревянной архитектуре ранее начала XVI века, автор доказывает, что первый шатровый каменный храм произошёл не от каких-либо готических, романских, восточных и любых иных зарубежных истоков, а от деревянного шатрового зодчества, и реконструирует конкретные обстоятельства его появления в начале XVI века. В предыдущих исследованиях, посвящённых происхождению древнерусского каменного шатрового зодчества, позиция автора заключалась в том, что оно произошло только от деревянной архитектуры. Но в настоящей статье показано и влияние древнерусских каменных бесстолпных купольных церквей, которые, хотя и в небольшом количестве, но строились на протяжении всей предыдущей истории древнерусской архитектуры. Главным выводом из данной статьи является следующий: древнерусское каменное шатровое зодчество стало органичным продолжением предшествовавшей ему отечественной архитектурной традиции. А эта традиция включала и шатровое деревянное зодчество, и каменные купольные храмы, и широчайший набор связей с мировой архитектурой. В статье также предложены общие принципы определения происхождения архитектурных форм. Определено, что такие вопросы должны решаться только комплексно, так как эти формы могли порождаться и талантом зодчих, и художественным вкусом заказчиков, и прогрессом строительной техники, и изменениями эстетических предпочтений общества, и идеологическими задачами, и заимствованиями из других стран, культур и стилей, и многим другим, вплоть до сугубо утилитарных целей. Определённую роль здесь могли играть и финансовые, и кадровые, и конструктивные, и прочие ограничения, располагавшие к нестандартным решениям. Ключевые слова: древнерусская архитектура, шатровое зодчество, деревянное зодчество, готика, Ренессанс, архитектурные формы, строительство | 1617 | |||||
33 | В статье рассматривается фундаментальная проблема поиска биологических оснований смысла во Вселенной, а также применимость таких понятий, как смысл, знак, сигнал, к биологическим (нелингвистическим) процессам, что и составляет основную проблему биосемиотики. Проводится эпистемологический анализ введённого Я. фон Икскюлем понятия Umwelt и демонстрируется его значимость для современных продвижений в области эпистемологии, когнитивной науки и теории сложных адаптивных систем. Человек в его познавательной, смыслопорождающей деятельности рассматривается в русле универсального эволюционного процесса, в который включены все существа живой природы. Показано, что на базе достижений биосемиотики брезжит возможность поиска новых путей интеграции и синтеза знания, в том числе естественнонаучного и гуманитарного. Ключевые слова: биосемиотика, восприятие, познание, когнитивная семиотика, когнитивный агент, междисциплинарный синтез, сигнал, символ, смысл, сложные адаптивные системы, эволюционное мышление, Umwelt | 1614 | |||||
34 | В статье анализируется роль религиозного культа в формировании сакральной топографии католического города. Ведущее место богослужения в традиционном религиозном сознании характерно и для восточного, и для западного христианства в период Средневековья. Именно в период Средневековья формируются города, на топографию которых оказывает влияние пространство религиозного культа. Рассматриваются особенности понимания сакрального в западной христианской традиции, специфика пространства храма, а также влияние этих особенностей на градостроительную традицию на примере cредневековой Европы. Анализ семиотического значения Креста показывает, что для западного христианства характерно понимание сакрального с позиции внешнего наблюдателя, а для восточного христианства – экзистенциальное переживание сакрального. Поэтому в западном христианстве существенным является не только Священное, но и его интерпретация человеком. С этим связано, например, использование в богослужении скульптуры. Выявляются особенности западно-христианской градостроительной традиции, связанные со спецификой понимания сакрального и особенностями взаимодействия сакрального и человека в городском пространстве. К числу таких особенностей принадлежит специфическое и противоречивое понимание города средневековыми авторами. Город понимается и как образ Небесного Иерусалима, и как место греха и плод гордыни человека. Анализируются особенности формирования центра cредневекового города на примере Вроцлава (Польша). Особенностью многих средневековых городов является постепенное формирование двух центров – духовного и светского, связанного с человеческой составляющей городской жизни (ратуша). Исследуется судьба католической градостроительной традиции и специфика её восприятия в современной Европе на примере г. Вроцлава. Делается вывод о том, что специфика понимания сакрального в западном христианстве порождает духовные проблемы в обществе, связанные с секуляризацией, но при этом обеспечивает устойчивость и преемственность градостроительной традиции. Ключевые слова: католицизм, религиозный культ, сакральное пространство, градостроительная традиция, город, романский стиль, готика, средневековый город, Польша, Вроцлав | 1612 | |||||
35 | В статье рассматривается влияние изменений, произошедших в культуре Западной Европы в эпоху Ренессанса, на русскую культуру. Содержанием этого влияния называются изменения в русском религиозном сознании, имевшие результатом снижение авторитета церковной иерархии. Причиной этого снижения авторитета являются изменения в представлениях о Божественных энергиях. В этой связи рассматривается содержание дискуссий о Фаворском свете и даются характеристики двум основным позициям в этих дискуссиях. Изменения представлений о Божественных энергиях привели к изменениям в представлениях об иконе. На материале апологии иконы у св. Иоанна Дамаскина рассматриваются различия между иконой и идолом. В завершение статьи интерпретируется взгляд Дионисия Ареопагита на церковную иерархию как на икону Небесной иерархии. Ключевые слова: культура, Ренессанс, Православие, язычество, икона, идол | 1605 | |||||
36 | В докладе автор обращается к анализу культурных кодов и их репрезен тации в славянских алфавитах и текстах учебных азбук. Делается попытка показать, что с течением времени культурные коды, имеющие ключевое зна чение для выживания человека как существа культурного, нравственного и духовного, перестают транслироваться в текстах азбук, деформируются или заменяются другими. Обширный материал русских учебных пособий для об учения грамоте позволяет автору сделать теоретические выводы, полезные как для теории культуры, так и для лингвистики. Ключевые слова: алфавит, азбука, культурные коды, культура, культурная универсалия, языковая универсалия, бинарные оппозиции, культурная норма | 1601 | |||||
37 | Каждой культурной эпохе присущ свой стиль, сквозь который просматриваются основные идеи и цели, выраженные в визуальных и дискурсивных формах. Таким образом, можно видеть, как создаваемый символизм запечатлевает характерное для эпохи понимание «положительного» и «отрицательного», блага, верных траекторий для жизни и так далее. Мы обращаемся к биоэтике как к междисциплинарной системе, призванной защищать и уважать жизнь, её индивидуальность и автономию. Таким образом, изменения в символизме могут отражать и цели биоэтики для проекции возможных вариантов будущего. Мы можем наблюдать, как вербальный символизм биоэтики работает для роста таких потребностей, которые отвечают идеям социального альтруизма. В последние десятилетия в России и во всем мире наблюдается не только количественный, но и качественный рост благотворительных фондов, организаций, волонтёрских объединений и обществ помощи в различных сферах (здравоохранение, экология, право, спорт, культура и так далее). В данной статье речь будет идти о сфере защиты и помощи животным. Рассмотрены разновидности и направления работы движений защиты животных. «Защитники животных» – это общее понятие, которое объединяет различные категории людей, которые могут изначально иметь различное понимание блага, но объединенных целью – защитить животных от излишних страданий. «Благосостояние животных» – это довольно широкое понятие, основанное на этической позиции защитников животных, которые убеждены в том, что каждое животное имеет свои достоинства, каждое животное необходимо уважать и защищать. Исследуя символику и визуальные обозначения сферы защиты животных и направлений работы организаций, можно выделить некоторые группы, особенности и темы. Проведён анализ визуального выражения, мотивы, колористическое и символическое визуальное выражение организаций. В зависимости от того, каким видом животных занимается организация (домашние, животные-компаньоны, животные ферм, дикие животные, морские животные и так далее), это может быть отражено визуально. Цветовая гамма также довольно разнообразна: это либо все цвета радуги, либо один или два основных цвета, самые часто используемые из которых – чёрный и белый, синий и его оттенки, зелёный и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и жёлтый и их оттенки. Сделаны выводы о характере и концепции деятельности зоозащитных организаций. В качестве общего вывода можно сказать о визуальности добровольчества в сфере защиты животных то, что она выражает дух, основные направления и концепции работы волонтёрских организаций защиты животных: заботу, оказание помощи, ответственность, гуманность, защиту, милосердие, уважение ко всем живым существам. Работа защитников животных направлена на минимизацию причинения вреда окружающей природе и животным, которых человек использует или которые зависят от него, а по возможности следование благу и пользе в отношении природы. Ключевые слова: защита животных, волонтеры, добровольцы, образы, символы, визуальность, биоэтика | 1590 | |||||
38 | В статье систематизируется опыт экранизаций романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в мировом кинематографе. Хронологические рамки задаются первой экранизацией на заре становления отечественного кино (1910 г., реж. П. Чардынин) и новаторской работой эстонского режиссёра Р. Сарнета (2011 г.). Общий обзор кинематографической судьбы романа предваряется размышлениями о своего рода драматургической пластичности произведений великого писателя, задающей устойчивый интерес у кинематографистов к его творчеству. Можно говорить о неких общих метках, воспроизведение которых на языке кино задаёт узнаваемость, вневременность одного из самых тонких персонажей Достоевского. Эксперименты с декорациями из разных временных эпох и культурных контекстов, в которые помещаются герои романа у разных режиссёров, позволяют говорить об особом коллективном вкладе искусства кино в расшифровку философии писателя. Ключевые слова: The article is systematized experience of screen adaptations of the novel “The Idiot” by F. M. Dostoevsky in globe cinema. The chronological frameworks are the first screen adaptation at the dawn of Russian cinema (1910, dir. Chardynin) and the pioneering | 1549 | |||||
39 | В статье женская инициация рассматривается как иеротопический проект, в рамках концепции иеротопии А. М. Лидова. Среди основных характеристик пространства женской инициации выделяются: наличие специального места проведения обряда посвящения, вещественная составляющая обряда, компонент, связанный с освящением и огнём, а также характерные обряды, позволяющие отделить женскую инициацию от других посвящений. Специфические черты сакрального пространства женской инициации позволяют выявить иеротопический замысел этого обряда – создание среды, которая способствовала бы превращению девушки в женщину. Однако это превращение было бы невозможным без личного опыта общения неофита с сакральным в процессе инициации. Такая возможность создаётся для инициируемых несколькими способами: через общение с теми, кто ранее сам проходил подобное посвящение, а теперь организует его для неофитов, через общение с духами инициаций и, наконец, через женское божество (отождествление инициируемой девушки с богиней или повторение обряда инициации, который ранее проходило женское божество). Ключевые слова: женская инициация, сакральное пространство, визуализация, обрядовая символика, обряды посвящения, первобытное общество, иеротопия, иеротопический проект | 1549 | |||||
40 | На примере восточно-христианской традиции в статье анализируется роль религиозного культа в формировании сакральной топики православного города. Рассматриваются особенности пространства православного храма и сакрализации внехрамового пространства, а также влияние этих особенностей на градостроительную традицию на примере Византии и России. Выявляются особенности восточно-христианской градостроительной традиции, связанные с пониманием города как места Божественного присутствия, с единым сакральным центром, освящающим окружающее пространство и формирующим его. Анализируются особенности формирования сакрального центра города в Византии и России, а также формы и способы освящения городского пространства. Исследуется судьба православной градостроительной традиции и специфика её восприятия в России XVIII–XX вв. и, в частности, в Сибирском регионе на примере города Томска. Ключевые слова: православие, сакральное пространство, градостроительная традиция, город, сакральная топика, Византия, Россия, Сибирь, Томск | 1549 | |||||
41 | В статье автор рассматривает традиционный русский город как визуально-семиотическое пространство. Показано, что в основании планировки городского обитаемого пространства лежат ключевые мировоззренческие (сакральные) архетипы, находящие своё выражение в визуальных формах структурирования жизненной среды. Топика понимается здесь как метод и результат искусственной пространственной организации «места». При этом городская топика имеет коммуникативный характер: топическая организация обитаемого пространства отражает и продуцирует коммуникативные практики человека. Город анализируется как многослойное и многозначное семиотическое образование, в котором дискретные объекты и их комплексы «прочитываются» как идеологические, мнемонические и суггестивные знаки или сообщения (тексты). Традиционный христианский город – это, кроме того, сакральный образ, пространственная икона; поэтому к его пониманию применимы семиотические процедуры, которые используются для интерпретации иконографии. В этой связи автор производит онтологический и семиотический анализ восточно-христианской иконы, фиксируя при этом активную иконическую позицию личности. Исследование города как иконы опирается на понятия иеротопии (А. М. Лидов) и эонотопии (В. В. Лепахин). Сакральная топика русского города исторически формируется путём реализации четырёх базовых организационных моделей (или матриц): культурно-исторической, литургической, эсхатологической и символической; в основе каждой из этих моделей лежит специфический парадигмальный образ. Культурно-историческая матрица предполагает перенос (распространение) сакрального пространства. В статье обоснован концепт культурно-семиотического трансфера как механизма конструирования смысловых пространственных комплексов в процессе формирования культуры (коммуникативной среды). Предложена версия системного интегрального описания фундаментальных моделей трансфера систем и комплексов культурно значимых смыслов при формировании обитаемого пространства традиционного города. Предложены и аргументированы три типа культурно-семиотического трансфера: перенос идеи, перенос образа и копирование. В качестве примера эйдетического трансфера подробно рассмотрен процесс трансляции христианского сакрального топоса из Иерусалима через Константинополь в Киев. Ключевые слова: визуальная семиотика, пространство культуры, сакральное пространство, город, архитектура, восточное христианство, икона, пространственная икона, модели сакральной топики, Россия, культурно-семиотический трансфер | 1535 | |||||
42 | В сообщении рассматривается вопрос о том, как метафора работает при переходе от одной понятийной схемы к другой. Для этого различаются два уровня - нарративный - и конструирующий и показано, что образ, лежащий в основе метафорического сопоставления, позволяет задавать новые координаты мыслительных схем. Именно через визуализацию метафора даёт возможность осуществить активный выбор того элемента значения или нового значения, которое необходимо для представления новой системы отношений. На примере фрагментов Гераклита демонстрируется разрыв с традиционной мифологической метафорикой рождения, причём Гераклит использует три метафоры, относящиеся к разным повседневным практикам. И затем на примере учений Парменида и Платона показано, как с помощью метафор колесницы и пещеры происходит прорыв к новой, идеальной (занебесной) реальности и затем упорядочивание новой системы понятий, включающих изменчивое и неизменное, демиурга, истину, просвещение и др. Ключевые слова: нарративая метафора, конструирующая метафора, древнегреческая философия, Гераклит, Парменид, Платон. | 1526 | |||||
43 | В докладе рассматривается визуальная составляющая православного бо гослужения, её роль и место в богослужении, принципы трансляции религи озного содержания, основания появления и особенности символизма в бого служении, отношение к символу в разных культурноисторических условиях. Делается вывод о ведущей роли визуальных образов в трансляции сакраль ного содержания религии, что связано с особенностями религиозного опыта, составляющего основу религии. Анализируются формы и способы передачи религиозного содержания через образысимволы, которые рассматриваются в аспектах символики богослужения в целом и отдельных его элементов. Рас сматриваются также исторически сложившиеся варианты отношения к сим волу в богослужении в Византии и в России. Ключевые слова: визуальный образ, православие, богослужение, символизм, обратная перспектива | 1524 | |||||
44 | Все эпохи создают свои символы, которые становятся социокультурными событиями. Эти события происходят после того, как визуальный символизм, понимаемый и узнаваемый людьми конкретной эпохи, получит выражение в дискурсивной форме. Каждое социокультурное время характеризует преобладание либо визуального символизма, либо вербального символизма, но приближение смены эпох диагностирует перенос акцентов с одного символизма на другой. В статье представлены корреспонденции между действиями трёх современных технологий: биоэтикой, городским планированием и когнитивным менеджментом. Соответствие установлено на основе «парадокса профана». Парадокс состоит в том, что участь профана гарантирована каждому в обществе знаний. Парадокс фиксирует ситуацию, при которой каждый профессионал становится экспертом только в одной области знания, оставаясь в беспомощности профана во всех остальных, а условия жизни в современном обществе требуют специальной осведомлённости для ориентации в сложной действительности. Эти три социальные технологии осуществляют защиту профана: когнитивный менеджмент защищает интеллектуальную свободу специалиста; городское планирование – права городских сообществ; биоэтика – индивидуальность. На основе информационных моделей конкретизирована задача когнитивного менеджмента в городском планировании и установлена роль символизма биоэтики в нахождении «семиотического аттрактора» городского планирования. Ключевые слова: «парадокс профана», символизм биоэтики, визуальный символизм, городское планирование, эквифинальность, гетеротопия | 1512 | |||||
45 | В исследовании с помощью методов визуальной социологии охарактеризован медиаобраз британского мультикультурализма, создаваемый и транслируемый через СМИ. В ходе анализа выявлены следующие структурные элементы медиаобраза: противостояние между сторонниками и противниками проводимой в Великобритании политики мультикультурализма, а также между коренными британцами и иммигрантами; обращение к национальной символике с целью демонстрации своей идентичности в отношении какой-либо из сторон противостояния либо с целью их примирения и формирования общенациональной британской идентичности; взаимосвязь политики британского мультикультурализма с историей Великобритании, а также с современным опытом европейских и англо-саксонских стран в решении проблем, связанных с культурной неоднородностью их обществ; изменение антропологических характеристик собирательного образа британцев; привнесение культурно-стилевого и этно-бытового разнообразия в литературу, музыку и городской ландшафт современной Великобритании при сохранении чётких границ между этнокультурными группами. Ключевые слова: британский мультикультурализм, The Guardian, медиаобраз, визуализация, интерпретация | 1507 | |||||
46 | В статье рассматривается история строительства надвратных храмов на территории монастырей Великого Новгорода в XII–XV вв. Анализируются типологические особенности надвратных храмов. Описывается семиотическая многогранность данного типа сооружений. Кроме охранительной значимости подчёркивается семиотическая роль надвратного храма как границы между пространствами. Отмечается, что надвратный храм встраивается в определённую визуальную семиотику монастыря. Монастыри Великого Новгорода и пригородов представляются в виде охраняющей древний город семиотически многослойной структуры. Ключевые слова: надвратный храм, древнерусская архитектура, монастырь, архитектура Новгорода, семиотика архитектуры | 1504 | |||||
47 | Образы-парадигмы – это не-иллюстративные образы сакрального. При конструировании сакральных пространств они работают как ментальные модели. При восприятии они актуализируются как эмерджентные образы, опирающиеся на организованную совокупность материальных, образных и смысловых компонентов сакральных пространств. Образ-парадигма нигде не изображён, но присутствует как видение, ментальный образ, возникая из множества согласованных символических ассоциаций. В этой работе я пытаюсь разъяснить это нетривиальное понятие на примере образа Св. Града Иерусалима, который играет фундаментальную роль в христианской иеротопии. Св. Град Иерусалим – это многоликий синтетический образ, включающий как черты реального города-святыни, так и божественное видение Божьего Града на небесах. Суть Иерусалима в теофании. В нём – и центр мироздания, и полюс святости. Как Церковь в целом, так и отдельный храм всегда сопоставлялись с Иерусалимом – не столько формально-символически, сколько по сути и по функции, как место встречи с Богом. Пребывая в литургическом пространстве храма, верующие ощущают себя в Небесном Иерусалиме. В этом суть данного образа, который онтологически отличается от традиционной иконы. Если икона создаёт эффект присутствия святого в сакральном пространстве храма, то здесь требуется создать атмосферу Небесного Града, который сам по себе неизобразим. Это возможно путём создания так называемой пространственной иконы, которая представляет собой пространственный ансамбль элементов, наделённых сакральным смыслом, своего рода сакральную мультимедийную перформативную инсталляцию. Такой пространственной иконой является и сама литургия, в которой образ Небесного Града присутствует как эмерджентный образ, создаваемый организованным образно-символическим ансамблем, элементы которого указывают на ключевые атрибуты Небесного Града. Актуализация этого образа в сакральном пространстве возможна лишь потому, что образ-концепт Небесного Иерусалима уже известен верующим, и во время приобщения к сакральному пространству он как бы вспоминается. Для «напоминания» о Святом Граде используются разнообразные иконографические приёмы, включая изображение архитектурных элементов реального Иерусалима – города-реликвария Гроба Господня, а также использование идеализированной или даже фантастической архитектуры. Обсуждается возможная связь происхождения луковичных глав русских церквей с кувуклием Гроба Господня и с храмом Купола Скалы, а также образ Иерусалима как города многих церквей в архитектонике собора Василия Блаженного. В заключение сопоставляются архитектурные образы Св. Града в западно-европейской готической и в древнерусской традициях. Ключевые слова: иеротопия, образ-парадигма, Иерусалим, христианство, иконография, храм Соломона, Византия, святой град, сакральное пространство | 1503 | |||||
48 | В статье выявляются особенности современного российского кинематографа, позволяющие ему быть специфической формой философского и визуально-антропологического национального самопознания. На художественно-визуальном материале фильма Даниила Зинченко «Эликсир» исследуются основные интеллектуальные, эмоциональные и духовные особенности российского менталитета. В качестве ключевых элементов российского национального мышления и поведения авторы выделяют стремление к материализованному чуду, веру в обретение искомого и желаемого с помощью овеществления духовных ценностей и идей в материальные объекты. Отмечаются романтизм, ориентация на высокие нравственные идеалы, пренебрежение материальными благами, мистическое упование на судьбу, обращённость к Богу, свойственные русской душе и характеру. Анализируется проблема жанровой отнесённости фильма Даниила Зинченко, вскрываются его повествовательные структуры, обнаруживаются элементы интертекстуальности – цитаты, аллюзии, реминисценции. Авторы подробно рассматривают специфику визуального языка и символики «Эликсира», его мифологические мотивы, архетипические образы, дискурс «текстов в тексте». Ключевые слова: визуальная антропология, семиотика кино, россие-ведение, национальное самопознание, менталитет, Даниил Зинченко, фильм «Эликсир», реалогия, чудо, поиск | 1494 | |||||
49 | В работе вводится рамочное представление о предмете городской антропологии на основе анализа различия классического урбанизма и так называемого нового урбанизма повседневности. Классический урбанизм связан с попыткой описания и объяснения города как особой реальности, с попыткой построить теорию города и представить его в определённом устойчивом конструкте. Согласно этому конструкту, в городе представлен центр, границы, периферия, устойчивые модели и способы проживания. Такое представление идёт от модели древнего города, имеющего свой сакральный (храмовый) центр, к которому вели все дороги. Неоурбанизм повседневности пытается удержать в своём представлении текучесть повседневного города, в котором важны не объекты и здания, а люди, в нём живущие. Урбанизм повседневности пытается прочувствовать город изнутри и не как объект, а как пространство проживания и событийности. Для такого понимания предлагается иной способ освоения городского пространства – так называемое фланёрство как метод. В статье описывается специфика фланёрства и ограничения этого метода. В работе предлагается инструмент фланёра – картоид, отличный от ментальной карты. Для составления картоида представлены ключевые реперы, требования для его составления – опора, ориентир, место, граница, горизонт. Ключевые слова: урбанизм, повседневность, урбанизм повседневности, городская антропология, фланёр, ментальная карта, картоид, навигация | 1491 | |||||
50 | В статье анализируются визуальные реминисценции армянского эпоса на основе китчевых артефактов ереванского Вернисажа, этикеток продовольственных товаров, а также рекламных текстов. Цель статьи – описание маркеров социального и коллективного сознания, определяющих и визуализирующих армянский эпос на примере «низового» (китчевого) искусства. В фокусе данного исследования – армянский эпос, нашедший зримое воплощение в скульптуре Ерванда Кочара, находящейся в светлом поле сознания армян как в советскую, так и в постсоветскую эпоху. Кроме того, китчевые товары в наши дни в постсоветской Армении становятся эпизодическими мультипликаторами армянского эпоса в коллективном сознании армян и диаспоры и, одновременно, знаками-индексами коллективной памяти. Анализ эмпирического материала показал, что многоканальные китчевые товары ереванского Вернисажа являются медиаторами армянского эпоса за пределами Армении. Мотивы китчевых товаров ереванского Вернисажа воспроизводятся без аутентичной рецепции армянского эпоса. Сказанное не относится к артефактам, созданным представителями «высокой» культуры (Ерванд Кочар, Арташес Овсепян, Рубен Шавердян). Ключевые слова: социальная память, коллективная память, культурная память, армянский эпос, визуализация эпоса, китч, ереванский Вернисаж, Давид Сасунский, Ерванд Кочар | 1480 |