Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 13.03.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ЖИВОПИСЬ ШКОЛЫ КУСКО КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2021. Вып. 1 (27). С. 124-141

В статье рассматривается феномен кусканской школы живописи (одного из наиболее самобытных явлений культурной жизни не только стран Андского региона, но и всей Латинской Америки в колониальный период) как отражение мировоззрения индейцев колониального периода. Важность этих визуальных источников обусловлена тем, что они создавались самими индейцами, хотя и под контролем испанского клира с целью христианизации местного населения. Несмотря на значимость тематики и немалое количество посвященных ей исследований, многие аспекты проблемы еще не нашли исчерпывающего истолкования. Во многом это касается как раз идеологических и мировоззренческих аспектов. В связи с этим перед автором стояла задача рассмотреть полотна не с сугубо искусствоведческих, а с семиотических позиций: какие аспекты мировоззрения стоят за тем или иным символом и мотивом. Для решения этой задачи автор анализирует ряд живописных полотен школы Куско (наиболее перспективных с точки зрения целей исследования) с целью выявить содержащиеся в них мировоззренческие элементы, которые нашли отражение в образах, мотивах, цветопередаче. Проведение такого анализа невозможно без привлечения сравнительных данных из других источников по особенностям индейского мировоззрения, прежде всего письменных. Единовременность создания обеих групп источников позволяет проводить релевантные параллели относительно одних и тех же объектов исследования. В первую очередь для удобства и наглядности анализа автор проводит типологизацию мировоззренческих элементов по принципу происхождения. Традиционно их можно поделить на индейские, испано-христианские и смешанные. Автор также дает краткий обзор основных художественных традиций, оказавших влияние на становление школы (испанское барокко, индейские верования и элементы искусства и пр.). Анализ художественных и стилистических особенностей произведений с точки зрения их идеологического содержания позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, многие символы и мотивы школы Куско прямо восходят к индейским верованиям доиспанской эпохи. Во-вторых, многие эти символы и мотивы не являются эксплицитными, а считываются без особых затруднений. В-третьих, испано-христианские элементы носят во многом внешний, декларативный характер с рядом уступок по отношению к языческим мотивам. Все это говорит о том, что мировоззрение индейцев колониального периода было сложным и многогранным по своему составу. При этом важно отметить, что ни одна из мировоззренческих систем не предстает в своем исходном виде, что было вызвано драматическим процессом столкновения двух этих систем и созданием на их базе новой. Тем не менее, исходя из анализа полотен школы Куско, есть основания считать, что в этой мозаичной системе индейского мировоззрения доиспанские элементы могут считаться преобладающими. Все это свидетельствует о подлинном синтезе мировоззрений и о метисном характере самой школы Куско как культурного и социального явления.

Ключевые слова: школа Куско, история и культура Перу, колониальный период, религия

1108

© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ