Идентичность города: визуальное пространство и культурный смысл
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-2-8-30
В статье показано, что городская идентичность и идентичность города – это исходно разные концепты: первый из них описывает позицию осознанной принадлежности человека к определённому городскому сообществу, второй – историческое равенство города самому себе, его единство во времени и пространстве. При этом оба концепта имеют открытый характер: городская идентичность в принципе условна и динамична, а идентичность города всегда больше, чем его само-тождество. Тождество города самому себе превращает его в статичный музей самодостаточных артефактов. Идентичность города утверждает его в статусе динамичного культурного феномена, изменчивого в своём постоянстве и постоянного (одного и того же) в своей изменчивости. Визуальное пространство города выступает основанием для самоидентификации лишь в том случае, когда оно воспринимается в качестве знаковой системы – текста, поддающегося прочтению не только на уровне содержания и значения, но и на уровне смысла. Идентифицировать себя с конкретным городом значит принять, освоить ценности, идеалы, социокультурные установки и моральные ориентиры конкретного городского сообщества, то есть его смыслы. Городская идентичность основана на таком проникновении в культурный смысл города. В свою очередь, идентичность города во многом зависит от того урбанистического образа, который формируется горожанами – носителями городской идентичности. Генезис идентичности конкретного города – это результат актов осмысления его сути: его истории, принимающей черты биографии, его архитектурной среды, получающей характер семиотической системы, и его пространственного устройства, приобретающего свойства текста. В таком ракурсе визуальная среда города всегда «больше» своего материального или эстетического измерений, выступая как форма репрезентации смыслов, в равной степени лежащих в основании как городской идентичности, так и идентичности города.
Ключевые слова: визуальная семиотика, урбанистика, город, идентичность, визуальное пространство, культурный смысл
Библиография:
Абашев 2000 – Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.
Аванесов 2024 – Аванесов С. С. Город как культурный проект: Начала гуманитарной урбанистики. М.: Индрик, 2024.
Аванесов, Федотова 2022 – Аванесов С. С., Федотова Н. Г. Город: в поисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2022.
Альземенева, Мамаева 2021 – Альземенева Е. В., Мамаева Ю. В. Идентичность городской среды // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2021. № 2 (36). С. 40–47.
Анциферов 1922 – Анциферов Н. П. Душа Петербурга. CПб.: Брокгауз и Ефрон, 1922.
Ассман 2004 ‒ Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Бодрийяр 1997 – Бодрийяр Ж. Город и ненависть / Пер. с фр. Б. П. Нарумова // Логос. 1997. № 9. С. 107–116.
Горнова 2019 – Горнова Г. В. Городская идентичность: философско-антропологические основания. Омск: Амфора, 2019.
Гришковец 2008 – Гришковец Е. Год жжизни. М.: АСТ, 2008.
Даренский 2015 – Даренский В. Ю. Город как «естественное» и природа как «искусственное» в экзистенции современного человека // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 1 (18). С. 24–35.
Задорин и др. 2016 – Задорин И. В., Евстифеев Р. В., Крупкин П. Л., Лебедев С. Д., Шубина Л. В. Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля. М.: АДАПТ, 2016.
Замятин 2006 – Замятин Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006.
Лотман 2010 – Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010.
Спешилова 2023 – Спешилова Е. И. Urban imaginary в контексте исследований городской среды // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 4 (38). С. 59–78.
Телия 1996 – Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
Тонев 1973 – Тонев Л. Композиция современного города / Пер. с болг. Н. Матеева. София: Болгарская академия наук, 1973.
Федотова 2024 – Федотова Н. Г. Православные образы в городском воображаемом Великого Новгорода // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 368–381.
Филин 2006 – Филин В. А. Визуальная среда города // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2006. № 2. С. 43–50.
Чернявская 2011 – Чернявская О. С. Осмысление понятия территориальной идентичности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4 (4). С. 70–76.
Шилехина 2017 – Шилехина М. С. Культурное пространство города как его идентификационное лицо: сущность и формирование // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 52–62.
Sherstiuk 2023 – Sherstiuk A. A. Visual-semiotic patterns in the study of urban architectural identity: Artistic and aesthetic perception of old building facades in Kaliningrad. Urbis et Orbis. Microhistory and Semiotics of the City. 2023. 3 (1). P. 134–148.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 8 — 30
Скачиваний: 91
Дополнительная информация: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда проект № 24-18-00672, https://rscf.ru/project/24-18-00672/ The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation, Project No. 24-18-00672, https://rscf.ru/project/24-18-00672/