Эвристический потенциал визуализации семьи в социокультурных исследованиях
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-4-9-32
Анализ взаимосвязи характеристик семьи, восприятия ее индивидом и сформированных на этой основе ценностных установок, определяющих стратегии поведения, требует разработки междисциплинарной методологии и использования методик, позволяющих выявить невербализированную информацию. Поставлена цель выявления эвристического потенциала использования экспрессивного рисунка, обусловившая решение задач по методологическому обоснованию проведения междисциплинарного исследования с использованием комплекса социально-психологических методик, в том числе проективных, на основе применения принципа дополнительности и социокультурного подхода (П. Сорокин). В эмпирической части выполнен вторичный анализ данных социокультурного исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия). Выборка составила 1 459 человек в возрасте от 18–25 лет, учащейся молодежи. Методы исследования: графическая репрезентация семьи (экспрессивное рисование), методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, социологический опросник. Среди выделенных параметров для группировок – количество детей в родительской семье респондента (многодетные семьи и семьи, где росли 1–2 ребенка), тип эмоциональной близости в семье. В работе обоснована ценность применения проективного метода в рамках социокультурного исследования на примере визуализации семьи. Полученные результаты позволили выявить, что использование проективного рисования в социокультурном исследовании способствует формированию репрезентативной выборки, обеспечивающей возможность получения валидных данных при построении группировок. Сопоставление рисунков репрезентаций семьи, выполненных потомками многодетных семей и тех, где воспитывались 1–2 ребенка, не показал существенных отличий в восприятии молодежью образа семьи. Также не было выявлено корреляций между количеством детей в изображении и реальных семьях респондентов. Семантический анализ наиболее часто используемых в диагностике компонентов изображения семьи позволил заключить, что в рисунках повзрослевших детей более информативными являются элементы, отражающие эмоциональный контакт в семье между ее членами, на основании которых выделено три группы: с близким, дальним и избирательным типом эмоциональной связи. Из последней группы более детально рассмотрены респонденты, изобразившие семью с «родители-центричным» типом отношений. Сопоставление результатов их ответов на опросник по ценностным ориентациям Ш. Шварца позволило заключить, что они по типу ближе к современному воплощению патриархальной семьи. Основным результатом исследования стало обоснование эвристического потенциала визуализации семьи при проведении социокультурных исследований, а также применение комплекса социологических и психологических методик, в том числе проективного метода, для выявления связи установок, ценностных ориентаций, поведенческих принципов с отношениями, выстроенными в родительской семье.
Ключевые слова: проективные методы, социокультурное исследование, методология междисциплинарного исследования, эпистемологический потенциал, репрезентации
Библиография:
Абрамова 2020 – Абрамова М. А. Визуальная репрезентация образа «Счастье» как способ исследования социокультурного архетипа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). C. 51–77. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.04
Абрамова 2016 – Абрамова М. А. Проективные методы в социологии // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: Дальневост. фед. ун-т, 2016. С. 520–522.
Абрамова, Гончарова, Костюк 2011 – Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций. Новосибирск: Нонпарель, 2011.
Абрамова, Гончарова, Костюк 2014 – Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Новосибирск: Автограф, 2014.
Абрамова, Лбова, Сандакова 2020 – Абрамова М. А., Лбова Е. М., Сандакова Л. Б. Лингвокультурная специфика социокультурной среды: подходы к исследованию феномена и проявлений его влияния / отв. ред. В. Г. Костюк. Новосибирск: Манускрипт, 2020.
Бор 1971 – Бор Н. Избранные научные труды. М.: Наука, 1971. Т. 2: Статьи 1926–1961 гг.
Выготский 2024 – Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2024.
Графические тесты 2007 – Графические тесты: хрестоматия для студентов-психологов. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. И. А. Агеева. Бишкек: КРСУ, 2007. Ч. 2.
Забокрицкая и др. 2020 – Забокрицкая Л. Д., Хлебников Н. А., Орешкина Т. А., Комоцкий Е. И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2 (156). С. 148–167. doi: 10.14515/monitoring.2020.2.692
Калабихина и др. 2023 – Калабихина И. Е., Казбекова З. Г., Банин Е. П., Клименко Г. А. Демографические ценности и социально-демографический портрет пользователей ВКонтакте: есть ли связь? // Вестник Московского университета. 2023. Сер. 6. Экономика. № 58 (3). С. 157–180. doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-8
Карандашев 2004 – Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
Ливенцова 2024 – Ливенцова Е. Ю., Кашпур В. В., Дунбинский И. А., Гойко В. Л., Александрова Ю. К. Тематический репертуар современных исследований ценностей, основанных на методах вычислительных социальных наук (СSS) // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 59–69. doi: 10.17223/15617793/498/7
Лотман 2000 – Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2000.
Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. С. 34–45.
Мельникова, Нестерова 2023 – Мельникова О. Т., Нестерова Е. М. Сравнительный анализ дизайнов смешанных методов в контексте социально-психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 2 (16). С. 107–126. doi: 10.11621/TEP-23-15
Пилюшенко 2024 – Пилюшенко А. В. «Dasein» или «поток переживаний»: онтологические основания человека через призму феноменологического и психоаналитического подходов // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 130–136. doi: 10.17223/15617793/500/14
Романова, Потемкина 1991 – Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991.
Сандакова 2019 – Сандакова Л. Б. Принцип дополнительности в исследовании связи языка, мировоззрения и картины мира // Сибирский философский журнал. 2019. № 3. С. 66–82. doi: 10.25205/2541-7517-2019-17-3-66-82
Собчик 2003 – Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практическое руководство. СПб.: Речь, 2003.
Сорокин 2000 – Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. : Изд-во Рус. христ. гуманитар. ин-та, 2000.
Франк 2000 – Франк Л. К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. – М.: Апрель Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 69–85. (Мир психологии).
Энциклопедия 1997 – Энциклопедия психологических тестов: мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.: АСТ, 1997. (Практическая психология для всех).
Schwarts 1992 – Schwarts S. H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 25. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6
Schwarts, Sagiv 1995 – Schwarts S. H., Sagiv L. Identifying culture specifics in the content and structure of values // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. Vol. 26 (1): P. 92–116. doi: 10.1177/0022022195261007
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 9 — 32
Скачиваний: 67