Семиотический инструментарий лекции по визуальной философии: механическая утка Декарта
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-165-190
Преподавание истории философии требует актуализации, визуальные исследования дают особый ресурс такой актуализации. История философии должна быть представлена как изложение последовательности проблем, каждая из которых может быть смоделирована наглядно, и более сложные модели могут быть сведены к более простым и конкретным. Каждый философский тезис может быть представлен тогда как использование зрения самой философии: метафорика зрения в западной философии оказывается не только общим знаменателем методов, но семиотически оптимальным обоснованием любого нового для слушателей или для профессиональной философской аудитории метода. Использование изображений, созданных искусственным интеллектом, тогда оказывается продуктивным для такой конкретизации. В лекции показано, как история философии и науки была не только исследованием новых объектов с помощью онтологических инструментов, но и онтологизацией целых областей сознания, в том числе воображаемых. Тем самым открытие мира было и открытием зеркала своего же сознания. Декарт поставил этот эксперимент в наиболее чистом виде, создав онтологию науки. В отличие от обычных изложений новоевропейского рационализма, в которых подчеркивается приоритет экспериментальной науки над теоретическим обобщением, в лекции создается более сложная картина. Ренессансная доблесть разрушила соотнесение онтологических инструментов самообоснования человека с мирами природы и искусства, тогда как Декарт только довершил это разрушение. Но его волюнтаризм и телеология были укоренены в науке иезуитов, и развитие сначала воображения барокко, а потом и воображения просвещения разрушило и начальную самоочевидность по Декарту. Как и в эпоху Ренессанса, возникла собственная онтологическая область знаков, но только их число стало неограниченным, в отличие от небольшого набора в риторике Ренессанса, и визуальная семиотика в конце концов растворилась в романном воображении. С помощью иллюстраций, созданных искусственным интеллектом, удалось представить в лекции эти сложные перипетии воображения и создания новых онтологических областей, которые могут подрывать или упорядочивать другие области онтологии, в том числе онтологию чистого сознания. Лекция позволяет лучше понять и главную проблему онтологии как раздела философии, и информационную продуктивность визуальных знаков, создаваемых искусственным интеллектом.
Ключевые слова: рационализм, визуальные исследования, искусственный интеллект, онтологическая программа, онтология знака, эпистемология, наглядное пособие, философия куклы (куклософия)
Библиография:
Декарт 1953 – Декарт Р. Рассуждение о методе, с приложениями Диоптрика, Метеоры, Геометрия. М.: АН СССР, 1953.
Декарт 1989 – Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.
Декарт 1994 – Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.
Дидро 1991 – Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2.
Казанова 2003 – Казанова П. Мировая республика литературы. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
Киттлер 2009 – Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос; Гнозис, 2009.
Ламетри 1983 – Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1983.
Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Мозг–текст–культура–искусственный интеллект [1992] // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. C. 580–589.
Марион 2007 – Марион Ж.-Л. О белой теологии Декарта // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. № 1. С. 129–141.
Матурана 1996 – Матурана У. Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996.
Моретти 2014 – Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2014
Очеретяный 2013 – Очеретяный К. Хаофония: аналитика медиатела. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2013.
Петрарка 1981 – Петрарка Ф. Инвектива против врача // Эстетика Ренессанса: в 2 т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 17–26.
Погоняйло 1998 – Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: СПбГУ, 1998.
Файбышенко 2002 – Файбышенко В. Ю. Поэтическая рациональность и основания гуманитарного знания: дис. … канд. филос. наук. М., 2002.
Шартье 2006 – Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое изд-во, 2006.
Шварц 1995 – Шварц Е. Песня птицы на дне морском. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ
Страницы: 165 — 190
Скачиваний: 161