Образ инициативного учителя
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-91-116
Создание и развитие студентом – будущим педагогом собственного «Я учителя» невозможно без формирования целостного образа педагога (внутреннего и внешнего). Образ учителя – это не просто изображение, постепенно вырисовывающееся в сознании студента с момента начала обучения в педагогическом учреждении. Это – глубинные субъектные связи, прорастающие в ценности, мысли и поступки, проявляющиеся во внешнем облике, стиле мышления и деятельности, регулятором которой и становится визуализируемое «Я – педагог». Однако недостаточно широкое исследование образа инициативного педагога связано с отсутствием единого определения, а значит, и видения сути профессиональной инициативности педагога. Целью исследования стало изучение глубинных и поверхностных трактовок образа на основе комплексного анализа философских и педагогических источников, направленных на теоретические обоснования знаковых моделей, характеристик понятий «образ», «имидж», «идеал» применительно к образовательной деятельности, к педагогу и обобщение собирательного образа инициативного учителя глазами самих учителей (опытных и будущих). Его задачи включают: уточнение понятия «образ» и смежных по отношению к нему понятий; cистематизацию и обобщение представлений о современном инициативном учителе; конкретизацию примеров проявления инициатив, инициативности в учебной и внеучебной профессиональной педагогической деятельности; выявление представлений будущих учителей (студентов педагогического вуза) и опытных учителей об образе инициативного учителя; определение положительных характеристик инициативного учителя, связи профессиональной педагогической инициативы и качества обучения и воспитания, специфики восприятия такого учителя студентами педагогического университета. Устный опрос опытных преподавателей, учителей позволил выявить ряд положительных характеристик образа инициативного учителя. Однако при этом большая часть опрошенных относится к проявлению инициативности со сдержанным оптимизмом, что может быть свойственно начинающим педагогам. Установлено, что образ инициативного учителя для студентов, как правило, не имеет четких гендерных и возрастных границ, хотя, скорее, это – молодая женщина. Такой учитель компетентен, умен, высококвалифицирован, обладает чувством юмора. Не так важны его внешняя красота, увлеченность и видимая для всех активность. Его уважает и поддерживает администрация школы, но не исключается и «использование» в тех или иных целях. Каждый четвертый студент придерживается мнения, что в коллективе инициативного учителя могут недолюбливать его коллеги, обучающиеся же, наоборот, уважают и поддерживают. Прослеживается прямая взаимозависимость между инициативностью учителя и его способностями хорошо преподавать и быть хорошим классным руководителем, наставником. Ценность исследования состоит в расширении теоретических знаний, представлений об образе учителя в сознании студентов (будущих учителей) и детализирующих его характеристиках, в фиксации видения молодыми специалистами сути профессиональной инициативности педагога.
Ключевые слова: образ, учитель, инициативный учитель, идеал учителя, восприятие учителя, представление об учителе, представление об инициативности учителя
Библиография:
Алексеева 2020 – Алексеева Е. А. Возможен ли искусственный преподаватель? // Технологос. 2020. № 4. С. 40–55. doi: 10.15593/perm.kipf/2020.4.04
Бабич, Зюбанов, Горбулёва 2024 – Бабич В. В., Зюбанов В. Ю., Горбулёва М. С. Семиотическая диагностика целей преподавания философии в педагогическом образовании // Идеи и идеалы. 2024. Т. 16, № 1, ч. 2. С. 398–414. doi: 10.17212/2075-0862-2024-16.1.2-398-414
Белоусова 2013 – Белоусова Ю. В. Образ с точки зрения семиотики // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, вып. 4. С. 237–241.
Богдан 2016 – Богдан Л. В. Психологические составляющие образа учителя на современном этапе развития общества // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6-2 (85). С. 30–34.
Гончарова 2012 – Гончарова Н. Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3-2. С. 33–37.
Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. T. 29, № 6. С. 122–128. doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-122-128
Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2021 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 137–142. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-137-142
Дорофеев 2023 – Дорофеев Д. Ю. Человек как визуальное сообщение: семиотика и эстетика человеческого образа // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 1 (35). С. 48–77. doi: 10.23951/2312-7899-2023-1-48-77
Игна, Червонный, Уалиханова 2023 – Игна О. Н., Червонный М. А., Уалиханова Б. С. «Миражи» и «явь» визуализации в современном образовательном процессе // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 3 (37). С. 9–36. doi: 10.23951/2312-7899-2023-3-9-36
Касаткина, Анохин 2017– Касаткина С. Н., Анохин Е. А. Идеал учителя как философско-педагогическая категория // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения: материалы педагогических, психологических социологических исследований междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. Р. К. Серёжниковой. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 259–267.
Кирикова 2017 – Кирикова М. И. Формирование имиджа педагога // Социально-гуманитарные исследования: сб. науч.-метод. тр. М.: ПеРо, 2017. С. 37–49.
Ковжуть, Чекина 2019 – Ковжуть А. А., Чекина Е. В. Профессиональная инициативность как значимое качество будущего педагога // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E. Педагогические науки. 2019. № 7. С. 7–11.
Комарова 2012 – Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
Король 2013 – Король А. Д. Стереотип как образовательная проблема // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 156–161.
Люрья 2020а – Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 122–127. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-122-127
Люрья 2020б – Люрья Н. А. Семиотическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 283–287.
Макаренко, Мелик-Гайказян, Смышляева 2023 – Макаренко А. Н., Мелик-Гайказян И. В., Смышляева Л. Г. Астигматизм цифровизации образования: постановка задачи для семиотической диагностики последствий // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 3 (37). С. 90–110. doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205
Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. № 4 (22), т. 1. С. 14–27.
Мечковская 2007 – Мечковская М. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Академия, 2007. 432 с.
Нестерова 2022 – Нестерова А. А. Образ учителя: от народной педагогики до профессионального стандарта // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obraz-uchitelya-ot-narodnoj-pedagogiki-do-professionalnogo-standarta.html (дата обращения: 31.10.2022).
Опфер 2017 – Опфер Е. А. Имидж современного педагога: учеб. пособие для студентов направления «Педагогическое образование». Волгоград: Принт, 2017. 84 с.
Первушина 2019 – Первушина Н. А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 194–205 doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205
Рогов 2023 – Рогов Е. И. Роль позитивного образа учителя в формировании личности школьников // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 7. С. 99–106.
Сидорская 2021 – Сидорская И. В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиапрезентации территорий // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 3. С. 173–197. doi: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.173197
Стырова 2018 – Стырова Е. А. Образ современного педагога глазами участников образовательного процесса // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 4-5 (20-21). С. 12–14.
Ткаченко 2012 – Ткаченко А. А. Технология имиджирования как элемент процесса совершенствования профессионализма учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 121–126.
Фомин 2018 – Фомин И. В. О семиотической модели образа // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 2. С. 37–51. doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-3
Шакак Хайят 2021 – Шакак Хайят Х. М. Образ и имидж: соотношение понятий // Вестник Российского нового университета. Сер. Человек в современном мире. 2021. № 2. С. 107–112. doi: 10.25586/RNU.V925X.21.02.P.107
Шалгимбекова 2008– Шалгимбекова А. Б «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект // Вестник КГПИ. 2008. № 1. С. 43–48.
Шестаков 2023 – Шестаков С. Образ-портрет идеального педагога-учителя-наставника // Юрист ВУЗа. 2023. № 9. С. 12–15.
Шипулина 2010 – Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 52 (8). С. 4–16.
Ширшов 2017 – Ширшов Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения: словарь ключевых понятий и определений: учеб. пособие. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. 138 с.
Ширяева, Ананко 2022 – Ширяева В. Г., Ананко А. В. Создание медийного образа педагога в интернет-пространтсве // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. материалов исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: Зебра, 2022. С. 33–37.
Jörg et al. 2023 – Jörg V., Hartmann U., Philipp A., Kunter M. Teachers' proactive behaviour: Interactions with job characteristics and professional competence in a longitudinal study // British Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 94 (1). e12642. doi: 10.1111/bjep.12642
Juraeva, Rakhmonova, Xayitova 2023 – Juraeva S. N., Rakhmonova N. A., Xayitova Z. M. Structural Model of The Image of a Modern Teacher // Journal of Advanced Zoology. 2023. Vol. 44, is. S-6. P. 302–310.
Kamilova et al. 2021 – Kamilova D. N., Saydalikhujaeva Sh. Kh., Rakhmatullaeva D. M., Makhmudova M. Kh., Tadjieva Kh. S. Professional image of a teacher and a doctor // British Medical Journal. 2021. Vol. 1 (4). P. 4–14.
Li et al. 2017 – Li M., Wang Z., Gao J., You X. Proactive Personality and Job Satisfaction: the Mediating Effects of Self-Efficacy and Work Engagement in Teachers // Current Psychology. 2017. Vol. 36. P. 48–55. doi: 10.1007/s12144-015-9383-1
Pan, Song, Wang 2021 – Pan B., Song Z., Wang Y. The relationship between preschool teachers’ proactive personality and innovative behavior: the chain-mediated role of error management climate and self-efficacy // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. 734484. doi: 10.3389/fpsyg.2021.734484
Samoylenko, Zharko, Georgiadi 2020 – Samoylenko N. B., Zharko L. N., Georgiadi A. A. Teacher’s professional image: reimagining the future // Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career: International Scientific and Practical Conference (ICTP 2020). 2020. Vol.87. Art. 00063. doi: 10.1051/shsconf/20208700063
Yücel, Koçak, Cula 2010 – Yücel A. S., Koçak C., Cula S. An Analysis on Proactive-reactive personality profiles in student-teacher relationship through the metaphorical thinking approach // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2010. № 6 (2). P. 129–137.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 91 — 116
Скачиваний: 181
Дополнительная информация: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 23-28-00577. The research was funded by the Russian Science Foundation Project No. 23-28-00577.