ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИФИКИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ОБНАРУЖЕНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ОПТИМУМА В ПОДБОРЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-143-166
Впервые поставлена исследовательская задача обнаружения семиотического оптимума. Изложены оригинальные методы решения этой задачи, основанные на теоретических положениях, в которых установлены связи между динамикой форм знака и стадиями информационного процесса. Акцентирована разница в подходах – педагогическом и семиотическом – к достижению эффективности лекционных занятий. Предложенный вариант постановки задачи и способа ее решения пока остается в рамках эмпирического исследования, реализующего только одно теоретическое положение – это положение о роли стадии построения оператора в структуре информационного процесса. На данной стадии происходит отбор полученной информации для ее последующего применения. В современных педагогических исследованиях саму лекцию понимают в качестве оператора и видят способы его трансформации в реализации новых технических («цифровых») средств. Авторы же «помещают» лекцию на этапы процесса трансляции информации, предшествующие стадии построения оператора. Таким образом, оператором становится самостоятельная работа студента, происходящая вне стен лекционной аудитории. Семиотическим оптимумом, достигнутым в лекции, является та эффективность, с которой студентом будет произведена критика его опыта в интерпретации стереотипов. Любая степень самостоятельности рефлексии, проявленная студентом, не может повлечь генерацию информации (эта стадия происходит в другом «месте», требует создания других условий и применения совсем иных средств), а влечет ее акцептирование, что полностью соответствует учебным целям.
Ключевые слова: Питер Брейгель Старший, информационные процессы, эффективность, цели субъектов образования
Библиография:
Аббасова 2023 – Аббасова Н. С. Роль творческого наследия Питера Брейгеля в нидерландской живописи // Colloquium-Journal. 2023. № 3 (162). С. 11–16.
Андреюшкина 2020 – Андреюшкина Т. Н. Интерпретация образа Икара на картине П. Брейгеля «Падение Икара» в европейской поэзии 1930–1990-х гг. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 1, № 4 (33). С. 20–27.
Бабич 2022 – Бабич В. В. Проблема иллюстрирования философии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. С. 12–17.
Гордеев 2023 – Гордеев В. А. Ушел А. В. Бузгалин, большой друг нашего журнала // Теоретическая экономика. 2023. Т. 106, № 10. С. 115–115.
Ибрагимов, Калимуллина 2022 – Ибрагимов Г. И., Калимуллина А. А. Трансформация лекции в современной высшей школе России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 96–112.
Моррис 2001а – Моррис Ч. У. Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Акад. проект, 2001. С. 129–143.
Моррис 2001б – Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Акад. проект, 2001. С. 45–97.
Никифоров 2001 – Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
Радаев 2022 – Радаев В. В. Как побудить студентов к чтению сложных текстов: опыт использования цифровых технологий // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 113–122.
Стасенко 2022 – Стасенко О. П. Диалог творческих систем НВ Гоголя и Питера Брейгеля Старшего в контексте карнавальной культуры: личность и карнавал // Stephanos. 2022. № 5. С. 70–77. DOI: 10.24249/2309-9917-2022-55-5-70-77
Титова, Талмо 2015 – Титова С. В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 126–135.
Хусаинова, Карстина, Галиханов 2022 – Хусаинова Г. Р., Карстина С. Г., Галиханов М. Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 42–60.
Шестерина 2020 – Шестерина А. М. Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 111–114.
Arpaci, Al-Emran, Al-Sharafi 2020 – Arpaci I., Al-Emran M., Al-Sharafi M. A. The impact of knowledge management practices on the acceptance of Massive Open Online Courses (MOOCs) by engineering students: A cross-cultural comparison // Telematics and Informatics. 2020. Vol. 54. Art. 101468.
Dang, Lu, Webb 2022 – Dang T. N. Y., Lu C., Webb S. Incidental learning of single words and collocations through viewing an academic lecture // Studies in Second Language Acquisition. 2022. Vol. 44, № 3. P. 708–736.
Honig 2019 – HonigE. A. Pieter Bruegel and the Idea of Human Nature. London: Reaktion Books, 2019.
Tonguç, Ozkara 2020 – Tonguç G., Ozkara B. O. Automatic recognition of student emotions from facial expressions during a lecture // Computers & Education. 2020. Vol. 148. Art. 103797.
Weiss 2020 – Weiss R. D. Pieter Bruegel and the Idea of Human Nature by Elizabeth Alice Honig // Comitatus: A Journal of Medieval and Renaissance Studies. 2020. Vol. 51, № 1. P. 279–281.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ
Страницы: 143 — 166
Скачиваний: 396