СЕМИОТИЧЕСКИЙ БАЗИС КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОРНАМЕНТ КАК ЭТНОЗНАКОВЫЙ КОД
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-120-142
Изложены результаты исследования орнамента в соотнесении с такими языками культуры, как музыка, танец, поэзия (шире – речь и письменность), а также с таким, казалось бы, на первый взгляд несопоставимым с ним по своей функциональности феноменом, как тенгрианский календарь. Орнамент в подобном прочтении предстает как особая знаковая система, находящаяся в структурном единстве с другими структурами культурного целого. На основе анализа специфики орнаментальной композиции, проведенного с целью выяснения особенностей казахского этнознакового кода, представлена структурная модель орнамента в ее корреспонденции с языками других феноменов казахской культуры. Значимость этой модели определяют по крайней мере два аспекта. Во-первых, орнамент функционирует в поле различных видов традиционного искусства и ремесел: текстильного искусства и костюма, обработки дерева и камня, ювелирного искусства, гончарного дела, архитектуры, наскального искусства, тамги и других. Поэтому понимание символической природы орнамента позволяет зримо представлять функционирование этнознаковых кодов во всем поле культуры. Во-вторых, орнаментальное искусство предстает в качестве «летописи культуры», то есть способа фиксации меняющихся и неизменных структурных черт ее мировоззренческих доминант, что делает возможным изучение путей социокультурных трансформации в череде самобытных периодов. Актуальность проведенного исследования состоит в том, что все многообразие, красота, интеллект, пластика, эстетика и семантика казахского (и шире – тюркского) орнамента за пределами Казахстана малоизвестны. Поэтому данное семиотическое изучение орнамента способствует расширению предметного поля тех его исследований, которые начиная с середины ХХ века активно проводятся на материале разных культур.
Ключевые слова: орнамент, казахская культура, семиотический базис, этнознаковый код
Библиография:
Алибек Кажгали улы 2003 – Алибек Кажгали улы (Малаев). Органон орнамента. Алматы: Өнер, 2003.
Аманов, Мухамбетова 2003 – Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2003.
Ахметов 1964 – Ахметов З. А. Казахское стихосложение (проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии). Алма-Ата: Наука, 1964.
Байбурин 1981 – Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: сб. Музея антропологии и этнографии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. № 37. С. 215–226.
Балтабаев 1997 – Балтабаев М. Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы. Алматы: РНЦПК, 1997.
Белокурова 2016 – Белокурова С. М. Тамговые знаки в культуре номадов как предмет искусствоведческого анализа (к постановке вопроса) // Искусство Евразии. 2016. № 2 (3). C. 10–16.
Бренд 2008 – Бренд Б. Искусство ислама. М.: Гранд Фаир, 2008.
Васильева 2013 – Васильева Е. Н. Путь исследователя визуальной символики народной культуры: рer aspera ad astra // Человек и религия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 14–16.03.2013. Минск: Четыре четверти, 2013. C. 234–239.
Всеволодская-Голушкевич 1996 – Всеволодская-Голушкевич О. В. Баксы ойыны. Алматы: Рауан, 1996.
Галиева 2016 – Галиева М. А. Трансформация фольклорной традиции в русской поэзии начала XX века: С. А. Есенин и В. В. Маяковский: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2016.
Гилевич 2012 – Гилевич Е. В. Традиционный орнамент как семиотическая структура: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. М., 2012.
Гравитис 1990 –Гравитис В. Хорошо забытое старое. О некоторых народных орнаментальных знаках // Родник. 1990. № 3 (39). С. 31–36.
Гусейнов 2022 – Гусейнов М. Художественные основы ковроделия и тамги в узорообразовании // Colloquium Journal. 2022. № 16. C. 70–72.
Джанибеков 1991 – Джанибеков У. Эхо… По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата: Өнер, 1991.
Джумабекова, Базарбаева 2018 – Джумабекова Г. С., Базарбаева Г. А. Иллюстрация к эпосу об Алпамысе и некоторые параллели сюжету в искусстве древних кочевников: к изучению семантики вихревых композиций // Қазақстан археологиясы. 2018. № 1-2. С. 106–117.
Донских 2023 – Донских О. А. Язык как индикатор визуализации научного мышления // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 2 (36). С. 74–80. DOI: 10.23951/2312-7899-2023-2-74-80
Досанов 2009 – Досанов Т. С. Тайна руники: графический дизайн в эзотерической концепции бога Тенгри, сокрытой в знаках рунического письма, в родовых тамгах и в символах геометрического генеза. Алматы: Олке, 2009.
Жанабаев, Акбердикызы 2015 – Жанабаев К., Акбердикызы У. Семантика и структура тюркского эпического текста: анафора // Ученые записки. 2015. № 2 (43). С. 127–135.
Ибраева 1994 – Ибраева К. Т. Казахский орнамент. Алматы: Өнер, 1994.
Карапетьянц 1972 – Карапетьянц А. М. Изобразительное искусство и письмо в архаических культурах (Китай до середины I тысячелетия до н. э.) // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 458–469.
Костомаров, Бурвикова 2000 – Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Современный русский язык и культурная память // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров. М.: Ин-т науч. инф. по общественным наукам РАН, 2000. С. 20–32.
Котляр 2019 – Котляр Е. Р. Этнокультурные параллели в семиотике архитектурного декора Симферополя периода модерна // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 3 (21). С. 98–112. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-98-112
Кульбекова 2008 – Кульбекова А. К. Содержательные аспекты казахского народного танца // Вестник МГУКИ, 2008. № 2. С. 253–257.
Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Избранные статьи. Таллин: Тарту, 1992. Т. 1. С. 191–200.
Ольховский 2001 – Ольховский В. С. Тамга (к функции знака) // Историко-археологический альманах. 2001. № 7. С. 75–86.
Палагута 2020 – Палагута И. В. Орнамент как особый вид искусства // Вопросы теории искусства. 2020. № 1. C. 45–64.
Привалова 2010 – Привалова В. М. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5. С. 277–283.
Привалова 2011 – Привалова В. М. Обусловленность орнамента как знаково-символического ритуала в культуре // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 2. С. 1001–1005.
Ромм 2003 – Ромм В. В. Палеохореография // Человек. М.: Наука, 2003. С. 19–35.
Рыжакова 2002 – Рыжакова С. И. Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002.
Садоков 1996 – Садоков Р. Л. Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 34–44.
Сейдимбек 2011 – Сейдимбек А. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление. Астана: Фолиант, 2011.
Соколов 2001 – Соколов Б. Г. Ритм и смысл // Социальная аналитика ритма: сб. материалов конф. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. С. 45–57.
Султанова 2010 – Султанова М. Э. Изобразительное искусство и музыка: компаративизм художественного языка // Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. Художественное образование: искусство, теория и методика. 2010. № 3 (24). С. 2–7.
Таниева 2010 – Таниева Ж. К. Знаки и символы в традиционном и современном изобразительном искусстве Казахстана: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. Алматы, 2010.
Топоров 1972 – Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов: палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 79–93.
Тохтабаева 2005 – Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
Турекулов 2000 – Турекулов Т. Новая реконструкция «Золотого человека»: клуб ценителей древности // Кумбез. 2000. № 9-10. С. 46–50.
Турекулова 1998 – Турекулова Н. «Золотой человек» и его представления о мире: из глубины веков // Кумбез. 1998. № 3. С. 32–35.
Чистякова, Вулих 1971 – Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. М.: Высш. школа, 1971.
Шайгозова, Хазбулатов 2021 – Шайгозова Ж. Н., Хазбулатов А. Р. Сакрально-символическое значение желтофонной керамики: возможности реконструкции (на примере археологических артефактов городища Культобе) // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. № 3. С. 74–88.
Шевцова 2007 – Шевцова А. А. Казахский народный орнамент: истоки и традиции. М.: Наука, 2007.
Шукуров 1999 – Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. М.: Алетейя, 1999.
Шукуров 2016 – Шукуров Ш. М. Хоросан. Территория искусства. М.: Прогресс-традиция, 2016.
Яблан 2006 – Яблан С. Симметрия, орнаменты и модулярность. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006.
Fischinger 1932 – Fischinger O. Sound Ornaments: Originally published in the Deutsche allgemeine Zeitung, 8 July 1932 // Термен-центр: ценрт электроакустической музыки. URL: https://www.asmir.info/lib/fischinger.htm
Summers 2003 – Summers D. Real Spaces. World Art History and the Rise of Western modernism. New York: Phaidon, 2003.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 120 — 142
Скачиваний: 388
Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках проекта Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика». The article was prepared within the framework of Project AR09259280 of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan.