НАРРАТИВНАЯ АЛГОЛОГИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-1-78-90
Подход к лечению боли, о котором говорится в статье, называется «нарративная алгология» (narrative – повествование, algology – направление в медицине, изучающее управление болью). Сочетание медицинской помощи, техник психотерапии и гипноза дополняется также работой с уникальной личной историей пациента. Философское осмысление практического опыта авторов статьи показывает, насколько действенным может оказаться внимательное слушание человека, который страдает не только непосредственно от самой боли, но и от ее социальных последствий. Образ человека, захваченного болью, – это не просто тот, у кого нарушены те или иные телесные функции, это еще и тот, кто чувствует себя обособленным от своего привычного окружения, а если боль длится долго и начинает разрушать социальные связи, человек и вовсе становится (или чувствует себя) изгоем. Маргинализации страдающего от боли человека способствуют также все более усиливающаяся технологизация медицины и медикализация общества в целом. Тотальной объективации человека и его тела мы можем противопоставить гуманистические техники повествования, благодаря которым человек страдающий получает шанс быть услышанным и понятым. Именно нарративный подход предлагает путь возможного исцеления с помощью принятия, возвращения человеку самоуважения и социальной реинтеграции. Однако сложность нарративного подхода при всей его кажущейся простоте состоит в том, что боль не только трудно выразить и объяснить другому, она плохо поддается описанию и для самого страдающего от боли человека. Обычно мы стараемся описывать боль, визуализируя телесные ощущения через образы и метафоры, пытаясь ее как-то «ухватить» и рассказать о ней, либо, когда она невыносима, мы уже вынуждены выражать ее через крики, стоны – звуки, напоминающие о нашей животной природе. Такой языковой регресс, присущий тяжелобольным пациентам, вынуждает терапевтов придумывать способы, как их понимать, минуя выученный человеческий язык, они стремятся расшифровать язык телесного и душевного страдания, переводя его на более понятный язык симптомов, которые можно измерить с помощью приборов, и в процессе этого «перевода» зачастую выхолащиваются и утрачиваются глубинная суть и экзистенциальный смысл боли. Таким образом, безусловная субъективная реальность боли оказывается трудноуловимой для языка и анализа. Между тем без этого описания и анализа сложно понять боль и лечить ее. Как же тогда мы можем оценивать, понимать и лечить человека, испытывающего боль? Обращаясь непосредственно к нему и к тому, что он выражает, обращая внимание не только на произносимые им слова, но и на все феномены человеческого самовыражения, которые переживаются взаимно, когда люди встречаются и рассказывают друг другу о себе, о других, о своих общих заботах. Когда одно Я делится своей болью и ждет помощи от другого Я – это подлинная антропологическая ситуация, в которой раскрывается наша человечность и проявляется общность между людьми, а рассказывание другим о своем опыте позволяет человеку искать и находить смысл того, что он переживает. Потому повествование о боли – это прорыв через непонимание от одного отдельного бытия к другому. Таким образом, работа с болью представляет собой встречу двух субъектов через повествование и заботу о другом, чтобы человек, страдающий от боли, мог утешиться, исцелиться и вновь найти свое место в жизни.
Ключевые слова: алгология, образ боли, нарративная медицина, биоэтика, болезнь, здоровье, субъективность, страдание, психотехнологии, терапевтические метафоры, гуманистическое общение
Библиография:
Adam, Herzlich 2010 – Adam Ph., Herzlich Cl., Sociologie de la maladie et de la médecine, Paris, Armand Colin, 2010.
Arendt 1983 –Arendt H., Condition de l’homme moderne, Paris, Calmann-Levy, 1983, P. 21.
Bergen 2012 – Bergen B. Louder Than Words: The New Science of How the Mind Makes Meaning, 2012. URL: https://www.amazon.com/Louder-Than-Words-Science-eaning/dp/0465028292
Charon 2017 – Charon R. Introduction. In: Charon R, et al. (eds) The principles and practice of narrative medicine. New York: Oxford University Press, 2017.
Dörner 2006 – Dörner K. Le bon docteur. Une introduction à la position de base du médecin. Moscou : Aletheia. 2006. (In Rus.)
Dubasque 2022 –Dubasque M., Médecine narrative, entre concept et pratique clinique : de l’objet-récit à l’effacement de «l’être-à-dire»? PSN, 2022, vol. 20, No 1, P. 9-22.
Husserl 2001 – Husserl E., Sur l’intersubjectivité, Paris, PUF, 2001, tome II, P. 323.
Lanphier 2021 – Lanphier El. Narrative and Medicine: Premises, Practices, Pragmatism. Perspectives in Biology and Medicine, Volume 64, Number 2, Spring 2021, P. 211-234
Lijoi, Tovar 2020 –Lijoi A., Tovar A. Narrative medicine: Re-engaging and re-energizing ourselves through story. / The International Journal of Psychiatry in Medicine 2020, Vol. 55(5). 321–330.
Scarry 1985 – Scarry E. The Body in Pain: The Making and Unmaking of the World. Oxford University Press. 1985.
von Unwerth 2020 – von Unwerth M. Listening to the patient: A perspective from narrative medicine / The International Journal of Psychiatry in Medicine 2020, Vol. 55(1) P. 16–24.
Vetlesen 2020 – Vetlesen A.Y. Philosophy of Pain / Traduit du norvégien. Moscou : Progress-Tradition, 2020. (In Rus.).
Zaharias 2018 –Zaharias G. What is narrative-based medicine?/ Narrative-based medicine. MBBS MFM FRACGP. Canadian Family Physician (Le Médecin de famille canadien). Vol 64: MARCH | MARS 2018, P. 176.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 78 — 90
Скачиваний: 388