ОПТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ НОВЫХ МЕДИА: ОТ ПЕРСПЕКТИВИЗМА К ДРЕЙФУЮЩЕМУ ВЗГЛЯДУ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-3-9-38
Очерчивается история преобразования экранного образа – от его «латентных» форм, существовавших до изобретения киноаппарата, до новейших форм медиаискусства. В центре внимания – эффект движущегося изображения, работа взгляда и характер чувственности зрителя. Фокусируется внимание на том, как расширение возможностей визуальной коммуникации влияет на опыт смотрящего, анализируются особые типы взгляда, формирующиеся под воздействием обновления языка медиа. Авторы рассматривают переход от статичной и центрированной позиции зрителя классической картины, место которого точно определено структурой перспективного изображения, к кинозрителю, чей взгляд, как писал Жан-Люк Нанси, «встраивается» в подвижный взгляд камеры (а тело остается неподвижным), а затем – к свободно движущемуся, дрейфующему взгляду зрителя видеоарта, путешествующего в пространстве многоканальной инсталляции и виртуальной реальности. Анализируя видеопроизведения и кинематографические работы, близкие по своим выразительным возможностям к эстетике видеоарта, авторы показывают, как преображение структуры визуального образа и стратегий взгляда работают с новыми формами чувственности, характерными для текущего состояния коммуникационного общества. Обращается внимание на две тенденции кристаллизации художественной оптики видеоарта, взаимодействие которых во многом обусловливает «физиогномику» современного языка видео. Первая тенденция связана с интенсификацией переживания временности, усиления длительности как подлинной тактики видеоарта и постепенным «растворением» в длительности центрированного кадрирования и монтажно-склеивающих приемов. Другая тенденция – движение от пространственных манифестаций раннего модернизма к чувственности и тактильности образа. В зоне пересечения этих двух линий прорисовывается современная поэтика видео, действующего в художественном поле одного экрана или в пространстве полиэкранной инсталляции и виртуальной реальности. В некотором смысле это можно концептуализировать как «выталкивание» взгляда на поверхность экрана в противовес иммерсионному эффекту засасывания внутрь экранного пространства (в традиционном кино), оно напоминает о конечности познания и сочетании в нем пассивного и активного начал. В каждом разделе статьи в сфере нашего внимания оказывается один из типов децентрированного (свободного) взгляда, формируемый в поле экранных экспериментов: 1) глубинная мизансцена; 2) «пустой центр» (замедление или остановка камеры); 3) «скользящий взгляд»; 4) «дрейфующий взгляд»; 5) «расслоение» (полиэкран). Проанализировав эти пять типов децентрированного взгляда / образа, мы покажем, как в медиаискусстве может происходить «коперниканский переворот», смещающий акцент с экрана на действие взгляда, который сам становится темой произведения.
Ключевые слова: искусство новых медиа, медиаарт, видеоарт, авторский кинематограф, инсталляция, полиэкран, движущееся изображение, виртуальная реальность, символические формы
Библиография:
Агамбен 2017 – Агамбен Д. Храбрость лишенных надежды. 2017. 2 июня // Syg.ma. URL: https://syg.ma/@valya_golev/dzhordzho-aghambien-khrabrost-lishiennykh-nadiezhdy (дата обращения: 10.03.2022).
Берд 2021 – Берд Р. Андрей Тарковский: стихии кино. М.: Музей современного искусства “Гараж”, 2021.
Вирильо 2004 – Вирильо П. Машина зрения. М.: Наука, 2004.
Галисон, Дастон 2018 – Галисон П., Дастон Л. Объективность. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
Гуссерль 1994 – Гуссерль Э. Собрание сочинений / сост., вступ. ст., пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Гнозис, 1994. Т. I: Феноменология внутреннего сознания времени.
Делез 2003 – Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2003.
Духан 2009 – Духан И. Искусство длительности: философия Анри Бергсона и художественный эксперимент // Логос. 2009. № 3. С. 185–203.
Духан 2010 – Духан И. Perspectiva artificialis, антиперспективизм и время // Культура, эпоха и стиль: классическое искусство Запада: сб. в честь 70-летия д-ра искусствоведения, проф. М. И. Свидерской / М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствоведения. М., 2010. С. 368–400.
Жижек 2013 – Славой Жижек: Когда вас очаровывает фильм, он ведет себя как извращенец. 2013. 19 апр. // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20130419/716073452.html (дата обращения: 10.03.2022).
Кассирер 2020 – Кассирер Э. Логика наук о культуре. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.
Кукулин 2015 – Кукулин И. Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Маклюэн 2018 – Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2018.
Манн 2013 – Манн Т. Смерть в Венеции. М.: АСТ, 2019.
Манович 2018 – Манович Л. Язык новых медиа. М.: Гараж, 2018.
Молчанов 1988 – Молчанов В. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988.
Мохой-Надь 1938 – Мохой-Надь Л. Новый инструмент видения. 1938. URL: https://prophotos-ru.livejournal.com/1911029.html (дата обращения 19.05. 2021).
Нанси 2021 – Нанси Ж.-Л. Очевидность фильма: Аббас Киаростами. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.
Раш 2018 – Раш М. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
Савченкова 2013 – Савченкова Н. Элементы поэтики психоанализа. Ижевск: ERGO, 2013.
Селезнев 2021 – Селезнев М. Венецианские ловушки: VR-программа Венецианского кинофестиваля 2021. 1 окт. // Искусство кино. URL: https://kinoart.ru/texts/venetsianskie-lovushki-vr-programma-venetsianskoy-biennale (дата обращения: 10.03.2022).
Тарковский 1967 – Тарковский А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1967. Вып. 10. URL: http://tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Statia1967.1.html (дата обращения: 12.03.2022)
Тарковский 1992 – Тарковский А. Пояснения режиссера к фильму “Солярис” // Киноведческие записки. 1992. № 14. URL: http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Solaris02.html (дата обращения: 10.03.2022).
Шкловский 1985 – Шкловский В. Киноязык “Нового Вавилона” // Шкловский В.За 60 лет: работы о кино. М.: Искусство, 1985. С. 144–146.
Шурипа 2021 – Шурипа С. Смысл и действие в искусстве второй половины XX века. СПб.: Пальмира, 2021.
Agamben 2009 – Agamben G. “What Is an Apparatus?” and Other Essays / D. Kishik, S. Pedatella (tr.). Stanford University Press, 2009.
Bailenson 2018 – Bailenson J. Experience on Demand: What Virtual Reality Is, How It Works, and What It Can Do. W. W. Norton & Company, 2018.
Baudry 1974–1975 – Baudry J.-L., Williams A. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus // Film Quarterly. 1974–1975. Vol. 28 (2). P. 39–47
Damisch 1987 – Damisch H. L’Origine de la perspective. Paris, 1987.
Elwes 2015 – Elwes C. Installation and Moving Image. Columbia University Press, 2015.
Flusser 1983 – Flusser V. Für eine Philosophie der Fotografie. Göttingen, 1983.
Jay 1993 – Jay M. Downcast Eyes: The Denigration of Vision in Twentieth-Century French Thought. University of California Press, 1993.
Gleber 1998 – Gleber A. The Art of Taking a Walk. Princeton University Press, 1998.
Grau 2003 – Grau O. Virtual Art: From Illusion to Immersion. Cambridge, MA: MIT, 2003.
Hubner 2007 – Hubner L. The Films of Ingmar Bergman: Illusions of Light and Darkness. New York: Palgrave Macmillan, 2007.
Kosuth 1991 – Kosuth J. Art after Philosophy and after: Collected Writings 1960–1990. MIT: 1991. P. 13–32.
Kristeva 1994 – Kristeva J. Le Temps Sensible, Proust et l'Expérience Littéraire. Paris: Gallimard, 1994.
Lavin 2011 – Lavin S. Kissing Architecture. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2011.
Manovich 2016 – Manovich L. What is Digital Cinema? // Post-Cinema: Theorizing 21st-Century Film. Falmer: REFRAME Books, 2016. URL: https://reframe.sussex.ac.uk/post-cinema/1-1-manovich/ (accessed: 10.03.2022).
Noys 2005 – Noys B. Tulse Luper Database: Peter Greenaway, the New Media Object and the Art of Exhaustion. 2005. URL: http://www.imageandnarrative.be/inarchive/tulseluper/noys.htm (accessed: 10.03.2022)
Panofsky 1927 – Panofsky E. Die Perspective als 'symbolische Form // Vorträge der Bibliothek Warburg. 1927. Bd. 1. S. 258–330.
Panofsky 1966 – Panofsky E. Early Netherlandish Painting, Its Origins and Character. Cambridge: Harvard University Press, 1966.
Paul 2003 – Paul C. Digital Art. New York: Thames & Hudson, 2003.
Quasha, Stein 2009 – Quasha G., Stein C. An Art of Limina: Gary Hill’s Works and Writings. Barcelona: Ediciones Polígrafa, 2009.
Shanken 2009 – Shanken E. Art and Electronic Media. London: Phaidon, 2009.
Wands 2006 – Wands B. Art of the Digital Age. New York: Thames & Hudson, 2006.
Walley 2020 – Walley J. Cinema Expanded. Avant-garde film in the age of intermedia. Oxford University Press, 2020.
Youngblood 1970 – Youngblood G. Expanded Cinema. New York: E.P. Dutton & co., Inc., 1970.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ. «ОПТИКА» ВИЗУАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ В НОВЫХ ПРАКТИКАХ ВИРТУАЛЬНОГО
Страницы: 9 — 38
Скачиваний: 759