ТЕКСТ КАК ПАЛИМПСЕСТ: АНТОЛОГИЯ СЛЕДОВ И ПОЭТИКА НЕВИДИМОГО В ЖИВОПИСИ АНСЕЛЬМА КИФЕРА
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-3-53-72
Исследуется теоретическая проблема палимпсеста как особого типа письма в постмодернистской практике. На примере анализа живописных текстов Ансельма Кифера автор размышляет о характерологических признаках палимпсестного мышления ведущего представителя немецкого неоэкспрессионизма. Техника палимпсеста определяется как совокупность метафор, наложение нескольких фигур и смыслов, переплетение цитат, что формирует особые интертекстуальные подтексты и скрепы. Палимпсест рассматривается как сохранение следов культуры и шум языка, как мерцание смыслов и просвечиваемость исторических контекстов, как вязь и игра множественных семантических наслоений и цитат. Палимпсест как процесс архивирования фактов и культурных страт исследуется также в контексте символики видимого и невидимого следа, скрытых знаков, нелинейного времени и пространства. Автор предлагает новый инструментарий исследования. Обращаясь к постмодернистской практике письма, она апеллирует к работам Ю. Кристевой, А. Греймаса, Ж. Женетта, Р. Барта, Д. Фоккемы, М. Фуко, Ж. Дарриды и др., обосновывая тезис о палимпсесте как универсальном, гибридном тексте, в пространстве которого происходит конвергенция множества слоев, имплицитно содержащих видимые или невидимые заимствования, аллюзии и реминисценции. Художник выступает сигнификатором, маркируя события и факты с помощью знаков и символов, обнаруживая тем самым связь между текстом и подтекстом. Формулируется и основная исследовательская задача – найти дискрипции на уровне глубинных страт текста и продемонстрировать технологию продуцирования новых смыслов. В центре внимания автора – искусство Ансельма Кифера, который увлекает зрителя в паутину и лабиринты скрытых знаков и символов, в игру по поиску следов и контаминации двух и более семантических слоев. Объектом анализа стали две живописные работы: Varus (1976), в которой художник на уровне художественных контекстов работает с символами исторической памяти и паттернами немецкой мифологии, и Margarete (1981) — мощное художественное высказывание на тему Холокоста. Эта картина, написанная под сильным влиянием стихотворения румынского немецкоязычного поэта, еврея по национальности, Пауля Целана «Фуга смерти» (Todesfuge), посвящена теме геноцида евреев в концентрационных лагерях. Визуальные тропы художника выявляют следы травматической памяти, проявленной в двухуровневой структуре картины: нижний слой (участки черной краски вдоль нижней части холста символизируют пепел волос сожженных евреев в Освенциме) и верхний – сгорающая солома – объединены идеей освобождения и духовного очищения.
Ключевые слова: палимпсест, постмодернизм, след, интертекстуальность, видимое / невидимое, Ансельм Кифер, немецкая мифология, культурная память, Холокост, Пауль Целан, гибридный текст
Библиография:
Барт 1994 – Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
Барт 2020 – Барт Р. Сай Твомбли. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020.
Греймас 2004 – Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода / Пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Академический проект, 2004.
Деррида 2000 – Деррида Ж. О грамматологии / пер. с франц., вступит ст. и коммент. Н. С. Автономовой. М.: Ad Marginem,2000.
Деррида 2013 – Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака. СПб.: Алетейя, 2013.
Дюв де Т. 2014 – Дюв де Т. Именем искусства. К археологии современности / пер. с фр. А. Шестакова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
Женетт 1982 – Женетт Ж. Палимпсесты: литература второй степени. М.: Наука,1982.
Женетт 1998 – Женетт Ж. Пруст-палимпсест // Фигуры: в 2 т. / пер. с франц. Е. Васильевой и др. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. С. 51–63.
Кристева 2013 – Кристева Ю. Семиотика: исследования по семанализу / пер.с фр. Э. А. Орловой. М.: Академический проект, 2013.
Колязин 2019 – Колязин В. Ф. Цикл «Нибелунги» Ансельма Кифера – диалог с символами истории // Художественная культура. 2019. Т. 2, № 3 (30). С. 312–325.
Марьон 2010 – Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
Парфёнов 2013 – Парфёнов В. Н. Вернул ли Вар легионы? Юбилей битвы в Тевтобургском лесу и раскопки в Калькризе // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб. ,2013. Вып. 12. С. 395–412.
Фуко 2003 – Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Ницше и современная западная мысль / под ред. В. Каплуна. СПб.: Летний сад, 2003.
Целан 2013 – Целан П. Стихотворения. Проза. Письма / под общ. ред. М. Белорусца. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
Эко 2020 – Эко У. О зеркалах и другие истории. Реалистическая иллюзия. М.: Слово / Slovo, 2020. Кн. 1.
Biro 2003 – Biro M. Representation and Event: Anselm Kiefer, Joseph Beuys, and the Memory of the Holocaust // The Yale Journal of Criticism. 2003. Vol. 16 (1). Р. 113–146.
Binder 1997 – Binder A. Die Meister aus Deutschland. Zu Paul Celans Todesfuge // Germanica. 21 Von Celan bis Grünbein. Zur Situation der deutschen Lyrik im ausgehenden zwanzigsten. Jahrhundert,1997. S. 51–71.
Gilmour 1990 – Gilmour J. C. Fire on the Earth: Anselm Kiefer and the Postmodern World. Philadelphia: Temple University Press,1990.
Kiefer 2010 – Kiefer A. Die Kunst geht knapp nicht unter: Anselm Kiefer im Gespräch mit Klaus Dermutz. Berlin: Suhrkamp Verlag AG, 2010.
Meier 1992 – Meier C. Anselm Kiefer. Die Rückkehr des Mythos in der Kunst: Dis. Essen: Verlag Die Blaue Eule,1992.
Sauer 2012 – Sauer M. Zur Bilderfahrung mit den Werken Anselm Kiefers // Zur Handlungsrelevanz ästhetischer Erfahrung anhand Anselm Kiefers Deutschlandbilder. Bühl / Baden, 2012. S. 29–41.
Schütz 1998 – Schütz S. Anselm Kiefer. Geschichte als Material. Arbeiten 1969–1983: Dis. Aachen, 1998. Köln, 1999.
Fokkema 1984 – Fokkema D. Literary History. Modernism and Postmodernism. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamen Public Company,1984.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ. «ОПТИКА» ВИЗУАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ В НОВЫХ ПРАКТИКАХ ВИРТУАЛЬНОГО
Страницы: 53 — 72
Скачиваний: 956