ВИЗУАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА ОБРАЗА МАРФЫ И МАРИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-171-193
Проведен иконографический анализ образов Марфы и Марии в европейской живописи. Рассмотрена и проанализирована иконографическая традиция с построением визуального ряда произведений от эпохи Высокого Возрождения до стиля модерн. Описаны формальные приемы, определяющие поэтику композиционного построения живописного произведения: геометрические схемы, пространственные планы, атрибутивные признаки и др. В результате количественного анализа определено, что всплеск интереса к визуализации образов Марфы и Марии характерен для эпохи барокко и в наибольшей мере для итальянских и фламандских художников, при этом разработка сюжета ведется по-разному. Установлено, что отождествление образа Марии с кающейся Марией Магдалиной характерно только для итальянской живописи. В произведениях барочной испанской, фламандской (исключение – произведение П. П. Рубенса) и голландской школ живописи, а впоследствии и в произведениях академизма, реалистического искусства и символизма сюжет о Марфе и Марии разрабатывается на основе включения в композиционную схему фигуры Христа, что наиболее соответствует евангельскому тексту. На основе иконографии сюжета и антропологического подхода к прочтению семантики визуальных образов выявлены текстуальные и контекстуальные значения визуальной репрезентации образов Марфы и Марии. В эпоху барокко и в странах устоявшего и торжествующего католицизма одной из важнейших коннотаций сюжета является рефлексия оппозиции земного и духовного богатства, которая красноречиво проявляется в трактовке образов сестер и формальных композиционных приемах. В произведениях итальянских художников доминирует решение в пользу красоты и богатства Марии Магдалины в противовес невзрачности Марфы, которая часто выглядит как служанка. В повседневном плане итальянские художники разрабатывают мотив соперничества двух женских типов, отдавая предпочтение страстной и привлекательной Марии Магдалине, что совершенно не характерно для фламандского искусства, иконография которого говорит, скорее, о «статус-кво», существующем между сестрами и их служением Господу, при этом разница земного и духовного служения подчеркивается не столько эмоциональной характеристикой образов, сколько композиционным построением и атрибутами каждой из сестер. Визуализация вопроса о том, какое же из служений ведет в рай, в конкретно образном решении сюжета о Марфе и Марии появляется впервые в произведении А. да Корреджо, а затем – только через четыре века – в живописи символистов М. Дени и М. В. Нестерова, которые воспроизводят фигуры Христа, Марфы и Марии на фоне образа Небесного Иерусалима. В качестве основной концептуальной антропологической характеристики сюжета о Марфе и Марии выявлена дуалистическая несводимость путей земного и небесного служения друг к другу и одновременно причастность и того и другого божественному замыслу о человеке, которая по-прежнему остается актуальной экзистенциальной проблемой человеческого бытия.
Ключевые слова: иконография, семантика визуального образа, семиотика визуального образа, визуальная антропология, Марфа и Мария
Библиография:
Аванесов 2015 – Аванесов С. С. История изобразительного искусства как антропология и семиотика // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. ;. 2 (4). С. 12–28.
Антоний (Паканич) 2018 – Антоний (Паканич), митр. Бориспольский и Броварской. Марфа или Мария: кем быть? URL: http://www.pravoslavie.ru/111340.html (дата обращения: 29.01.2020).
Берджер 2012 – Берджер Дж. Искусство видеть. СПб.: Клаудберри, 2012. URL: https://mir-knig.com/read_224202-1 (дата обращения: 11.07.2021).
Иоанн Златоуст – Иоанн Златоуст, свт. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_2/43 (дата обращения: 29.01.2020).
Левая 2020 – Левая Т. Реалии постсоветской культуры. Судьба и творчество Софии Губайдулиной // Frauen in der Kultur. Tendenzen in Mittel und Osteuropa nach der Wende. Innsbruck, 2000. S. 207–212.
Панофский 1988 – Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина // Советское искусствознание: альманах. М.: Сов. художник, 1988. Вып. 23. С. 422–445.
Панофский 2009 – Панофский Э. Этюды по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения / пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. СПб.: Азбука-классика, 2009. 430 с.
Петрарка 1989 – Петрарка Ф. Письмо к потомкам // Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза / под ред. М. Н. Бычкова. М.: Правда, 1989. URL: http://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_3.txt?fbclid=IwAR2zy2rfudl4Oq1A60ig2u45q1Vpfs5VrWXs26m6v3z9pTIze85GEiqGzrU (дата обращения: 04.06.2020).
Ирбитский ГМИИ – Рубенс Питер Пауль. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой (Около 1615–1620). URL: https://www.izi.travel/ru/fda0-piter-paul-rubens-kayushchayasya-mariya-magdalina-s-sestroy-marfoy-okolo-1615-1620/ru (дата обращения: 29.01.2020).
Успенский 1995 – Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.
Майстер Экхарт 1912 – Майстер Экхарт. Проповеди и рассуждения / пер. со средне-верхне-нем. и предисл. М. В. Сабашниковой. М.: Мусагет, 1912. URL: https://www.psyoffice.ru/2588-9-ekhar01-index.html (дата обращения: 11.07.2021).
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 171 — 193
Скачиваний: 867