ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОЭТИКИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-4-312-325
В настоящее время ведущим элементом эдьютейнмента стали технологии анимации. Поскольку сам эдьютейнмент в большей степени предназначен для детского образования, то становится понятной предпочтительность данной технологии. Вместе с тем развлекательные и сюрпризные формы нашли свое применение и в образовании взрослых, в частности в создании различных ресурсов «цифрового» образования. Такой спектр реализации эдьютейнмента – от образования детей до образования взрослых – ставит проблему определения границ применения используемых способов визуализации. Для диагностики этих границ, имеющих семиотическую сущность, релевантностью обладают позиции и методологические инициативы педагогической биоэтики. Эти позиции и инициативы продиктованы определением взаимосвязи этических, коммуникативных и ценностных пределов различных локусов в образовательном пространстве, устанавливаемых с целью защиты индивидуальных жизненных ориентаций субъектов обучения и воспитания. Отмеченные обстоятельства отвечают направлениям модернизации образования: развитие современных детей с их собственным взглядом на мир, с их особенностями восприятия и усвоения нового опыта, знаний и умений, – а также отвечают социальным запросам к современному образованию: формирование личностей с уникальными способностями, прежде всего способностями к уникальной рецепции, акцептуации и интерпретации. Развитие этих способностей и, следовательно, формирование навыков игры разных коммуникативных ролей и самостоятельного выбора своей роли становятся способом адаптации к условиям неопределенности социальных сценариев, то есть к условиям настоящего и прогнозируемого будущего, в которых происходит жизнь современного человека. Анимация в качестве элемента эдьютейнмента считается универсальным образовательным инструментом, максимально приспособленным к трансляции игровых интерактивных методик обучения. Анимация очень важна для повышения эффективности наглядного обучения. Кроме того, довольно трудно выбрать вид визуального искусства, так пересекающий тезаурусы учеников, их законных представителей, будущих учителей и учителей. Представленные акценты в установленных резонансах эдьютейнмента и педагогической биоэтики позволили определить условия разработки образовательных технологий визуализации: визуализация служит только разъяснению, но не доказательности; в основе разработки должны быть заложены конкурирующие теории; результат разработки воплощает консенсус теоретической конкуренции.
Ключевые слова: мультипликация, анимация, рецепция, акцептуация, интерпретация
Библиография:
Апресян 2008 – Апресян Р.Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1. С. 89–94.
Борисов и др. 2019 – Борисов Е.В., Ладов В.А., Мелик-Гайказян И.В., Найман Е.А., Суровцев В.А., Юрьев Р.А. Проблемы современной философии языка / под ред. Е.В. Борисова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019.
Боровинская 2020 – Боровинская Д.Н. Измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 264–271.
Вархотов 2012 – Вархотов Т.А. «Работа фильма» как предмет теории кино // Экранная культура: теоретические проблемы / под ред. К.Э. Разлогова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 669–689.
Веракса, Веракса 2008 – Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 1. С. 12–21.
Горбулёва и др. 2020 – Горбулёва М.С., Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 122–128.
Горбулёва и др. 2021 – Горбулёва М.С., Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 139–144. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-137-142
Горбулёва, Первушина 2020 – Горбулёва М.С., Первушина Н.А. Биоэтическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 278–283.
Гусельцева, Изотова 2016 – Гусельцева М., Изотова Е. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2016. 380 с.
Дьяконова 2012 – Дьяконова О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182–185.
Железнякова, Дьяконова 2013 ‑ Железнякова О.М., Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия» эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С. 67–70.
Кампанелла 1971 – Кампанелла Т. Город Солнца // Утопический роман XVI–XVII веков / [вступ. ст. Л. Воробьева]. М.: Худож. лит., 1971. С. 141–192.
Лебедева и др. 2017 – Лебедева Н.Н., Зуфман А.И., Мальцев В.Ю. Система зеркальных нейронов мозга: ключ к обучению, формированию личности и пониманию чужого сознания // Успехи физиологических наук. 2017. Т. 48. № 4. С. 16–28.
Люрья 2020 – Люрья Н.А. Семиотическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 283–288.
Мелик-Гайказян 2018 – Мелик-Гайказян И.В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. С. 75–82.
Мелик-Гайказян 2019 – Мелик-Гайказян И.В. Ошибки трактовок концепта «событие» в педагогических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 50. С. 65–74.
Мелик-Гайказян 2020 – Мелик-Гайказян И.В. Аксиологическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 288–292.
Мелик-Гайказян и др. 2019 – Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А., Смышляева Л.Г. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределенности социальных сценариев // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 83–90. http://dx.doi.org/10.17223/15617793/448/10
Мелик-Гайказян, Роготнева 2005 – Мелик-Гайказян И.В., Роготнева Е.Н. Две стороны эффективности образовательных систем // Образование в Сибири. 2005. № 13. С. 36–40.
Самосенкова, Савочкина 2017 – Самосенкова Т.В., Савочкина И.В. Технология «эдьютейнмент»: к истории вопроса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2017. Т. 36. № 28. С. 142–149.
Суворова 2014 – Суворова Н.В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). С. 740–742.
Тайлор 1989 –Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
Хейзинга 1997 – Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
Шульман, Кутузова 2020 – Шульман Е.М., Кутузова А.А. Изменение запроса на образование как отражение трансформации социальной нормы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 293–296. DOI: 10.17223/1998863X/58/29
Шульман, Кутузова 2021 – Шульман Е.М., Кутузова А.А. Политическое и социальное в современных мультфильмах: режимные трансформации и новые этические нормы // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. Вып. 2 (28). С. 81–95.
Ясвин 2001 – Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.
Emanuel, Emanuel 1992 – Emanuel E.J., Emanuel L.L. Four models of the physician-patient relationship // Journal of the American Medical Association. 1992. Vol. 267 (16). P. 2221–2226.
Fisch, Truglio 2001 – “G” is for Growing: Thirty Years of Research on Sesame Street / S. Fisch, R. Truglio (eds.). Routledge, 2001. 296 p.
Gorbuleva 2018 – Gorbuleva M.S. Volunteerism as indicator of social, economic and emotional wellbeing // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. Vol. XXXV. С. 403–410.
Guran et al. 2020 – Guran A.M., Cojocar G.S. Dioşan L.S. Developing smart edutainment for preschoolers: a multidisciplinary approach // Proceedings of the 2nd ACM SIGSOFT International Workshop on Education through Advanced Software Engineering and Artificial Intelligence. 2020, November. P. 20–26.
Kandel et al. 2013 – Principles of neural science/ E.R. Kandel, A.J. Hudspeth, T.M. Jessell, J.H. Schwartz, S.A. Siegelbaum (eds.). McGraw-Hill, Health Professions Division, 2013.
Lesser 1974 – Lesser G.S. Children and Television: Lessons from Sesame Street. New York: Vintage Books, 1974.
Mares, Pan 2013 – Mares M.L., Pan Z. Effects of Sesame Street: a meta-analysis of children's learning in 15 countries // Journal of Applied Developmental Psychology. 2013. Т. 34. № 3. С. 140–151.
Melik-Gaykazyan et al. 2016 – Melik-Gaykazyan I.V., Melik-Gaykazyan M.V., Mescheryakova T.V., Sokolova N.S. The Model of Bioethics as “Semiotic Attractors” for Diagnosing Innovative Strategies of Training Specialists for NBICS-Technologies Niche // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. 2016. Vol. 28. P. 01069.
Nikolayev et al 2021 – Nikolayev M., Reich S.M., Muskat T., Tadjbakhsh N., Callaghan M.N. Review of feedback in edutainment games for preschoolers in the USA // Journal of Children and Media. 2021. Vol. 15 (3). P. 358–375.
Pervushina 2018 – Pervushina N.А. Visual Perception of Artefact: Significance of Museum in Bioethical Education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. Vol. XXXV. P. 1057–1065.
Pojani, Rocco 2020 – Pojani D., Rocco R. Edutainment: Role-playing versus serious gaming in planning education // Journal of Planning Education and Research. 2020. 0739456X20902251.
Rizzolatti et al. 1996 – Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., Fogassi L. Premotor cortex and the recognition of motor actions // Cognitive brain research. 1996. Vol. 3 (2). P. 131–141.
Rizzolatti, Craighero 2004 – Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annu. Rev. Neurosci. 2004. Vol. 27. P. 169–192.
Sirotkina 2021 – Sirotkina N.I. Against Epistemological Hierarchies: on the Value of Forming Bodily Knowledge // Education & Pedagogy Journal. 2021. № 1. P. 5–20.
Veatch 1972 – Veatch R.M. Models for ethical medicine in a revolutionary age // Hastings Center Report. 1972. Vol. 2 (3). P. 5–7. DOI: 10.2307/3560825
Zuk et al. 2014 ‑ Zuk J., Benjamin C., Kenyon A., Gaab N. Behavioral and neural correlates of executive functioning in musicians and non-musicians // PloS one. 2014. Vol. 9. № 6. P. e99868.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 312 — 325
Скачиваний: 1259