ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ: СКУЛЬПТУРНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-1-95-123
Истоки поздних версий скульптурной визуализации Александра Невского были заложены еще в древности; важно, что в допетровскую эпоху иконописный канон по преимуществу предусматривал изображение князя в образе схимника, но не был единственно возможным. Установлено с высокой степенью достоверности, что первым дошедшим до нас его изображением является неатрибутированная ранее фигура, представленная на иконе «Богоматерь Тихвинская с протоевангельским циклом и святыми» (первая половина XVI в.). Изменение иконописного канона на «светскую» версию (1724) имело объективные предпосылки, поскольку и до этого Александр изображался в княжеских одеждах в монументальной живописи, миниатюрах, на житийных иконах. «Переходный» характер имеет фреска из Софийского собора в Вологде. Изготовление первой скульптуры Александра Невского («грудной статуи», 1754) связано с именем М. В. Ломоносова, из мозаичной мастерской которого происходят и два портрета князя. Указанному скульптурному произведению предшествовал барельефный портрет князя на его раке (1747–1752, ГЭ (Санкт-Петербург)). В XIX в. статуи князя установили на южных вратах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (И. П. Витали, 1841–1846) и памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (М. О. Микешин, И. Н. Шредер, 1862). В постреволюционную эпоху власть отказалась от использования в идеологических установках прежних символов, и герой Невской битвы оказался в забвении. Ренессанс произошел после выхода кинокартины С. М. Эйзенштейна. Это привело к появлению новой версии визуализации князя – в образе Н. К. Черкасова. В послевоенные годы эта версия была отражена и в скульптуре (памятник в Переславле-Залесском). Однако в Российской империи и Советском Союзе скульптурных изображений князя было создано все же слишком мало. На примере установки стелы в Усть-Ижоре (Архив Санкт-Петербургского Дома ученых) показано, что процесс согласования даже небольших памятных знаков был крайне сложным. С начала 1990-х годов ситуация изменилась. Памятники князю и скульптурные композиции, связанные с его именем, появились во многих городах страны, что делает актуальной задачу их типологизации. Самым ранним по времени появления является тип «часовни», представляющий собой вертикальную архитектурно-пластическую композицию, завершенную «куполом» и крестом. Сам же князь представлен в виде воина (Пушкин, Усть-Ижора, Кобылье Городище, отчасти пос. Ленинское). К этим памятникам примыкает еще один тип – «инок» (Городец). Данные скульптурные изображения можно соотнести с образцами иконописной традиции – допетровской («инок», клейма житийных икон) и петровской («святой воин»), а также с миниатюрами лицевых сводов. Остальные типы монументов представляют князя в образе воина, где атрибуты его святости, за редким исключением, играют второстепенную роль. В первую очередь это относится к конным памятникам (Псков (гора Соколиха), Санкт-Петербург (пл. Александра Невского) и др.). В статье показана связь этих произведений с отечественной и зарубежной художественными традициями. Широко распространенным типом памятников Александру Невскому является скульптура в виде одиночной фигуры (Городец, Курск, Волгоград, Владимир и др.). Несмотря на то, что в большинстве случаев связь с тенденциями визуализации, идущими из глубины веков, в этом типе сведена к минимуму, тем не менее она прослеживается, прежде всего, через элементы православной символики. И только два памятника этого типа – в Петрозаводске и Александрове – представляют Александра Невского в образе и воина, и святого.
Ключевые слова: Александр Невский, история России, историческая память, российская культура, история скульптуры, история российского искусства
Библиография:
Баниге, Перцев 1970 – Баниге В. С., Перцев Н. В. Вологда. М.: Искусство, 1970. 168 с.
Бегунов 1966 – Бегунов Ю. К. Образ Александра Невского в станковой живописи XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXII. М.; Л., 1966. С. 311–327.
Бегунов 1995 – Бегунов Ю. К. Александр Невский и современность // Князь Александр Невский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг. / Отв. ред. Ю. К. Бегунов и А. Н. Кирпичников. СПб. : Тосненская тип., 1995. С. 42–48.
Берташ, Талалай 2016 – Берташ А., Талалай М. Христианские образы в городском убранстве Санкт-Петербурга. СПб.: ЛИК, 2016. 181 с.
Голубинский 1998 – Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутиц. патриаршее подворье, 1998. 859 с.
Договорная 1949 – Договорная грамота Новгорода с Тверским князем Ярославом Ярославичем // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. Д. Н. Валка. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. № 2. С. 10–11.
Долгов 2015 – Долгов В. В. Александр Невский // Вопросы истории. 2015. № 10. С.17 –36.
Долгов 2016 – Долгов В. В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях: Альманах. Вып. 5: К 80-летию профессора Игоря Яковлевича Фроянова / Под ред. д.и.н., проф. А. В. Петрова. СПб.: Б. и., 2016. С. 190–212.
Духовная 1950 – Духовная грамота великого князя Ивана Ивановича // Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. / Подгот. к печ. Л. В. Черепнин; Отв. ред. С. В. Бахрушин. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. № 4. С. 15–19.
Житие 1995 – Житие Александра Невского. Первая редакция. 1280-е годы // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 190–203.
Золотоносов 2005 – Золотоносов М. Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985–2003 гг. СПб.: Новый Мир Искусства, 2005. 624 с.
Иконописный 1873 – Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века с вариантом из списков Забелина и Филимонова. М.: Университетская тип., 1873. 138 с.
Качалова, Маясова, Щенникова 1990 – Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: Искусство, 1990. 388 с.
Квливидзе 2010 – Квливидзе Н. В. Иконография Александра Невского // Александр Невский: государь, дипломат, воин. / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Р-Валент, 2010. С. 267–284.
Клаутова 1993 – Клаутова О. Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописи XI–XIII вв. К постановке вопроса // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XLVI. СПб., 1993. С. 256–269.
Клемешов 2010 – Клемешов А. С. Памятники Александру Невскому // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Р-Валент, 2010. С. 335–358.
Кучкин 1990 – Кучкин В. А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV вв.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. X – начало XX вв. Вып. I. М.: Ин-т русской истории, 1990. С. 15–69.
Ломоносов 1959 – Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В 11 т. Т. VIII. Поэзия, ораторская проза, надписи. 1732–1764 гг. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 1279 с.
Мансикка 1913 – Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и тексты. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1913. 226, 137 с.
Мельников 1997 – Мельников В. Эка эклектика!.. // Невское время. 1997. 2 августа.
Нестеренко 2017 – Нестеренко А. Н. Ложные нарративы биографии Александра Невского в отечественной историографии // Вопросы истории. 2017. № 1. С. 103–114.
Никитина 2006 – Никитина Т. Л. Традиционное и индивидуальное в монументальных росписях Дмитрия Григорьева Плеханова // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сборник статей. Ярославль: Аверс Пресс, 2006. С. 33–40.
ОР РНБ 1917 – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 322 (Каблуков С. П. Дневник 1917 г.). Д. 45.
Подлинник 1893 – Подлинник иконописный. Под ред. А. И. Успенского. М.: Изд. С. Т. Большакова, 1893. 189 с., 223, 23 л.
Полное 1875 – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. III. 1723. СПб.: Синодальная тип., 1875. 260 с.
Полное 1876 – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV. 1724–1725 января 28. СПб. : Синодальная тип., 1876. 366 с.
Потресов 2019 – Потресов А. С. Главный символ Пскова. История монумента в память Ледового побоища на горе Соколиха в воспоминаниях, документах, письмах, фотографиях и рисунках. М.; Самолва: Пальмир, 2019. 272 с.
Рогов 1966 – Рогов А. И. Александр Невский и борьба русского народа с немецкой феодальной агрессией в древнерусской письменности и искусстве // «Дранг нах Остен» и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1967. С. 32–58.
Рябов 2018 – Рябов А. Н. Александр Невский. Памятные места. Городец: Городецкий Губернский колледж, 2018. 136 с.
Саенкова 2017 – Саенкова Е. М. Икона «Богоматерь Тихвинская с протоевангельским циклом и святыми» второй четверти XVI века из собрания Константина Воронина // Собрание Константина Воронина. Иконы. Художественный металл XIII–XVI века. М., 2017. С. 54–66.
Сизов 1969 – Сизов Е. С. «Воображены подобия князей». Стенопись Архангельского собора Московского Кремля. Л.: Аврора, 1969. 40 с.
Сиренов 2010 – Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII в. СПб.; М.: Альянс-Архео, 2010. 545 с.
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 – Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М.: Наука, 1982. 576 с.
Соколов, Мещенина 2018 – Соколов Р. А., Мещенина А. А. Историческая память об Александре Невском в эпоху Петра I и его преемников // Canadian-American Slavic Studies. 2018. Vol. 52. Is. 4. Р. 369–385.
Соколов 2018 – Соколов Р. А. К вопросу об установке стелы на месте Невской битвы 1240 г. // Повесть временных лет: к 900-летию создания / под ред. Ю. В. Кривошеева, Н. В. Штыкова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. С. 292–299.
Спиридонова 2014 – Спиридонова Е. К. Вскрытие мощей Александра Невского в 1922 году (по материалам периодической печати) // Александр Невский и Ледовое побоище. Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища / Отв. ред. Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. СПб.: Академия исследования культуры, 2014. С. 155–159.
Строгановский 1869 – Строгановский иконописный лицевой подлинник конца XVI –начала XVII столетия. М.: Издание литографий при художественно-промышленном музеуме, 1869. 4 с., 214 л.
Филюшкин 2017 – Филюшкин А. И. Места памяти или память места? Две битвы Александра Невского в исторической памяти // Диалог со временем. 2017. № 60. С. 25–44.
Цепляев 2011 – Цепляев А. А. Конная скульптура Санкт-Петербурга. СПб.: Росток, 2011. 383 с.
Шапошник 2015 – Шапошник В. В. Иван Грозный. СПб.: Академия исследований культуры, 2015. 312 с.
Шенк 2007 – Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. Святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М.: Новое литературное обозрение, 2007. 589 с.
Шляпкин 1915 – Шляпкин И. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг.: Тип. М. А. Александрова, 1915. 21 с.
Юрнал 1878 – Юрнал Владимирского Рождественного монастыря архимандрита Сергия (С 14 июля по 1-ое октября 1723 г.) // Описание документов и дел, хранящихся в архивах Святейшего Синода. Т. III. (1723 г.) СПб.: Синодальная тип., 1878. Стб. CXXXI–CLII.
Янин 2004 – Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце (О новгородском источнике Жития Александра Невского) // Средневековый Новгород. Очерки археологии и истории. М.: Наука, 2004. С. 245–253.
Ackerman 1957 – Ackerman J. S. Marcus Aurelius on the Capitoline Hill // Renaissance News, Vol. 10, No. 2 (Summer, 1957). P. 69-75.
Bergstein 2002 – Bergstein M. Donatello's "Gattamelata" and Its Humanist Audience // Renaissance Quarterly, Vol. 55, No. 3 (Autumn, 2002). P. 833-868.
Bischoff 1965 – Bischoff I. Etienne Maurice Falconet-Sculptor of the Statue of Peter the Great // The Russian Review, Vol. 24, No. 4 (Oct., 1965). P. 369-386.
Evdokimova 2006 – Evdokimova S. Sculptured History: Images of Imperial Power in the Literature and Culture of St. Petersburg (From Falconet to Shemiakin) // The Russian Review, Vol. 65, No. 2 (Apr., 2006). P. 208-229.
Grosskurth 2000 – Grosskurth B. Shifting Monuments: Falconet's Peter the Great between Diderot and Eisenstein // Oxford Art Journal, Vol. 23, No. 2 (2000). P. 31-48.
Marquand 1920 – Marquand A. The Equestrian Statue of Bartolommeo Colleoni // Art & Life, Vol. 11, No. 7 (Jan., 1920). P. 378-381.
Mezzatesta 1984 – Mezzatesta M. P. Marcus Aurelius, Fray Antonio de Guevara, and the Ideal of the Perfect Prince in the Sixteenth Century // The Art Bulletin, Vol. 66, No. 4 (Dec., 1984). P. 620-633.
Proskurina 2011 – Proskurina V. Toppling the Bronze Horseman // Proskurina V. Creating the Empress: Politics and Poetry in the Age of Catherine II. Boston: Academic Studies Press, 2011. P. 109-149.
Sirenov 2016 – Sirenov, A. V. The legitimation of the image of the Saint: on the issue of the authenticity of the relics of Alexander Nevsky // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2016. № 1.(19). Январь-июнь. СПб., 2016. С. 100-109.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 95 — 123
Скачиваний: 1030
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-19-50198