ВЗГЛЯД В ГЛУБИНУ ВРЕМЕНИ: ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МИФИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-156-167
В эссе предпринимается попытка представить искусство фотографии как особый способ отношений со временем. Ограничиваясь фиксацией момента настоящего, фотография тем не менее сохраняет в себе весь темпоральный спектр: с одной стороны, она корреспондирует с прошлым, выступая его документальным свидетельством, а с другой – всегда создается с перспективой последующего разглядывания, т. е. в ожидании довершающей ее актуализации в будущем. Уникальность такого соединения времен состоит в том, что настоящее здесь не вытесняет прошлое и не сменяется будущим, но все они сосуществуют вместе и наравне друг с другом. Подобной полнотой времен, согласно библейскому преданию, отличалась жизнь в раю. Мифопоэтическая модель, реконструируемая исходя из традиционного христианского учения о сотворении мира, предполагает абсолютный модус времени, который мыслится как переход от самотождественной вечности Бога к постоянной изменчивости человеческого бытия после грехопадения. Доведенная до совершенства техника фотографического запечатления реальности кажется полной противоположностью безыскусности первого человека, однако, как показывает предпринятый анализ, именно технические возможности современности предоставляют в наше распоряжение оптику, способную приблизить безвозвратно потерянный хронотоп рая. Возведение фотографии как искусства новой эпохи, эпохи модерн, к столь архаичным представлениям обосновывается в эссе путем привлечения философских размышлений Вальтера Беньямина. Его эсхатологическое понимание истории и вызванная таким пониманием ностальгия по утраченному человечеством идеальному состоянию позволяет рассматривать и саму фотографию в качестве художественной рецепции образно-символической модели первовремени. Применяя к фотографии изобретенный Беньямином метод толкования времени в пространственных категориях, удается установить ее определяющую роль в деле (вос) производства культурных смыслов, раскрыть секрет ее притягательности как идеализирующей действительность практики и обнаружить ее эвристический потенциал, допускающий новый взгляд на природу времени. От современного зрителя с его тягой к избыточной визуализации мира ускользает мифологический элемент фотографического искусства, легитимирующий «археологический» подход в изучении последнего и вносящий в процесс технической воспроизводимости новых медиа элемент чудесного. Магия фотографии сбывается как эхо первозданного универсума, в котором божественная вечность еще гарантирует бессмертие текущему моменту.
Ключевые слова: искусство фотографии, время, библейская модель времени, теория образа, Вальтер Беньямин, аура, модерн, медиальность
Библиография:
Барт 2011 – Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
Беньямин 2002 – Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002.
Беньямин 2004 – Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 47–234.
Беньямин 2012 – Беньямин В. О понятии истории // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 237–253.
Беньямин 2013а – Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Краткая история фотографии: эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 7–35.
Беньямин 2013б – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Краткая история фотографии: эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 60–116.
Бёрджер 2014 – Бёрджер Дж. Вальтер Беньямин // Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение: эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 69–79.
Бурдьё и др. 2014 – Бурдьё П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М.: Праксис, 2014.
Джеймисон 2014 – Джеймисон Ф. Вальтер Беньямин, или Ностальгия // Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. С. 116–136.
Зонтаг 1997 – Зонтаг С. Под знаком Сатурна // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 138–155.
Петровская 2010 – Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2010.
Сонтаг 2013 – Сонтаг С. В Платоновой пещере // Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 11–40.
Соссюр 1977 – Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 31–273.
Arndtz 2013 – Arndtz F. Philosophie der Fotografie. Paderborn, München: Fink, 2013.
Brodersen 2005 – Brodersen M. Walter Benjamin. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 2005.
Cohnen 2008 – Cohnen Th. Fotografischer Kosmos: der Beitrag eines Mediums zur visuellen Ordnung der Welt. Bielefeld: transcript, 2008.
Diekmann 2003 – Diekmann St. Mythologien der Fotografie: Abriß zur Diskursgeschichte eines Mediums. München: Fink, 2003.
Emerling 2012 – Emerling J. Photography: History and Theory. London: Routledge, 2012.
Hirsch 1997 – Hirsch M. Family Frames: Photography, Narrative and Postmemory. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.
Jäger 2017 – Jäger L. Walter Benjamin: Das Leben eines Unvollendeten. Berlin: Rowohlt, 2017.
Schweppenhäuser 2001 – Schweppenhäuser G. Bildkraft, prismatische Arbeit und ideologische Spiegelwelten. Medienästhetik und Photographie bei Walter Benjamin // Schweppenhäuser G. Die Fluchtbahn des Subjekts. Münster: Lit, 2001. S. 185–206.
Seel 1996 – Seel M. Fotografien sind wie Namen // Seel M. Ethisch-ästhetische Studien. Frankfurt a. M., 1996. S. 82–103.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 156 — 167
Скачиваний: 744
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-011-00371-а: «Парадигмальные “заблуждения” и их влияние на культуру и общество»