РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СМЕРТИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С. САЛЬГАДО
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-74-90
В данной статье рассматриваются специфические особенности визуализации смерти в XX веке на примере фотографического наследия Себастьяно Сальгадо. Изучая смерть как один из ключевых элементов коллективного сознания, французский исследователь Филипп Арьес выделяет пять исторических этапов развития и изменения отношения человека к смерти. ХХ век, трагически прославившийся многочисленными войнами и драматическими событиями, повлекшими за собой массовые человеческие жертвы, согласно исследователю, становится временем «смерти перевернутой». Вытеснение смерти на периферию социальной и культурной жизни, которое заметил Ф. Арьес, отражает чувство страха перед смертью, ставшей табуированной и не заслуживающей внимания темой. Стремление к дистанцированию от смерти приводит к тому, что она становится доступной только при использовании различных опосредований, одним из которых является фотография, а медиатизация смерти позволяет создать ощущение подвластности данного феномена человеку, прирученности. В творчестве широко известного бразильского фотографа Себастьяно Сальгадо можно выявить ряд острых фотографических серий, посвященных визуализации мортальности различными способами. Фотографические образы смерти, созданные бразильским фотографом, становятся отражением опыта переживания и осмысления смерти. Обратив внимание на фотографические серии из Южной и Центральной Америки и Африки, можно увидеть, что образ смерти, став связующей нитью в творчестве Сальгадо, получает различные способы репрезентации. Основными способами отображения темы смерти становятся эстетизация и стремление к абстрактности контекста, за которые его работы подвергаются многочисленной критике. Фотографическое наследие Сальгадо становится важным звеном между документальной фотографией военных лет, вынужденно несущей в себе образы смерти, и виртуальными изображениями смерти в современных медиа.
Ключевые слова: фотография, смерть, мортальность, Сальгадо, репрезентация
Библиография:
Арьес 1992 – Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва, 1992.
Беньямин 1996 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. Немецкий культурный центр им. Гёте [предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко]. Москва: Медиум, 1996.
Гуревич 1992 – Гуревич А. Я. Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва, 1992. С. 5–32.
Дебре 2010 – Дебре Р. Введение в медиологию. Москва, 2010.
Еремеева 2018 – Еремеева С. Боб оставляет Алису: Ars Moriendi в цифровую эпоху // Археология русской смерти, № 6, 2018. С. 52–69.
Картье-Брессон 2015 – Картье-Брессон А. Диалоги. Санкт-Петербург, 2015.
Любимович 2014 – Любимович М. Глубины родства // Искусство кино. № 9, 2014.
Моисеев 2016 – Моисеев В. Н. К постановке проблемы мортальности в эпоху новых медиа // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 3. С. 274–279.
Сальгадо 2015 – Сальгадо С. Соль земли. Автобиография одного из величайших фотографов современности. Москва, 2015.
Симонов 1999 – Симонов К. М. Сто суток войны. Смоленск: Русич, 1999.
Советское фото 1991 – Советское фото. № 1, 1991.
Сонтаг 2014 – Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. Москва, 2014.
Чапник 2016 – Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. Санкт- Петербург, 2016.
Aries 1977 – Aries P. L’Homme devant la mort. P., 1977.
Sischy 1991 – Sischy I. Good Intentions // The New Yorker. 9 September 1991.
Weber 2014 – Weber T. Representations of Corpses in Contemporary Television // The Social Construction of Death. Interdisciplinary Perspectives. Ed. by L. Van Brussel and N. Carpentier. NY., 2014.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 74 — 90
Скачиваний: 841
Дополнительная информация: 18+