ЧЕХОВСКИЙ САХАЛИН: ОПЫТЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ ОСТРОВА
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-76-92
В статье исследуются фотографические репрезентации Сахалина в конце XIX века, в период пребывания на острове писателя А. П. Чехова. Сахалин рассматривается как особое культурно-географическое пространство с выраженными фронтирными чертами. Отмечается, что особенности сахалинской региональной идентичности выстраивались на основе идей «отдалённого острова-материка» и «места невыносимых страданий». Рассматривая место Сахалина в «имперском воображении», авторы обращаются к опытам фотофиксации острова в указанный период. В методологическом отношении анализ чеховской фотоколлекции о Сахалине рассматривается в русле современных фронтирных, метонимических и визуально- антропологических исследований. В качестве эмпирического материала в тексте используются материалы Архива Общества изучения Амурского Края (г. Владивосток), а также фотоснимки Сахалина конца XIX века, входящие в альбом польского исследователя Б. И. Дыбовского (1833–1930) и хранящиеся в настоящее время в Камчатском краевом объединённом музее города Петропавловска-Камчатского. Развивая дискурс о фотографии как значимом способе визуальной репрезентации фронтирных территорий России, авторы предлагают систематизацию и классификацию основных сюжетов фотоснимков о Сахалине (на примере деятельности фотографа И. И. Павловского), осуществляют корреляцию фотографических и литературных образов, выявляют роль фотоснимков в формировании представлений о Сахалине внутри империи и за её пределами. В статье отмечается, что в фотографии визуальные критерии жизни на «каторжном острове» создавались посредством фиксации типических персонажных позиций и жанровых сцен (труд и быт каторжан), физической антропологии («инородческие лица», «лица преступников»), архитектурного и природного ландшафта острова, определялись режимом просмотра «картинки» или фотоальбома. Авторы приходят к выводу, что фотоснимки чеховского Сахалина, наряду с литературными опытами конца XIX века, проводили зримые границы между населением острова и остальной Россией и, зафиксировав их, утверждали наличие у сахалинского сообщества стабильных отличительных признаков.
Ключевые слова: фотография, фронтир, Сахалин, Российская империя, визуализация, конструирование образа региона, литература XIX века, А. П. Чехов, И. И. Павловский.
Библиография:
Арсеньев 1920 – Арсеньев В. К. Обзорная статья «Положение Дальневосточного края и границы» (1920-е гг.) // Архив Общества изучения Амурского края (АОИАК). Ф. 14. Оп. 1. Д. 49.
Арсеньев 1926 – Арсеньев В. К. Справка в Полномочное представительство объединённого государственного политического управления Дальним Востоком о хищническом отношении Америки, Японии, Китая и Кореи к народам Дальнего Востока. 4 ноября 1926 // Архив Общества изучения Амурского края (АОИАК). Ф. 14. Оп. 1. Д. 56.
Букчин 2010 – Букчин С. В. Влас Дорошевич. Судьба фельетониста. Москва, 2010.
Вишленкова 2011 – Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». Москва, 2011.
Галлямова 2006 – Галлямова Л. И. Освоение Сахалина в оценке российских исследователей второй половины XIX – начала XX века // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2006. № 3. С. 156–162.
Головнева 2018 – Головнева Е. В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре (на материале Сибирского региона). Диссертация на соискание учёной степени доктор философских наук. Екатеринбург, 2018.
Дунаева 1977 – Дунаева Е. Н. К истории работы над книгой «Остров Сахалин» // Литературное наследство. 1977. Т. 87. С. 263–300.
Иванов 2010 – Иванов Л. Остров несводобы. Почему провалился сахалинский эксперимент по очеловечиванию преступников // Svpressa.ru. 19 сентября 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svpressa.ru/society/article/30645/ (дата обращения: 27.06.2019).
Кудинова 1995 – Кудинова Е. П. А. П. Чехов и В. М. Дорошевич: личные контакты, проблемы творческих связей на материале произведений о Сахалине. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Балашов, 1995.
Латышев 2002 – Латышев В. М. Через Сахалинчик на Сахалин // Вестник Сахалинского музея. 2002. № 1 (9). С. 382–390.
Максимова и др. 2013 – Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / Сост. Санкт-Петербург, 2013.
Пилсудский 2017 – Пилсудский Б. Гиляки и их песни // Этнографические записки Сахалинского областного краеведческого музея. № 1. Южно-Сахалинск, 2017. С. 3–13.
Поддубский 2004 – Поддубский Л. В. Заметки о Сахалинской каторге и ссылке // Вестник Сахалинского музея. 2004. № 1 (11). С. 149–158.
Смирнов 2017 – Смирнов С. А. Визуальное путешествие как метод. Генезис // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 9–26.
Чехов 2011 – Чехов А. П. Из Сибири. Остров Сахалин. Москва, 2011.
Berger 1980 – Berger J. Understanding a photograph // Classic Essays on Photography. Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven (CT), 1980. P. 291–294.
Cosgrove 2008 – Cosgrove D. Geography and Vision: Seeing, Imagining, and Representing the World. London, 2008.
Graybill 2013 – Graybill J. K. Mapping an Emotional Topography of an Ecological Homeland: The Case of Sakhalin Island, Russia // Emotions, space and society. 2013. Vol. 8. P. 39–50.
Hirsh 1997 – Hirsh M. Family frames: Photography, Narrative and Postmemory. Cambridge (MA), 1997.
Jay 1988 – Jay M. Scopic Regimes of Modernity // Vision and Visuality. Ed. by Hal Foster. Seattle, 1988. P. 3–28.
Kearney, Kaplan 1997 – Kearney A., Kaplan S. Toward a Methodology for the Measurement of Knowledge Structures of Ordinary People: The Conceptional Content Cognitive Map // Environment and Behavior. 1997. 29 (5). P. 579–617.
Kivelson, Neuberger 2008 – Picturing Russia: Explorations in Visual Culture. Ed. by V. Kivelson, J. Neuberger. New Haven (CT), 2008.
Matsuzato 2007 – Imperiology: From Empirical Knowledge to Discussing the Russian Empire. Ed by K. Matsuzato. Sapporo, 2007.
Nora 1989 – Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. 1989. 26. P. 7–24.
Osborne 2000 – Osborne P. D. Travelling Light: Photography, Travel, and Visual Culture. Manchester, 2000.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 76 — 92
Скачиваний: 905
Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках исполнения проекта «Опыты изучения и визуальной репрезентации фронтирных территорий России и СССР в визуальной антропологии первой половины XX века: на примере исследований российских и венгерских учёных и кинематографистов» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-59-23007)