ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РЕНЕССАНСНОЙ ЖИВОПИСИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-263-272
Формирование «философского горизонта» новоевропейской науки осуществлялось не только усилиями научного сообщества. Научная революция Нового времени была подготовлена искусством Альберти, Леонардо и других мастеров эпохи Возрождения. Теория и практика живописи эпохи Возрождения, свидетельствует о визуальной проработке тех философско-мировоззренческих установок, которые в дальнейшем стали основанием новоевропейской науки. Сюда относятся такие принципы как геометризация природы и науки, преодоление аристотелевско-схоластического разрыва между физикой и математикой, между естественным и искусственным, между надлунным и подлунным мирами. Живописцы эпохи Ренессанса вписывают небесное и земное в геометрические формы пирамиды, треугольника и др. В теории и практике ренессансной живописи геометрия признается универсальным законом, действующем как подлунном, так и в надлунным мирах. Математические основания природы разрабатывались мастерами ренессанса в виде теории перспективы и теории пропорций. При этом ренессансная математическая перспектива не извлекалась из постижения явлений, а вносилась в действительный мир в качестве композиционного начала. Это свидетельствует о том, что живописцы Возрождения исходили из априорного тезиса о математическом порядке природы, и старались подтвердить этот тезис на визуальном уровне, через изображение телесного мира с помощью математического закона перспективы и теории пропорций. Ренессансные творцы понимали, что сделанное руками человека и созданное творцом в одинаковой мере подчиняется общим природным законам. Рисунки Леонардо, можно истолковать как визуализацию инженерного мышления, распространенного не только на механизмы, но и на природные объекты, на строение человеческого тела. Анатомический рисунок Леонардо можно интерпретировать как технический чертеж, наглядно демонстрирующий устройство изображенного объекта. В этом отношении рисунки Леонардо предвосхитили формулировку механистического принципа, ставшего одним из основных в новоевропейской науке и утверждавшего отсутствие принципиальной разницы между естественным и механическим. Пример ренессансной живописи показывает, что фундаментальные философско-мировоззренческие представления, а также мировоззренческие сдвиги, переход к новым базовым идеям, касающимся пространства, времени, места человека в универсуме выражаются одновременно несколькими способами. А именно, в визуальных образах и знаково-символической форме, в научных концепциях, в философии, литературе и искусстве определенной эпохи. Между различными культурными практиками, как например, между философией, наукой и искусством, постоянно осуществляется коммуникация, обмен информацией, перевод со знаково-символического языка на образный и наоборот, визуализация не-образной информации.
Ключевые слова: визуальное, новоевропейская наука, живопись Ренессанса, теория перспективы, теория пропорций
Библиография:
Альберти Л. Б. Три трактата о живописи // Мастера искусства об искусстве. Т. 1. Москва – Ленинград: ИЗОГИЗ, 1937. 611 с.
Вавилов С. И. Галилей в истории оптики // Успехи физических наук. 1964. № 83. С. 583–615.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Научная рациональность и философский разум. Москва: Прогресс-традиция, 2003. 528 с.
Галилей Г. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. Москва: Наука, 1964. 575 с.
Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. Москва: Советский художник, 1989. 416 с.
Данилова И. Искусство средних веков и Возрождения. Москва: Советский художник, 1984. 272 с.
Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Москва: Мысль, 1989. 654 с.
Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. Санкт-Петербург: Алетейа, 2001. 463 с.
Зубов В. П. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921–1963. Санкт-Петербург: Алетейа, 2006. 632 с.
Койре А. Очерки истории философской мысли. Москва: Прогресс, 1985. 281 с.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. Москва – Ленинград: Academia, 1935. 480 с.
Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1955. 1021 с.
Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Москва: Наука, 1989. 711 с.
Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1. Москва, Ленинград: Государственное технико-теоретическое издательство, 1933. 303 с.
Pomian K. Vision and cognition // Picturing science producing art / edited by Caroline A. Jones and Peter Galison. Routedge, Taylor & Francis Group, 2013. 518 с.
Serres M. Hermes: literature, science, philosophy. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press. 1982. 168 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 263 — 272
Скачиваний: 1030