ПРОСТРАНСТВО РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА И САКРАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА: ЗАПАДНО-ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-2-86-109
В статье анализируется роль религиозного культа в формировании сакральной топографии католического города. Ведущее место богослужения в традиционном религиозном сознании характерно и для восточного, и для западного христианства в период Средневековья. Именно в период Средневековья формируются города, на топографию которых оказывает влияние пространство религиозного культа. Рассматриваются особенности понимания сакрального в западной христианской традиции, специфика пространства храма, а также влияние этих особенностей на градостроительную традицию на примере cредневековой Европы. Анализ семиотического значения Креста показывает, что для западного христианства характерно понимание сакрального с позиции внешнего наблюдателя, а для восточного христианства – экзистенциальное переживание сакрального. Поэтому в западном христианстве существенным является не только Священное, но и его интерпретация человеком. С этим связано, например, использование в богослужении скульптуры. Выявляются особенности западно-христианской градостроительной традиции, связанные со спецификой понимания сакрального и особенностями взаимодействия сакрального и человека в городском пространстве. К числу таких особенностей принадлежит специфическое и противоречивое понимание города средневековыми авторами. Город понимается и как образ Небесного Иерусалима, и как место греха и плод гордыни человека. Анализируются особенности формирования центра cредневекового города на примере Вроцлава (Польша). Особенностью многих средневековых городов является постепенное формирование двух центров – духовного и светского, связанного с человеческой составляющей городской жизни (ратуша). Исследуется судьба католической градостроительной традиции и специфика её восприятия в современной Европе на примере г. Вроцлава. Делается вывод о том, что специфика понимания сакрального в западном христианстве порождает духовные проблемы в обществе, связанные с секуляризацией, но при этом обеспечивает устойчивость и преемственность градостроительной традиции.
Ключевые слова: католицизм, религиозный культ, сакральное пространство, градостроительная традиция, город, романский стиль, готика, средневековый город, Польша, Вроцлав
Библиография:
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № (14). С. 65–89.
Аввакум 1900 – Аввакум. О сложении перст // Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Санкт-Петербург, 1900. Приложение. С. 38–40.
Болгаров 2015 – Болгаров М. Обряд шествия на осляти в Русской православной церкви // Вера. Журнал Самарской православной духовной семинарии. 2015. № 1 (19). С. 134–140.
Дэвис, Мурхауз 2013 – Дэвис Н., Мурхауз Р. Микрокосмос: История центральноевропейского Города. Москва, 2013.
Маклюэн 2004 – Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004.
Мельников 2005 – Мельников Г. П. Телесность в чешском барокко // Телесный код в славянских культурах. Москва, 2005. С. 203–211.
Мельникова 2012 – Мельникова Л. А. Историко-культурная топография ярмарочных городов в Западной Европе в Средние века и Новое время // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. № 2. С. 67–70.
Мусин 2010 – Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Санкт-Петербург, 2010.
Охоцимский 2016 – Охоцимский А. Д. Образность готического храма: опыт иеротопического подхода // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 9–24.
Охоцимский 2017 – Охоцимский А. Д. Протестантская иеротопия в голландской живописи Золотого века // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 10–32.
Портнова 2014 – Портнова Е. В. Балет и скульптура (теоретическое описание выразительного языка пластических искусств посредством синхронного анализа) // Человек и культура. 2014. № 4. С. 16–31.
Ратцингер 2017 – Ратцингер Йозеф (папа Бенедикт XVI). Богословие литургии. Сакраментальное обоснование христианского существования. Москва, 2017.
Редькова 2014 – Редькова И. С. Град Небесный и город земной в представлении Бернарда Клервоского // Вестник Московского государственного университета. Серия: История. 2014. № 4. С. 16–29.
Редькова 2015 – Редькова И. С. Образ города в западноевропейской экзегетике XII века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва, 2015.
Сазонова 2015 – Сазонова Н. И. «Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смысловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 115–125.
Сазонова 2018 – Сазонова Н. И. Пространство религиозного культа и сакральная топика города: восточно-христианская традиция // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 93–119.
Смирнова 2012 – Смирнова Е. Польские каникулы. Часть 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.awaytravel.ru/content/польские-каникулы-часть-4-вроцлав
Теофил 1996 – Теофил. Сочинение о различных искусствах // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. Москва, 1996. С. 135–139.
Тёмкин 2016 – Тёмкин В. А. Образ мира в романском паломническом храме // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 765. С. 131–144.
Успенский 1995 – Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. Москва, 1995. С. 221–303.
Флоренский 2004 – Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). Москва, 2004.
Фома Аквинский 2002 – Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Киев, 2002.
Хрипкова 2017 – Хрипкова Е. А. Cимволизм и структура композиции «Majestas Domini» в западноевропейских храмовых программах XI–XII веков // Вестник РГГУ. 2015. № 1. С. 95–107.
Шулакова 2006 – Шулакова Т. В. «Вольный Стольный Господин Псков» – «Дом Святой Троицы» // Псковский регионологический журнал. 2006. № 2. С. 110–114.
Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское. Москва, 1994.
Языкова 2012 – Языкова И. Нужны ли памятники святым? // Нескучный сад. 22.11.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/nuzhny-li-pamyatniki-svyatym
Czechowicz, Szafkowska, Rzeszotnik 1997 – Czechowicz B., Szafkowska M., Rzeszotnik J. Świątynie Wrocławia. Wrocław, 1997.
Ostrogorsky 1935 – Ostrogorsky G. Zum Stratordienst des Herrschers in der Byzantisch-Slavischen Welt // II Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый институтом имени Н. П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum: Recueil d’etudes. Archeologie, histoire de Fart, etudes Byzantines). Том 7. Прага, 1935. P. 187–205.
Pater 2017 – Pater Józef. Z dziejów Archidiecezji Wrocławskiej // Archidiecezja Wrocławska. URL: http://www.archidiecezja.wroc.pl/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=6&Itemid=15
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 86 — 109
Скачиваний: 1651