ИЕРОТОПИЯ КАК ПРИНЦИП И ИНСТРУМЕНТ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-2-62-85
Согласно определению автора концепта А. М. Лидова, иеротопия – это творческая деятельность по созданию конкретных сакральных пространств, а также раздел науки, изучающий примеры такой деятельности. С. В. Заграевский в предыдущем номере журнала выступил с критикой научной обоснованности иеротопии. Его главный тезис: иеротопия опирается на недостаточно обоснованную веру в существование некоего «сакрального пространства», элементы которого имеют мистический смысл. Данная статья продолжает начатую дискуссию. Опираясь на свой опыт иеротопических исследований, автор проанализировал аргументацию С. В. Заграевского и выявил основные факторы, повлиявшие на его выводы. Во-первых – это неверно понятое им соотношение научного и религиозного в иеротопии. С. В. Заграевский полагает, что иеротопические исследования включают «авторское религиозно-мистическое откровение», в то время как в действительности религиозное фигурирует в иеротопии лишь как объект изучения. Во-вторых – это его архитектуро-центрическая позиция, которая помешала ему оценить ключевую роль иконы и иконического в формировании сакральных пространств, а также принципиально важную роль перфомативного. В-третьих – это его настойчивое стремление найти для иеротопии фиксированное место в традиционной структуре разделов знания. Отсюда происходит его убеждение в том, что иеротопия не имеет собственного предмета, опираясь в своей содержательной части на традиционые дисциплины, и сводится к попыткам угадать сакральные смыслы путём мистического прозрения. В действительности иеротопия – это самостоятельное научное направление, в котором сакральные пространства рассматриваются как результат человеческого творчества и даже, в определённом смысле, как произведения искусства. В иеротопической методологии нет никакой мистики, хотя элементы мистики могут присутствовать в мотивации самих создателей сакральных ансамблей. В статье показано, что иеротопия является результатом естественного развития современной теории сакрального искусства, в первую очередь иконографии. Иеротопия предлагает междисциплинарный дискурс, который обогащает исследование сакрального как явления религиозной культуры и который заслужил высокую оценку научного сообщества.
Ключевые слова: иеротопия, методология, дискурс, сакральные пространства, пространственная икона, визуальная семиотика религии
Библиография:
Бланк 2009 – Бланк К. Иеротопия Достоевского и Толстого // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 323–340.
Бычков 2013 – Бычков Д. М. Топография сакрального плана в художественной картине мира агиоромана Д. М. Балашова «Похвала Сергию» (иеротопический аспект) // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013. № 2 (56). С. 91–98.
Заграевский 2018 – Заграевский С. В. О научной обоснованности иеротопии // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 49–69.
Князева 2014 – Князева Е. Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. Санкт-Петербург, 2014.
Кравченко 2016 – Кравченко А. В. Эпистемологическая ловушка языка // Вестник Томского государственного университета: Филология. 2016. № 3 (41). С. 14–26.
Лидов 1992 – Лидов А. М. Одигитрия Константинопольская // Чудотворные иконы в восточнохристианской культуре. Москва, 1992.
Лидов 2009 – Лидов А. М. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лидов 2013 – Лидов А. М. Иконы. Мир святых образов в Византии и на Руси. Москва, 2013.
Мельник 2006 – Мельник А. Г. Ростовский митрополит Иона (1652–1690) как творец сакральных пространств // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 740–747.
Охоцимский 2016 a – Охоцимский А. Д. Образы-парадигмы в религиозной культуре // Вопросы культурологии. 2016. № 8. С. 36–44.
Охоцимский 2016 б – Охоцимский А. Д. Образы-парадигмы в иеротопии: онтологические и функциональные аспекты // Фонарь Диогена. 2016. № 2. С. 355–374.
Охоцимский 2017 a – Охоцимский А. Д. Святая вода, Реформация и протестантская иеротопия // Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2017. С. 685–724.
Охоцимский 2017 б – Охоцимский А. Д. Протестантская иеротопия в голландской живописи Золотого века // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 10–32.
Шукуров 2010 – Шукуров Р. М. Создание сакральных пространств. Две новые публикации. Рецензия на два сборника: «Иеротопия. Т. 1: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси», «Иеротопия. Т. 2: Сравнительные исследования сакральных пространств» // Византийский временник. 2010. Т. 69. С. 370–374.
Bacci 2016 – Bacci M. Sacred Spaces vs Holy Sites: On the Limits and Advantages of a Hierotopic Approach. Round-table: “Icons of Space, Icons in Space, Iconography or Hierotopy?” International Congress of Byzantine Studies. Belgrade, 2016. URL: http://hierotopy.ru/contents/LidovIconsOfSpaceRTcongress2016.PDF
Bogdanović 2018 – Perceptions of the Body and Sacred Space in Late Antiquity and Byzantium. Ed. by Jelena Bogdanović. Routledge, 2018.
Flier 2012 – Flier M. S. Review of the book «New Jerusalems. Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2012. Vol. 3. 3. P. 4–6.
Lidov 2016 – Lidov A. Iconicity as Spatial Notion. A New Vision of Icons in Contemporary Art Theory // IKON. 2016. 9. URL: http://hierotopy.ru/contents/IconicityRijeka2016lidov.pdf
Peers 2008 – Peers G. Review of the book «Hierotopy. Creation of sacred spaces in Byzantium and Medieval Russia». Speculum. 2008. P. 458–459.
Schama 1987 – Schama S. The embarrassment of the riches. N. Y. Vintage books, 1987.
Tinnefeld 2012 – Tinnefeld F. Review of the book «New Jerusalems. Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces». Besprechungen. 2012. P. 270–272.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 62 — 85
Скачиваний: 2146