АРМЯНСКИЙ ЭПОС В СОЦИАЛЬНОМ И КОЛЛЕКТИВНОМ СОЗНАНИИ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (НА ПРИМЕРЕ КИТЧЕВЫХ ТОВАРОВ ЕРЕВАНСКОГО ВЕРНИСАЖА)
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-2-92-108
В статье анализируются визуальные реминисценции армянского эпоса на основе китчевых артефактов ереванского Вернисажа, этикеток продовольственных товаров, а также рекламных текстов. Цель статьи – описание маркеров социального и коллективного сознания, определяющих и визуализирующих армянский эпос на примере «низового» (китчевого) искусства. В фокусе данного исследования – армянский эпос, нашедший зримое воплощение в скульптуре Ерванда Кочара, находящейся в светлом поле сознания армян как в советскую, так и в постсоветскую эпоху. Кроме того, китчевые товары в наши дни в постсоветской Армении становятся эпизодическими мультипликаторами армянского эпоса в коллективном сознании армян и диаспоры и, одновременно, знаками-индексами коллективной памяти. Анализ эмпирического материала показал, что многоканальные китчевые товары ереванского Вернисажа являются медиаторами армянского эпоса за пределами Армении. Мотивы китчевых товаров ереванского Вернисажа воспроизводятся без аутентичной рецепции армянского эпоса. Сказанное не относится к артефактам, созданным представителями «высокой» культуры (Ерванд Кочар, Арташес Овсепян, Рубен Шавердян).
Ключевые слова: социальная память, коллективная память, культурная память, армянский эпос, визуализация эпоса, китч, ереванский Вернисаж, Давид Сасунский, Ерванд Кочар
Библиография:
Абрамян, Мелкумян 2012 – Абрамян Л., Мелкумян Г. «Сжатые» тексты сувениров и семиотика городского ландшафта // Критика и семиотика. 2012. Вып 16. С. 48–65.
Абрамян 2014 – Абрамян Л. Танец вокруг горы: тоталитаристский праздник национальной идентичности в постсоветской Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и идентичности. Москва, 2014. С. 263–294.
Арутюнян 2004 – Арутюнян Г. Вернисаж. Ереван, 2004.
Ассман 2014 – Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. Москва, 2014.
Богатырёв 1971 – Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. Москва, 1971.
Бодрийяр 2006 – Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва, 2006.
Вермишян и др. 2015 – Вермишян А. Р., Баласанян С. А., Григорян О. Г., Керопян С. Н. Локальные самости в Ереване: структуры городского пространства. Ереван, 2015. На армянском языке.
Григорян 2010 – Григорян М. Давид Сасунский как альтернатива криминальным телесериалам? // Armenia Today. 09.02.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=21365&SectionID=-1&PagePosition=27&search=%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4&mode=allwords (дата обращения: 03.02.2017).
Давид Сасунский 1979 – Давид Сасунский: армянский героический эпос. Ереван, 1979.
Епремян 2002 – Епремян Л. Давид, Вардан, Ерванд (интервью с Генрихом Игитяном) // Новое время. 2002. 12 июня. С. 11.
Ереван 2014 – Ереван. 2014. № 9 (27). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issuu.com/yerevanarmenian/docs/7-9._yerevan_armenian_n9_september_ (дата обращения: 28.02.2017).
Маклюэн 2003 – Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Москва, Жуковский, 2003.
Мелкумян 2007 – Мелкумян Г. Ереванский «Вернисаж» как культурное пространство // Проблемы армянской этнологии и археологии. Материалы третьей научной конференции молодых учёных. Ереван, 2007. С. 238–244. На армянском языке.
Мелкумян 2010 а – Мелкумян Г. Ереванский Вернисаж: блошиный рынок и ярмарка сувениров // Археология, этнология, фольклористика Кавказа. Тбилиси, 2010. С. 492–493.
Мелкумян 2010 б – Мелкумян Г. «Незамечаемая» социальная и политическая культура: барахолка на территории Вернисажа // Традиционное и новое в армянской культуре (Армянская народная культура XVI). Ереван, 2010. С. 83–91.
Мелкумян 2011 a – Мелкумян Г. Ереванский Вернисаж: между выставкой и ярмаркой // Город, миграция, рынок: новый взгляд на социокультурные проблемы в исследованиях ученых Южного Кавказа. Тбилиси, 2011. С. 48–66.
Мелкумян 2011 б – Мелкумян Г. Динамика развития и сохранение армянской культуры на современном этапе (на примере культурологического исследования ереванских вернисажей). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Ереван, 2011. На армянском языке.
Мелкумян 2014 – Мелкумян Г. Ереванский Вернисаж: презентация и моделирование новых урбанистических брендов // Habitus 1: Армения и археология и этнология соседних стран. Ереван, 2014. На армянском языке.
Симян 2016 а – Симян Т. С. Визуализация армянского эпоса в городском пространстве (на примере Ерванда Кочара) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 82–96.
Симян 2016 б – Симян Т. С. Визуализация армянского эпоса в городском пространстве (на примере скульптора Арташеса Овсепяна) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 23–31.
Степанян 1982 – Степанян М. Введение // Рубен Шавердян: Живопись, скульптура. Москва, 1982.
Шавердян 1982 – Рубен Шавердян: Живопись, скульптура / Сост. Марина Степанян. Москва, 1982.
Юнг 2010 – Юнг К. Г. Психология бессознательного. Изд. 2-е. Москва, 2010.
Abrahamyan 2013 – Abrahamyan L. The Market and the Origins of Kitsch // Market beyond to Economy / Ed. by Arsen Bobokhyan, Levon Abrahamyan and Kathryn Franklin. Yerevan, 2013. P. 73–86.
Eco 2007 – Eco U. Die Geschichte der Hässlichkeit. München, 2007.
Melkumyan 2013 – Melkumyan H. Metamorphoses of the Yerevan Vernissage: From Cultural Event to Market // Market beyond to Economy / Ed. by Arsen Bobokhyan, Levon Abrahamyan and Kathryn Franklin. Yerevan, 2013. P. 13–20.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 92 — 108
Скачиваний: 1510