САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА
В статье автор рассматривает традиционный русский город как визуально-семиотическое пространство. Показано, что в основании планировки городского обитаемого пространства лежат ключевые мировоззренческие (сакральные) архетипы, находящие своё выражение в визуальных формах структурирования жизненной среды. Топика понимается здесь как метод и результат искусственной пространственной организации «места». При этом городская топика имеет коммуникативный характер: топическая организация обитаемого пространства отражает и продуцирует коммуникативные практики человека. Город анализируется как многослойное и многозначное семиотическое образование, в котором дискретные объекты и их комплексы «прочитываются» как идеологические, мнемонические и суггестивные знаки или сообщения (тексты). Традиционный христианский город – это, кроме того, сакральный образ, пространственная икона; поэтому к его пониманию применимы семиотические процедуры, которые используются для интерпретации иконографии. В этой связи автор производит онтологический и семиотический анализ восточно-христианской иконы, фиксируя при этом активную иконическую позицию личности. Исследование города как иконы опирается на понятия иеротопии (А. М. Лидов) и эонотопии (В. В. Лепахин). Сакральная топика русского города исторически формируется путём реализации четырёх базовых организационных моделей (или матриц): культурно-исторической, литургической, эсхатологической и символической; в основе каждой из этих моделей лежит специфический парадигмальный образ. Культурно-историческая матрица предполагает перенос (распространение) сакрального пространства. В статье обоснован концепт культурно-семиотического трансфера как механизма конструирования смысловых пространственных комплексов в процессе формирования культуры (коммуникативной среды). Предложена версия системного интегрального описания фундаментальных моделей трансфера систем и комплексов культурно значимых смыслов при формировании обитаемого пространства традиционного города. Предложены и аргументированы три типа культурно-семиотического трансфера: перенос идеи, перенос образа и копирование. В качестве примера эйдетического трансфера подробно рассмотрен процесс трансляции христианского сакрального топоса из Иерусалима через Константинополь в Киев.
Ключевые слова: визуальная семиотика, пространство культуры, сакральное пространство, город, архитектура, восточное христианство, икона, пространственная икона, модели сакральной топики, Россия, культурно-семиотический трансфер
Библиография:
Аванесов 2013 а – Аванесов С. С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 229–235.
Аванесов 2013 б – Аванесов С. С. Сакральная архитектура как средство визуальной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 153–157.
Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.
Аверинцев 2001 – Аверинцев С. С. «Премудрость созда себе дом»: Речь на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года // Новый мир. 2001. № 1. С. 162–168.
Арнхейм 1984 – Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. Москва, 1984.
Асеев 1984 – Асеев Ю. С. Зодчество древнего Киева Х–ХIII вв. в контексте мирового архитектурного процесса // Древнерусский город. Материалы Всесоюзной археологической конференции, посвящённой 1500-летию города Киева. Киев, 1984. С. 5–10.
Асеев и др. 1988 – Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. М. Новое о композиционном замысле Софийского собора в Киеве // Древнерусское искусство. Художественная культура Х – первой половины ХIII в. Москва, 1988. С. 13–27.
Баталов, Беляев 1998 – Баталов А. Л., Беляев Л. А. Некоторые проблемы топографии средневекового русского города // Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Том 1. Москва, 1998. С. 13–22.
Башляр 2014 – Башляр Г. Поэтика пространства. Москва, 2014.
Бодрийяр 2006 – Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва, 2006.
Бондаренко 1996 – Бондаренко А. И. Эстетика древнерусского города // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века. Москва, 1996. С. 95–118.
Бычков 1989 – Бычков В. В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. Москва, 1989. С. 133–138.
Ванеян 2010 – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. Москва, 2010.
Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.
Вятчанина 1984 – Вятчанина Т. Н. О значении образца в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 32. Москва, 1984. С. 26–31.
Генисаретский 2015 – Генисаретский О. И. Иерусалимская анатопия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 126–131.
Гнутова, Щедрина 2006 – Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и России. Москва, 2006. С. 681–705.
Гуляницкий 1993 – Древнерусское градостроительство Х–ХV веков / Общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. Москва, 1993.
Гуран 2009 – Гуран П. Константинополь – Новый Иерусалим на пересечении священного пространства и политического богословия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 35–57.
Дионисий 2002 – Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Санкт-Петербург, 2002.
Златоструй 1990 – Златоструй: Древняя Русь X−XIII веков. Москва, 1990.
Ивакин, Иоаннисян 2008 – Ивакин Г. Ю., Иоаннисян О. М. О новых раскопках Десятинной церкви (2005–2007 гг.) // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Том 1. Москва, 2008. С. 12−19.
Иконников 2006 – Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. Москва, 2006.
Ильин 1963 – Ильин М. А. Основы понимания архитектуры. Москва, 1963. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/iljin1.htm (дата обращения: 12.02.2016).
Ильин 1965 – Ильин М. А. О наименовании Десятинной церкви // Советская археология. 1965. № 2. С. 266–268.
Иоанн Дамаскин 1997 – Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. Москва, 1997.
Иоаннисян 2010 – Иоаннисян О. М. Архитектурные особенности Десятинной церкви и Софийского собора: опыт сравнения // Заснування Софійського собору в Києві: проблеми нових датувань. Матеріали круглого столу. Киев, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/ioannisian3.htm (дата обращения: 01.02.2016).
Квливидзе 2009 – Квливидзе Н. В. «Шествие»: иконография и литургическое действо в эпоху Ивана Грозного // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Москва, 2009. С. 144–148.
Кириченко 2008 – Кириченко Е. И. Храм и город. О содержательноструктурном единстве русского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2008. С. 285–315.
Кнабе 1975 – Кнабе Г. С. Понимание культуры в древнем Риме и ранний Тацит // История философии и вопросы культуры. Москва, 1975. С. 62–130.
Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Богословие земли русской // Лебедев Л., прот. Москва патриаршая. Москва, 1995. С. 285–332.
Леонид 1883 – Проскинитарий святых мест святого града Иерусалима. На греческом языке написал критянин иеромонах Арсений Каллуда и напечатал в Венеции в 1679 году. С греческого на славянский диалект перевёл чудовский монах Евфимий в 1686 году. Из Синодальной рукописи in 4°№ 543. Сообщил наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1883.
Лепахин 2007 – Лепахин В. В. Иконология и иконичность // Икона и образ, иконичность и словесность. Москва, 2007. С. 129–164.
Лидов 2006 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 9–31.
Лидов 2009 а – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лидов 2009 б – Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 5–10.
Лидов 2009 в – Лидов А. М. Пространственные иконы как перформативный феномен // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Москва, 2009. С. 10–23.
Лихачёв 1956 – Лихачёв Д. С. Средневековый символизм в стилистических системах древней Руси и пути его преодоления (к постановке вопроса) // Академику Виктору Владимировичу Виноградову к его шестидесятилетию: Сборник статей. Москва, 1956. С. 165–171.
Лихачёв 1985 – Лихачёв Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. Москва, 1985. С. 17–23.
Логвин 1988 – Логвин Н. Г. Первоначальный облик Десятинной церкви в Киеве // Древности славян и Руси. Москва, 1988. С. 225–229.
Лотман 2010 – Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2010.
Милецкий, Толочко 1989 – Милецкий А. М., Толочко П. П. Парк-музей «Девний Киев»: Историко-археологический и архитектурный комплекс. Киев, 1989.
Мильчик 1973 – Мильчик М. Архитектура в древнерусской живописи // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2 (183). С. 24–27.
Молчанов 2011 – Молчанов В. И. Конституция пространства. Суждение и тело // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 155–166.
Мусин 2009 – Мусин А. Е. Лития и формирование сакрального пространства Великого Новгорода // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Москва, 2009. С. 112–117.
Покровский 1910 – Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры, особенно русские. Санкт-Петербург, 1910.
Рождественская 1994 – Рождественская М. В. Образ Святой Земли в древнерусской литературе // Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994. С. 8–14.
Рыбас 2010 – Рыбас А. Е. Мимесис в средневековой Руси (на примере «Просветителя» Иосифа Волоцкого) // Подобие и подражание. Санкт-Петербург, 2010. С. 3–53.
Саваренская 1984 – Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Москва, 1984.
Седов 2009 – Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 544–584.
Степанян, Симян 2012 – Степанян А. А., Симян Т. С. Ереван как семиотический текст (опыт реконструкции «начала» и «конца» проспекта Маштоца) // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 6–16.
Тодич 1994 – Тодич Б. Н. Тема Сионской церкви в храмовой декорации XIII–XIV вв. // Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994. С. 34–45.
Топоров 1987 – Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. Москва, 1987. С. 121–132.
Трифонова 2006 – Трифонова И. О. Город как сакральное пространство // Русь средневековая. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/trifonova1.htm (дата обращения: 07.02.2016).
Успенский 1995 – Успенский Б. А. Семиотика искусства. Москва, 1995.
Фёдоров и др. 2015 – Фёдоров В. В., Фёдоров М. В., Коротаева З. В. Семантический потенциал архитектурно-ландшафтной среды // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 4 (6). С. 47–64.
Чёрная 2008 – Чёрная Л. А. Антропологический код древнерусской культуры. Москва, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookz.ru/authors/ludmila-4ernaa/antropol_711/page-40-antropol_711.html (дата обращения: 05.02.2016).
Янковская 2004 – Янковская Ю. С. Архитектурная композиция и семиотика – генезис идей // Архитектон. 2004. № 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archvuz.ru/2004_2/3 (дата обращения: 05.02.2016).
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 71 — 114
Скачиваний: 1564