О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ: НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ИЗВЕСТНЫХ ВЕЩЕЙ
В статье рассмотрены такие характерные черты современной популярной культуры, как доминирование гиперреальных объектов, симуляция, тиражирование, наглядность. Также предпринят анализ некоторых наиболее распространённых критических установок по поводу сущности и функций популярной культуры. Показано, что производство симулякров и гиперреальных объектов может быть связано не с реализацией эскапистских установок, заменой реальности её фальсификатами, а, напротив, со способами производства востребуемых форм социального и культурного бытия. Тогда следует полагать, что гиперреальные объекты отрицают не реальность как таковую, а лишь те её формы, что утратили эффективность, культурную значимость и ценность в глазах сообщества или его отдельных групп. Показано, что основание и источник характерных черт популярной культуры следует связывать с требованием и желанием наглядности. Утверждается, что она обусловлена не примитивностью потребителя или уходом в мир иллюзий, а потребностью в желанной полноте переживаний и наличии приемлемых моделей понимания мира, а также схем организации и направления своих действий. Тогда тиражирование следует трактовать как способ создания и обеспечения стабильности, устойчивости, завершённости востребуемого культурного и социального пространства.
Ключевые слова: популярная культура, массовая культура, симулякр, гиперреальность, тиражирование, наглядность
Библиография:
Адорно, Хоркхаймер 1997 – Адорно Т., Хорхаймер М. Диалектика Просвещения. Москва, 1997.
Андерсон 2001 – Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва, 2001.
Беньямин 1996 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Москва, 1996. С. 15–65.
Бодрийяр 2000 а – Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
Бодрийяр 2000 b – Бодрийяр Ж. Соблазн. Москва, 2000.
Дубин 2005 – Дубин Б. В. Другая история: культура как система воспроизводства // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=25 &article=1093 (дата обращения: 23.08.2015).
Жижек 1998 – Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. № 1, 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old.kinoart.ru/1998/2/19.html (дата обращения: 23.08.2015).
Зверева 2003 a – Зверева В. В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=13&article=612 (дата обращения: 23.08.2015).
Зверева 2003 b – Зверева В. В. Телевизионные сериалы: made in Russia // Критическая масса. 2003. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/km/2003/3/ (дата обращения: 23.08.2015).
Зверева 2005 – Зверева В. В. Истории, рассказанные для всех (обычный человек в ток-шоу) // Искусство кино. 2005. № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2005/10/n10-article15 (дата обращения: 23.08.2015).
Маклюэн 2005 – Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Москва, 2005.
Музыкант 1998 – Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1. Москва, 1998.
Baudrillard 1993 – Baudrillard live. Selected interviews // Ed. by M. Gane. Routledge, 1993.
Bauman 2000 – Bauman Z. Liquid Modernity. Polity Press, 2000.
Denzin 1995 – Denzin N. K. Tne Cinematic Society: the Voyeure’s Gaze. SAGE Publicitions, 1995.
Lash, Urry 1994 – Lash S., Urry J. Economies of Sighs & Space. SAGE Publicution ltd., 1994.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 97 — 116
Скачиваний: 1290