Поиск
Warning: Undefined array key "6415//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6415//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6415//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье предлагается авторская модель изучения кинотекста, фундаментом которой является оригинальная теория когнитивно-прагматических программ (КПП). Теория КПП синтезирует различные подходы и обладает широким спектром применения. КПП – концептуальная матрица осмысленной деятельности, опорная система когнитивно-прагматических установок (КПУ). Это универсальное понятие, связывающее когнитивные механизмы личности / коллектива / народа с прагматикой когнитивно обусловленного поведения / действия. КПП, в отличие от абстрактных моделей, обнаруживается в самых различных областях и сферах человеческой активности – это не отвлеченная схема, а каждодневное (в случае обыденных действий) или, напротив, «стратегическое» (например, для политика или художника) программирование и самопрограммирование, необходимая для жизнедеятельности направленная рефлексия целей, средств, результатов, сопровождаемая самоидентификацией. В контексте данной теории кинотекст рассматривается нами как специфическая синтетическая (креолизованная) форма воплощения и передачи (трансляции) одной / нескольких КПП, получивших статус фундамента субъективированной реальности (т. е. определяющих сознание, самосознание и поведение персонажей фильма). В статье обосновывается типология кинотекстов по типу доминирующей КПП, построенная по принципу «перевернутой пирамиды» (от абстрактной концептуально-смысловой «вершины» к широкой конкретике). Подробно исследуется система прецедентно-персонифицированных политических маркеров – особая система концептуальных кодов политического дискурса, обладающая в его пространстве прецедентным статусом. Данные маркеры активно участвуют в сюжетообразовании, дифференциации и сегментации всего пространства доминирующей в фильме КПП, являются резкими психологическими индикаторами сознания субъектной среды кинотекста. Роли конкретных маркеров различаются, однако все они характеризуют агрессивно-деструктивную внутреннюю природу доминирующей отраслевой КПП (советской идеологической модели), генетическую и «стратегическую» однородность ее вариантов, одинаково требующих для своей реализации манипуляций с сознанием, перманентной борьбы с «врагами» и тотального террора. В целом же система прецедентно-персонифицированных политических маркеров в пространстве политического (идеологического) кинотекста способна воплощать многослойную семантику и может задавать его определяющие свойства. Ключевые слова: когнитивно-прагматическая программа (КПП), политический (идеологический) кино-текст, идентификационный политический маркер, прецедентно-персонифицированный маркер, моделирование, мифологизация, тотальный террор, вирусно-манипулятивная природа КПП | 716 | ||||
2 | В свете авторской теории когнитивно-прагматических программ (КПП) в статье рассматривается концептуально-смысловая формула кинотекста (фильма) «Пацаны». Кинотекст в нашем понимании – это синтетическая форма воплощения и передачи (трансляции) одной / нескольких КПП, играющих роль фундамента для сознания, самосознания и поведения персонажей. Создатели фильма сталкивают два варианта КПП социализации личности подростка: дидактически-принудительный, основанный на внешнем копировании и воспроизведении («закон закона»), и гуманистический, основанный на конструктивности равноправия, любви, сопричастности, совести (внутренний «закон совести»). В первом конструктивное воздействие общества воспринимается объектом «принудительной социализации» как деструктивный акт подчинения. В результате воспитательный импульс усваивается внешне, на уровне «социальной маски», или перенаправляется обратно в форме искаженной агрессивной реакции. Второй вариант – КПП «Закон совести» – концептуализирован как единственно возможный, согласно концепции авторов фильма, продуктивный способ конструктивной социализации личности. Он двусоставен («вернуть подростка самому себе»; «привести подростка к людям»). Основным инструментом здесь является совесть, блокирующая процесс симулятивной «социальной маскировки» и помогающая подростку осознать, что предлагаемые ему нормы, установки и модели поведения не должны приниматься автоматически. Образная формулировка данной КПП – «нужно разбудить сердце» – имеет два субъектно-ролевых вектора реализации: «разбудить сердца родителей»; «разбудить сердце подростка, попавшего в круг отчуждения». Векторы взаимосвязаны, но при этом возможны два основных ракурса реализации: индивидуально-персонологический (когда невозможно «разбудить сердца родителей»); комплексный. Подросток, попавший в «круг отчуждения и десоциализации», не может адекватно оценивать ни себя и свои поступки, ни действия окружающих. В свете неотменимой двусоставности концептуальной формулы КПП «Закон совести» формируется четкая структура необходимых воспитательных действий, включающих в себя отказ от силового давления, демонстрацию равенства и неравнодушия, апелляцию к «голосу совести» (побуждение к ответственному самоанализу), разрыв или трансформацию искаженных социальных связей, ставку на формирование гражданской идентичности. Внешнее давление со стороны общества заменяется конструктивным внутренним напряжением (переживанием чувства долга и ответственности в себе). Подростку больше не нужно защищаться или прятаться, он может и должен быть самим собой, для чего необходимо следовать принципам своей пробужденной совести. Ключевые слова: кинотекст, деструктивная / конструктивная социализация, когнитивно-прагматическая программа, «круг отчуждения», концептуально-смысловая формула, «закон совести» | 361 |