Поиск
Warning: Undefined array key "5808//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5808//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5808//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5808//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье предложен подход к пониманию поздних заме ток Людвига Витгенштейна, касающихся восприятия цвета. В качестве основного контекста исследования логики понятий о цвете указывается на общее для работ позднего Витгенштейна различение внутренних и внешних отношений. Интерпретация основывается на зависимости между языковыми играми и особенностями восприятия цветов, отношении между цветовыми понятиями и суждениями о цвете различных вещей, опознании цвета как тождественного (проблема тождества цвета) и связи между логикой цветовых понятий и повседневным языком. Заметки Л. Витгенштейна о цвете структурируются в соответствии с данным контекстом. Особое внимание уделяется различным вариантам дальтонизма (от нарушения восприятия цвета до релятивизации цветовой логики в рамках языковых игр). Рассмотрена проблема значения относительно употребления цветовых понятий. Ключевые слова: цвет, цветовые понятия, тождественность, логика цвета, языковые игры, внутренние и внешние отношения | 1100 | ||||
2 | «Заметки о цвете» Витгенштейна посвящены исследованию логики (или грамматики) цвета. В нашей статье логика цвета (цветовых понятий) рассматривается в контексте различных редукционистских проектов – когда логические отношения сводятся к объективному определению цвета (проект Джонатана Вестфаля) или универсализируются в рамках определенной экспликации (таковой может выступать цветовой октаэдр и др.). Такие способы редукции при детальном рассмотрении показывают собственную несостоятельность. В данной статье мы прочитываем «Заметки о цвете» Витгенштейна как последовательную критику редукционистских проектов в исследовании отношений между цветовыми понятиями. В первом случае (в споре с Вестфалем) придерживаемся позиции Элейн Хорнер. При рассмотрении универсалистских редукций логики цвета подробно разбираем работу Габриэлы Мрас. В завершающей части статьи пытаемся показать обусловленность (на уровне исходных предпосылок) некоторых социологических и антропологических исследований цвета универсалистской тенденцией (кратко рассматриваются работы Уильяма Риверса и исследования Берлина-Кея). Здесь нашу статью можно рассматривать в качестве дополнительного комментария к работе Мартина Куша. Ключевые слова: цветовые понятия, логика (грамматика) цвета, языковые игры, феноменология, социология и антропология цвета | 1051 | ||||
3 | Отказ Робера Брессона от распространенных театральных форм адаптации текста и использование оригинальных авторских выразительных средств в кино при экранизации произведений литературы позволяют говорить об отдельном режиссерском пространстве интерпретации текстов, которое во многом отличается от пространства литературоведческих или театральный прочтений. Изобретенный Брессоном авторский стиль в кино позволяет незаметно, но радикально изменить нарративную структуру экранизируемого произведения и одновременно сохранить верность духу исходного текста (в понимании режиссера). Поэтому любая экранизация Брессона интересна в качестве оригинального прочтения, которое выходит за пределы обычной адаптации. В статье прослежены авторские способы трансформации и одновременно сохранения духа экранизируемого произведения на примере фильма «Кроткая» по одноименной новелле Ф.М. Достоевского. В первой части статьи мы предлагаем имманентный анализ новеллы Достоевского и пытаемся показать метасюжетный характер основной интриги. Главный герой и одновременно рассказчик ведет монолог в попытках уяснить истину произошедшего события (самоубийство Кроткой) и определить собственную степень вины. Наряду с другими подпольными типами и персонажами автора главный герой путается в собственном сознании и колеблется между саморазоблачением (признанием вины перед Кроткой) и самооправданием. На фоне монолога главного героя (диегетического нарратора) молчание Кроткой вместе с недосказанностью мотивов поведения и пунктирной прорисовкой характера Кроткой становится ключевым элементом в структуре повествования. Мы показываем несостоятельность интерпретационных попыток прервать молчание Кроткой в стремлении объяснить характер или поступок героини. Уделяется особое внимание контексту замечаний Достоевского про различные типы самоубийства из «Дневника писателя» и показывается невозможность объяснить поступок Кроткой никакими объяснительными схемами (которые всегда работают в случае с другими персонажами-самоубийцами Достоевского). В заключительной части статьи с опорой на интервью Брессона мы последовательно прослеживаем трансформацию экранизируемого текста при стремлении «сохранить главное» (по замечанию Брессона). Так, в фильме стирание черт подпольного сознания героя и снижение роли диегетического повествования (без чего невозможно представить метасюжетную основу новеллы) оставляют нетронутой недосказанность характера Кроткой и неясность мотивов самоубийства. При радикальной трансформации новеллы Брессон сохраняет молчание Кроткой в качестве структурно определяющего элемента. Одновременно недосказанность характера и неясность мотивов Кроткой указывают на непреодолимую пропасть между возможными объяснительными схемами и толкающим к самоубийству надрывом и чувством невозможности жить. Брессон также воспроизводит неясность и неопределенность главного героя на фоне отчаяния и запоздалого признания вины. Ключевые слова: Достоевский, Брессон, подпольное сознание, самоубийство, диегетический нарратор | 728 |