Поиск
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье рассмотрены такие характерные черты современной популярной культуры, как доминирование гиперреальных объектов, симуляция, тиражирование, наглядность. Также предпринят анализ некоторых наиболее распространённых критических установок по поводу сущности и функций популярной культуры. Показано, что производство симулякров и гиперреальных объектов может быть связано не с реализацией эскапистских установок, заменой реальности её фальсификатами, а, напротив, со способами производства востребуемых форм социального и культурного бытия. Тогда следует полагать, что гиперреальные объекты отрицают не реальность как таковую, а лишь те её формы, что утратили эффективность, культурную значимость и ценность в глазах сообщества или его отдельных групп. Показано, что основание и источник характерных черт популярной культуры следует связывать с требованием и желанием наглядности. Утверждается, что она обусловлена не примитивностью потребителя или уходом в мир иллюзий, а потребностью в желанной полноте переживаний и наличии приемлемых моделей понимания мира, а также схем организации и направления своих действий. Тогда тиражирование следует трактовать как способ создания и обеспечения стабильности, устойчивости, завершённости востребуемого культурного и социального пространства. Ключевые слова: популярная культура, массовая культура, симулякр, гиперреальность, тиражирование, наглядность | 1515 | ||||
2 | В статье предпринят анализ потенциала и перспектив «культуры отмены» в оценке места и роли семейных ценностей в современном обществе и предложен вариант разработки методологии их исследования. Для решения этой задачи осуществлена общая характеристика результатов, достигнутых в исследовательской и публицистической литературе в обсуждении и осмыслении этой достаточно неоднозначной темы. Указывается, что в статье визуальность и наглядность будут трактоваться как синонимы. Предполагается, что базисной целью «культуры отмены» является восстановление нарушенной социальной справедливости, а именно в форме сексизма, гетеросексизма, гомофобии, расизма, буллинга и тех или иных форм домогательств, в отношении объектов, не способных по тем или иным причинам к сопротивлению, объектом – как правило, значимые персоны, их высказывания или действия либо те или иные социально-культурные продукты, а средством реализации – те или иные формы осуждения, применяемые, по словам сторонников «отмены», в силу неэффективности действия традиционных механизмов. На основании результатов анализа осуществлена оценка тех критических доводов, которые предъявляются «культуре отмены», как правило, в литературе более публицистического толка. Преобладание критического пафоса, распространившегося и на суждения отечественных авторов, подтолкнуло к более пристальному анализу текстов с позитивной оценкой и тех выводов, которые в них делаются. На основании их осмысления выработана теоретико-методологическая рамка, которая могла бы стать продуктивной в характеристике как самой «культуры отмены», так и объектов, к которым она применяется или может быть применена. В частности, предложена методология оценки их символического статуса и интерпретации. В итоге предпринята попытка применения полученных результатов к анализу «семейных ценностей» путём их тематизации в конкретных исторических и социальных условиях, что позволило выработать методологию их анализа, в частности в направлении определения и отбора индикаторов данных понятий для последующих эмпирических исследований. Ключевые слова: культура отмены, гендерная проблематика, семейные ценности, культура ответственности, конвергентная культура, новая этика, символический объект | 3 |