Поиск
Warning: Undefined array key "4344//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "4344//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4344//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4344//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4344//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | На основе документальных, архитектурно-археологических и иконографических данных в статье прослежена история цветовых решений укреплений Москвы (Кремля, Китай-Города, Белого Города, Земляного Города) с времён Юрия Долгорукого до середины XX века. Ключевые слова: архитектура, Москва, укрепления, цвет | 1070 | ||||
2 | Статья посвящена разбору вопроса об одном из эпизодов истории отечественного храмостроения – о запрете, наложенном патриархом Никоном на строительство шатровых церквей, игравших важнейшую роль в семиотической структуре и эстетическом оформлении пространства русских городов и монастырей. В последние годы ряд исследователей ставит под сомнение сам факт запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов в середине 1650-х годов. Проанализировав все аргументы «за» и «против», я показываю, что такой запрет действительно имел место, и анализирую причины этого запрета. Во-первых, со стороны патриарха имела место своеобразная «монополия» на шатёр, так как Никон, запретив другим храмоздателям строить шатры, сам решил возвести шатровую ротонду в Новом Иерусалиме. Во-вторых, патриарх, обязанный заботиться о материальной стороне церковной жизни, считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. В-третьих, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-либо личным (например, эстетическим) причинам. В статье представлена также статистика строительства храмов с шатровым завершением: с 1513 года по начало XVII века были построены около 30–35 таких храмов; примерно в том же количестве – с конца 1620-х до середины 1650-х годов. С этого времени такое строительство было прекращено на несколько десятилетий именно из-за запрета патриарха Никона. Ключевые слова: Россия, архитектура, шатровый храм, патриарх Никон | 2707 | ||||
3 | Академик С. В. Заграевский провёл всесторонний анализ методологии и областей применения иеротопии, определяемой и как особый вид творческой деятельности по созданию так называемых «сакральных пространств», и как специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются примеры этой деятельности. Иеротопия – крайне широкое понятие, применимое практически к любым научным дисциплинам: и к истории архитектуры и градостроительства, и к культурологии, и к этнографии, и к философии, и к искусствознанию, и к музыковедению, и к религиоведению, и к политологии, и к одорологии (науке о запахах), и ко многим другим, вплоть до «мистических знаний». Автор выразил сомнения в научной обоснованности и практической ценности иеротопии и отметил, что она является обобщённым теоретическим наслоением, способным породить научные достижения лишь в той степени, в которой находится в рамках традиционных научных дисциплин. «Надстройка» в виде акта веры в то, что едва ли не любой артефакт является частью некоего «сакрального пространства» (то есть имеет некий «высший потусторонний смысл»), является недоказанной, следовательно, неубедительной, следовательно, излишней, следовательно, вредной, так как перегружает научный текст и противоречит «бритве Оккама» – «не следует множить сущности без необходимости». Научный текст должен быть предельно универсальным и не вызывать идеологического неприятия у тех читателей, которые не исповедуют веру автора этого текста. Этого требует элементарная научная этика. Ключевые слова: иеротопия, методология, архитектура, градостроительство, научное исследование культуры | 1187 | ||||
4 | На основе анализа новых архитектурно-археологических данных и летописной информации системно рассмотрены вопросы происхождения древнерусского шатрового зодчества. Показана низкая вероятность прямого происхождения древнерусского шатрового зодчества от западно-европейской готики, так как для готической архитектуры нехарактерны башнеобразность, шатровое перекрытие и сравнительно малая площадь основного объёма внутреннего пространства храмов. Также показана несостоятельность теорий происхождения древнерусского шатрового зодчества от романской и от восточной архитектуры. В предыдущих исследованиях, посвящённых каменному шатровому зодчеству, автор этой статьи приводил ряд положений, показывавших происхождение этой архитектурной формы от древнерусской деревянной архитектуры. В данном труде они расширены и структурированы. Показано широкое распространение шатра в древнерусской деревянной архитектуре ранее появления первого каменного шатрового храмаю. Выдвинута гипотеза относительно происхождения не только каменного, но и деревянного шатрового зодчества Древней Руси: деревянный шатёр являлся «упрощённой формой» канонически обусловленного и обязательного в каменном православном церковном зодчестве купола в течение всей истории древнерусской архитектуры, начиная с X века. Продемонстрировав широкое распространение, каноническую и конструктивную обусловленность шатра в деревянной архитектуре ранее начала XVI века, автор доказывает, что первый шатровый каменный храм произошёл не от каких-либо готических, романских, восточных и любых иных зарубежных истоков, а от деревянного шатрового зодчества, и реконструирует конкретные обстоятельства его появления в начале XVI века. В предыдущих исследованиях, посвящённых происхождению древнерусского каменного шатрового зодчества, позиция автора заключалась в том, что оно произошло только от деревянной архитектуры. Но в настоящей статье показано и влияние древнерусских каменных бесстолпных купольных церквей, которые, хотя и в небольшом количестве, но строились на протяжении всей предыдущей истории древнерусской архитектуры. Главным выводом из данной статьи является следующий: древнерусское каменное шатровое зодчество стало органичным продолжением предшествовавшей ему отечественной архитектурной традиции. А эта традиция включала и шатровое деревянное зодчество, и каменные купольные храмы, и широчайший набор связей с мировой архитектурой. В статье также предложены общие принципы определения происхождения архитектурных форм. Определено, что такие вопросы должны решаться только комплексно, так как эти формы могли порождаться и талантом зодчих, и художественным вкусом заказчиков, и прогрессом строительной техники, и изменениями эстетических предпочтений общества, и идеологическими задачами, и заимствованиями из других стран, культур и стилей, и многим другим, вплоть до сугубо утилитарных целей. Определённую роль здесь могли играть и финансовые, и кадровые, и конструктивные, и прочие ограничения, располагавшие к нестандартным решениям. Ключевые слова: древнерусская архитектура, шатровое зодчество, деревянное зодчество, готика, Ренессанс, архитектурные формы, строительство | 1663 |