Поиск
Warning: Undefined array key "2654//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "2654//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "2654//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Исследование посвящено визуализации, рассматриваемой как актуальная тенденция, тренд, явление современного образования и отражающей текущий визуальный поворот и новую трансформацию данной сферы. Именно современный этап визуализации образования важен и интересен для научного изучения, поскольку теоретики не успевают полноценно осмыслить все ее процессы и результаты, «миражи» (впечатляющее, поражающее воображение, но иллюзорное) и «явь» (реальное, но не всегда радостное и совпадающее с ожиданиями). Непросто спрогнозировать, но необходимо предвосхитить не только положительные, но и негативные образовательные эффекты визуализации в ходе и по итогам всплесков свершающегося на наших глазах визуального поворота в образовании, вызванных не только техническими и технологическими прорывами, но и государственной образовательной политикой, транслируемой, к примеру, в последних национальных проектах «Образование». Цель исследования состоит в том, чтобы в результате уточнения терминологического поля «визуализация в современном образовательном процессе» и характеристик состояния данной тенденции, явления в эпоху компьютерных и информационно-коммуникационных технологий выявить и обобщить очевидные и неочевидные, гипотетические преимущества, риски, недостатки визуализации в данном процессе. В исследовании последовательно решался комплекс взаимосвязанных задач, направленных на уточнение ключевых терминов, составляющих ядро «визуального поворота» и «визуализации современного образовательного процесса», определение текущего состояния визуализации образования, сопоставление аргументов и контраргументов относительно оценки позитивного влияния визуализации на современный образовательный процесс, выявление и обобщение очевидных и гипотетических преимуществ, а также рисков и негативного влияния визуализации в современном образовательном процессе, изучение возможностей визуализации для индивидуализации образовательного процесса и развития инициативности обучающихся. Методы исследования включили анализ научных источников по проблеме исследования, рефлексию собственной образовательной деятельности и опыта педагогического дизайна образовательных ресурсов, изучение научно-педагогического опыта преподавателей и государственных образовательных стандартов, метод бинарных оппозиций, обобщение и конкретизацию. В результате обобщены противопоставляемые друг другу аргументы и контраргументы относительно позитивного влияния визуализации на современный образовательный процесс, наглядно отражающие и подтверждающие недостаточную доказанность плюсов визуализации. Сопоставлены проявления «миражей» и «яви» визуализации на уровнях субъектов образовательного процесса (обучающих (учителей, преподавателей) и обучающихся (школьников, студентов)) и средств, приемов визуализации, что составляет основную научную значимость исследования. Установлено, что «миражи» характерны для всех рассматриваемых уровней, хотя в большей степени они проявляются на уровне средств, приемов визуализации. Спрогнозирован существенный потенциал дальнейшей визуализации для индивидуализации образовательного процесса и развития инициативности обучающихся как субъектов образовательного процесса. Ключевые слова: визуализация в образовании, принцип наглядности в обучении, визуальный поворот, «миражи» визуализации в современном образовании, преимущества визуализации в современном образовательном процессе, недостатки визуализации в современном образовательном процессе | 544 | ||||
2 | Представлены результаты пилотного исследования, проведенного для получения опыта интеграции разных методов обучения. Релевантность позиций визуальной семиотики для решения этой задачи определяет не столько разработка самих визуализаций, сколько один из принципов метода Phenomenon-Based Learning (PhBL) – контекстуальность, а также конструктивизм в качестве его идейного фундамента, что раскрывает место приложения «семиотической диагностики» для оценки пределов реализации самого метода PhBL. Исследование проводилось в четырех школах; в выполнении заданий, основанных на визуальных репрезентациях физических явлений, принимали участие в общей сложности 96 учеников 10-х классов. Оценка эффективности упомянутых методов была проведена с помощью организованного наблюдения за учебной активностью учащихся. Результаты исследования показали, что 85% учащихся отметили значительное улучшение понимания сложных физических явлений благодаря разработанным визуализациям. Проведенное исследование ограничено относительно небольшой выборкой участников и фокусом на школах определенного региона, то есть принадлежащих к конкретной системе образования. Однако, несмотря на это, выводы данного пилотного исследования свидетельствуют об эффективности осуществленной интеграции визуализаций и метода PhBL. Значимость полученного результата состоит в демонстрации потенциала визуальной семиотики для интеграции методов обучения. Ключевые слова: визуальная семиотика, интерпретация физических явлений, образовательная деятельность, школьное обучение, интеграция методов обучения | 89 |