Поиск
Warning: Undefined array key "6496//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6496//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Статья посвящена особенностям представлений молодых ученых о науке в условиях трансформации социокультурной среды современных городов. В контексте реализации проектов «умных городов» важно рассматривать не только вопросы их технологического оснащения, но, в первую очередь, формирования особой социокультурной научной среды. Отмечено, что семиотические эффекты как самопрезентации науки в собственной среде, так и презентации и репрезентации этой сферы в обществе оказывают заметное влияние на формирование восприятия науки, в том числе в среде молодых ученых, которые в силу возраста остаются представителями определенной социальной группы, одновременно начиная осознанно идентифицировать себя как членов профессионального научного сообщества. Именно молодым ученым предстоит выстраивать «визуальную антропологию» и формировать будущее пространство современных городов. Отмечено, что важнейшую роль в формировании общественных представлений о науке играют каналы популяризации и научной коммуникации, развитие которых в последние годы позволяет говорить об особом коммуникационном пространстве, в котором происходит формирование представлений о науке молодых ученых. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2019 г. среди научной молодежи Центрального и Сибирского округов, выявившего, как наиболее молодая когорта научной молодежи (с 18 до 35 лет) «видит» науку, как воспринимает ее роль в своем жизненном пространстве, как характеризует имидж науки в России с точки зрения того, привлекателен ли ее образ или нет. Методология исследования носила политико-психологический характер и включала в себя формализованные интервью и метод неоконченных предложений. Материалы интервью были подвергнуты количественной обработке и качественному анализу. В соответствии с политико-психологическим подходом рассматривалось содержание представлений молодых ученых о науке, определялись их когнитивная сложность и эмоциональный знак. Исследование показало важность значимых суждений и стереотипов, а также мотивационных установок и профессиональных запросов данной группы в разрезе отдельных крупных отраслей научного знания. Важным показателем того, что молодые ученые разбираются в исследуемой сфере, стало то, что наука, инновации и технологии для молодых ученых – понятия разные, но близкие и связанные между собой, однако в целом образы науки предстают когнитивно бедными, в виде упрощенных образов. Сделан вывод о том, что формирование жизненного пространства «умного города» невозможно без развития человеческого капитала, серьезной работы с молодыми учеными (в т.ч. социогуманитариями), которые будут участвовать в формировании полноценной городской инфраструктуры знания в содержательном плане, развивать социокультурную роль науки как определенного вида специфической деятельности в формировании жизненной среды городов. Ключевые слова: «умный» город, наука, молодые ученые, социокультурный, политико-психологический подход | 852 |