От технологических особенностей к пониманию замысла (на примере произведений Л. Р. Цесюлевича)
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-4-173-195
Статья посвящена рассмотрению технологических приёмов исследования живописи в их соотношении с задачами атрибуции, датировки и реконструкции замысла художника. Цель исследования заключается в выявлении преимуществ и ограничений методов технического анализа живописи, а также определении условий их эффективного применения в искусствоведческой практике. В качестве задач последовательно рассматриваются: определение специфики технического подхода в исследовании произведений искусства; характеристика комплекса методов, используемых при изучении живописи; анализ преимуществ каждого из методов в атрибуционной и интерпретационной работе; выявление проблем и ограничений, связанных с их применением. Методологическая основа исследования включает совокупность оптико-физических и сравнительно-искусствоведческих методов, рассматриваемых не изолированно, а в их взаимосвязи. Особое внимание уделено методам, обеспечивающим получение объективных данных о материальной основе произведений: спектральному анализу, микроскопии, рентгенографии, инфракрасной рефлектографии. Использование этих методов позволяет выявлять подоснову живописного слоя, авторские правки, технику нанесения красочного слоя, а также сопоставлять стилистические и технологические характеристики произведения. Результаты исследования показывают, что технологический анализ значительно расширяет возможности искусствоведа в атрибуции и экспертизе произведений живописи. Он позволяет выявлять подлинность и степень сохранности полотен, уточнять хронологию, восстанавливать отдельные этапы работы художника. Однако выявлены и ограничения: зависимость от технического оснащения лаборатории, необходимость интерпретации результатов с учётом контекста художественной культуры, возможность неоднозначного прочтения данных. Применение исключительно технологических методов не обеспечивает полного понимания произведения искусства и должно сочетаться с искусствоведческим и историко-культурным анализом. Научная новизна исследования заключается в комплексной оценке преимуществ и недостатков технологических методов в применении к живописи. Акцентируется внимание на необходимости системного подхода, который позволяет рассматривать технологические исследования не как вспомогательную, а как равноправную составляющую современного искусствоведения. Сделан вывод о том, что интеграция технологических и гуманитарных методов создаёт условия для более точной атрибуции, всестороннего анализа произведения и углублённого понимания авторского замысла.
Ключевые слова: живопись, технологические методы, атрибуция, экспертиза, художественный замысел, искусствоведение
Библиография:
Алтай в изобразительном искусстве 2007 – Алтай в изобразительном искусстве России XX–XXI веков [каталог выставки, 20–30 сентября 2007 г., Москва]. Барнаул: Турина гора, 2007.
Балакина, Гусева 2022 – Балакина Е. И., Гусева А. А. Алтай сакральный в жизни и творчестве художника Леопольда Романовича Цесюлевича // Культурное наследие Сибири. 2022. Вып. 3 (35). С. 51–59.
Барт 1989 – Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. Г. Косикова. М.: Прогресс, 1989.
Березина 2020 – Березина А. С. Комплексный подход в изучении произведений станковой масляной живописи на примере картины «Мадонна в кресле» XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства – IX: междунар. конф.: тезисы 2020. URL:https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020/336-2020-interdisciplinary-methods-in-the-research-on-cultural-heritage/2306-berezina-a-s-kompleksnyj-podkhod.html (дата обращения: 28.02.2025).
Бобров 2018 – Бобров Ф. Ю. Основы исследования послойной структуры живописного произведения. Методика Джойс Плестерс // Научные труды / сост. А. В. Чувин, Е. М. Елизарова. СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 2018. Вып. 46: Художественное образование. Сохранение культурного наследия. С. 267–283.
Васюченко 2018 – Васюченко Н. Д. Анализ и интерпретация художественного произведени я// Искусство и культура. 2018. № 4 (32). С. 54–62.
Гомбрих 2023 – Гомбрих Э. Г. Искусство, восприятие и реальность. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023.
Изобразительное искусство Алтая 1977 – Изобразительное искусство Алтая: сб. очерков / сост. Л. И. Снитко. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977.
Ильичев 2021 – Ильичев Д. В. “Madonna del libro” в собрании Свердловского областного краеведческого музея: первые данные атрибуции и технико-технологического исследования картины // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2021. Т. 23, № 4. С. 46–59.
Лисицын, Грибанова, Кузнецова 2019 – Лисицын П. Г., Грибанова А. В., Кузнецова И. В. Эволюция технологии западноевропейской станковой масляной живописи в историко-культурном контексте (XV–XVII вв.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2019. № 4. С. 69–76.
Лотман 1970 – Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
Масляные краски 2018 – Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи: состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. 3-е изд., СПб.: Лань; Планета музыки, 2018.
Мелик-Гайказян 2024 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотический оптимум: новая концепция для мысленных экспериментов с информацией // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 302–315. doi: 10.17223/19988638/82/15
Нехвядович 2006 – Нехвядович Л. И. Творческий метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960–1970-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 4 (42). С. 15–19.
Панофский 1999 – Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Акад. проект, 1999.
Сирро 2018 – Сирро С. В. Исследование произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. Новые технологии и их применение // В мире неразрушающего контроля. 2018. Т. 21, № 3. С. 56–59.
Степанская 2016 – Степанская Т. М. Русская художественная школа в процессе интеграции культур Запада и Востока на рубеже XX – начала XXI вв. // Вестник истории, литературы, искусства. 2016. Т. 11. С. 162–185.
Степанская 2017 – Степанская Т. М. Л. Р. Цесюлевич (1937–2017) // Культурное наследие Сибири. 2017. № 5 (23). С. 90–98.
Успенский 1970 – Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970.
Фейнберг, Гренберг 1989 – Фейнберг Л. Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989.
Художники Алтая 1980 – Художники Алтая: живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально-декорационное и прикладное искусство / сост. Л. Цесюлевич, Б. Лупачев. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980.
Черняева, Булгаева, Айхлер 2024 – Черняева И. В., Булгаева Г. Д., Айхлер Н. А. Анализ живописи алтайских мастеров как элемент образовательного процесса в вузе: опыт оптико-физических исследований // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2024. № 6. С. 168–177.
Черняева и др. 2024 – Черняева И. В., Булгаева Г. Д., Айхлер Н. А., Калинникова А. Д. База данных оптико-физических исследований произведений изобразительного искусства Сибири [Электронный ресурс]. Свидетельство о регистрации базы данных № RU 2024625410; заявка № 2024624323 от 08.10.2024 г. Зарегистр. 22.11.2024.
Baxandall 1988 – Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford: Oxford University Press, 1988.
Bolshakov et al. 2024 – Bolshakov I. S., Lykina A. A., Kravtsenyuk O. V., Sirro S. V., Toropov V. Y., Tsvetkov A. R., Taday P. F., Arnone D. D., Smolyanskaya O. A. Optical and terahertz methods for the study of oil painting artworks // Opticheskii Zhurnal. 2024. Vol. 91 (5). P. 54–65. doi: 10.17586/1023-5086-2024-91-05-54-65
Borg et al. 2020 – Borg B., Dunn M., Amg A. et al. The application of state-of-the-art technologies to support artwork conservation: literature review // J. Cultural Heritage. 2020. Vol. 44. P. 239–259. https://doi: 10.1016/j.culher.2020.02.010
Kress, Van Leeuwen 2020 – Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: the Grammar of Visual Design. London: Routledge, 2020.
Plesters 2004 – Plesters J. The Preparation and Study of Paint Cross-Sections (1954) // Issues in the Conservation of Paintings. Getty Publications, 2004. P. 185–193. (Readings in conservation).
Rose 2016 – Rose G. Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials. London: SAGE Publications, 2016.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 173 — 195
Скачиваний: 43
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 24-28-00692 «Технологические особенности произведений живописи ХХ века: комплексный анализ».









