Арт-текст: теоретическая «перспектива» и / или медиакритическая оценка
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-4-44-57
Арт-текст впервые предстаёт как гибридный креативный текст, отличающийся особенностями экспертного заключения, профессионального журналистского материала и авторского произведения. В текстах арт-критики можно обнаружить фрагменты художественных, политических и социальных теорий, философские экскурсы, риторические и идеологические комментарии, научные искусствоведческие данные, личные истории или размышления, примеры из жизненных ситуаций. Материалом научного рассмотрения являются художественные комментарии современных арт-критиков. Художественная критика в таком ракурсе рассмотрения перестаёт быть только внешней «репликой», она, по сути, становится формой философского размышления. Арт-критика непосредственно участвует в самом производстве смыслов, а не просто в их описательной регистрации. В этом случае арт-критик берет на себя ответственность за интеллектуальное сопровождение искусства. В статье подтверждается, что арт-критика как модификация культурного дискурса является теоретической «перспективой» для художников, при этом для читателя важна только медиакритическая составляющая художественного комментария. Объединяющей темой теоретической установки и субъективной оценки арт-критика, представленной для обеих возможных групп читателей, становится обнаружение в арт-текстах способа эстетизации художником действительности. Креативная текстуальность как принцип организации художественного комментария является главенствующей для современной арт-критики (Клемент Гринберг, Виктор Мизиано, Валерия Ибраева). Как подтверждает реальная практика, критическое эссе может быть интереснее самого художественного произведения. Особое место в статье занимает анализ текстов Бориса Гройса, представившего визуальную семантику современной художественной практики, в первую очередь актуального искусства. Арт-критик по отношению к современному искусству выполняет функцию не только традиционного комментатора, но и медиатора между художниками и «зрителями», а также между разными культурными контекстами. Итак, в статье представлены семиотические и медиакритические аспекты рассмотрения арт-текстов. В результате проведённого анализа арт-текст предстаёт как важное звено в цепи современного художественного дискурса, соединившее в себе эстетическое наблюдение, медиакритическую оценку и интерпретативную практику.
Ключевые слова: актуальное искусство, арт-текст, дискурс, культура, медиакритика, художественный комментарий, эстетизация
Библиография:
Адорно 2001 – Адорно В. Т. Эстетическая теория / пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001.
Алимбай 2003 – Алимбай Н. Н. Г. Хлудов как художник-этнограф // Н. Г. Хлудов. Каталог произведений: живопись и графика. Алматы: Эффект, 2003. С. 15–19.
Барабанов 2003 – Барабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. 2003. № 48-49. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/71/article/1526 (дата обращения: 29.06.2025).
Барманкулова 2002 – Барманкулова Б. Вступительная статья // 100 лет казахскому портрету. Алматы: Мост, 2002. С. 11–55.
Гиздатов 2023 – Гиздатов Г. Г. «Остаточные смыслы» и эстетика интермедиальности в романе Павла Зальцмана «Средняя Азия в Средние века» // Quaestio Rossica. 2023. Вып. 11 (4). С. 1432–1444. doi: 10.15826/qr.2023.4.856
Гиздатов, Aлдабергенова 2021 – Гиздатов Г. Г., Алдабергенова А. А. Дискурсивные интерпретации романа Дж. Хеллера «Поправка-22» в переводческой практике // Критика и семиотика. 2021. Вып. 2. С. 160–177. doi: 10.25205/2307-1737-2021-2-160-177
Гринберг 2025 – Гринберг К. Искусство и культура: критические очерки. М.: V-A-C Press, Artguide s.r.o., 2025.
Гройс 1993 – Гройс Б. Эстетизация идеологического текста» // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 284–291.
Гройс 2023 – Гройс Б. Политика поэтики. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 496 с.
Гройс 2023а – Гройс Б. Под взглядом теории // Гройс Б. В потоке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. С. 29–51.
Гройс 2023б – Гройс Б. Частные случаи. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023.
Джадайбаев 2024 – Джадайбаев А. «Полотна мои – мои дети, все одинаково дороги для меня» // Абылхан Кастеев. Альбом-каталог. Алматы: ГМИ РК им. А. Кастеева, 2024. С. 26–33.
Ибраева 2014 – Ибраева В. Искусство Казахстана: постсоветский период. Алматы: Тонкая грань, 2014.
Комар,Меламид 1982 – Комар В., Меламид А. А. Зяблов: этюд для монографии // Russica-81. New York: Russica publ., 1982. C. 403–408.
Круглый стол 2019 – Круглый стол: текущее состояние художественной критики. М.: V-A-C Press, Artguide Editions, 2019.
Маклюэн 2017 – Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2017.
Мизиано 2015 – Мизиано В. Виктор и Елена Воробьевы: «Художник спит» // Воробьева Е., Воробьев В. Художник спит: каталог. Алматы: Aspan Gallery, 2015. C. 9–19.
Плахотная 1978 – Плахотная Л. Введение // Кастеев Абылхан: альбом репродукций / сост. Л. Плахотная. Алма-Ата: Жалын, 1978. С. 9–12.
Пумпянский 2020 – Пумпянский Л. И. Искусство и современность. Очерк одиннадцатый. Выставка картин всех направлений // Филонов П. Аналитическое искусство. Сделанные картины. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2020. С. 373–375.
Соколова 2015 – Соколова О. В. Дискурсы активного воздействия: теория и типология: дис. … д-ра филол. наук. М., 2015.
Филонов 2020 – Филонов П. Декларация мирового расцвета // Филонов П. Аналитическое искусство. Сделанные картины. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2020. С. 39–43.
Derrida 1987 – Derrida J. The Truth in Painting. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
Margolis 1965 – Margolis D. The Language of Art and Art Criticism. New Jersey: Prentice Hall, 1965.
Rule, Levine 2012 – Rule A., Levine D. International Art English: on the rise – and the space – of the art-world press release. Triple Canopy, 2012. URL: https://publishingforum.wordpress.com/2013/02/13/international-art-english/ (accessed: 30.06.2025).
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 44 — 57
Скачиваний: 69









