Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Метафора как инструмент лингвосемиотической интерпретации в музыкально-образовательном дискурсе
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Метафора как инструмент лингвосемиотической интерпретации в музыкально-образовательном дискурсе

Ермоленкина Лариса Ивановна, Ито Фуки

DOI: 10.23951/2312-7899-2025-4-79-99

Информация об авторе:

Ермоленкина Лариса Ивановна, Томский государственный педагогический университет. Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории языка и методики обучения русскому языку. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: arblar2004@rambler.ru Ито Фуки, Университет Курасики Сакуё. Ассистент музыкального факультета, ассистент педагогического факультета, переводчик. Tamashima-Nagao, 3515, Курасики, 710-0292, Япония. E -mail: sala.virtu.7007@gmail.com

Рассматривается роль метафоры в организации эффективного академического диалога субъектов музыкально-образовательного дискурса, формируемого на пересечении институциональных систем искусства и образования в условиях межкультурного взаимодействия. Задачи работы связаны с анализом факторов, регламентирующих профессиональное взаимодействие субъектов дискурса, и описанием роли метафоры как ключевого когнитивно-языкового инструмента обучения русскому языку как иностранному в профессиональной сфере музыки. Методологическая база исследования строится на дискурсивном подходе к анализу институционально обусловленной коммуникации и на теории концептуальной метафоры, рассматриваемой в качестве механизма лингвосемиотической интерпретации в процессе языкового обучения. Эмпирическую базу работы составили видеозаписи занятий по исполнительскому мастерству, проводимые преподавателями Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского для японских студентов Университета Сакуё (г. Курасики). Особые условия профессионального общения в этом случае заключаются в необходимости освоить в короткие сроки русский язык (объем языковой подготовки – 58 семестровых часов в течение двух лет). В работе обосновывается положение о том, что обучение языку с активным включением метафорической лексики, текстов, построенных на интерпретации метафор и метафорических моделей, способствует активизации творческого мышления, установлению необходимых для музыкантов связей между музыкальной подготовкой и языковой, а также снятию этнокультурных барьеров. Метафорические выражения, типичные для академического общения, выполняют не только интерпретационную, но и мотивационную функцию, способствуя формированию когнитивных моделей восприятия музыки и освоению языка-посредника. Метафора рассматривается как когнитивная и коммуникативная универсалия, обеспечивающая успешность диалога и моделирование образной системы на стыке культурных и семиотических кодов. Научная новизна работы заключается в обосновании метафоры как ключевого ресурса межсемиотического перевода, интегрирующего языковое и музыкальное мышление в образовательной практике.

Ключевые слова: музыкально-образовательный дискурс, метафора, лингвокогнитивная функция моделирования, интерпретационный потенциал метафоры

Библиография:

Байсултанова и др. 2024 – Байсултанова К. Ш., Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 3. С. 37–57.

Бонфельд 2006 – Бонфельд М. Ш. Музыка: язык, речь, мышление. СПб.: Композитор, 2006.

Владимирова 2007 – Владимирова Т. Е. Призванные в общение: русский дискурс в межкультурной коммуникации. М.: КомКнига, 2007.

Гвоздевская 2015 – Гвоздевская Г. А. Японская традиционная система музыкального обучения и перспективы её использования в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 264–270.

Горбулёва 2024 – Горбулёва М. С. Семиотический оптимум и цвет: контекстуальные вызовы в образовательных технологиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 297–301. doi: 10.17223/1998863Х/82/27

Горбулёва, Мелик-Гайказян 2024 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В. Визуализация специфики философского мировоззрения: обнаружение семиотического оптимума в подборке иллюстративного материала к открытой лекции // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 1 (39). С. 143–166.

Елистратова 2003 – Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности: дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2003.

Иссерс 2015 – Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: Ленанд, 2015.

Калашникова 2006 – Калашникова Л. В. Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности (на материале художественных текстов): дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2006.

Китадзава 2020 – Китадзава М. Звук как метафора. Киото: Изд-во Киотского ун-та. 2020.

Лакофф, Джонсон 2004 – Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Лотман 2000 – Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.

Мелик-Гайказян 2024 – Мелик-Гайказян И. В.Семиотический оптимум: новый концепт для мысленных экспериментов с информацией // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 302–315. doi: 10.17223/1998863X/82/28

Ортега-и-Гассет 1991 – Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 93–112.

Первушина 2024 – Первушина Н. А. Педагогическая биоэтика: область применения «семиотического оптимума» в условиях цифровизации образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 316–321. doi: 10.17223/1998863Х/82/29

Резанова 2007 – Резанова З. И. Метафора в лингвистическом тексте: типы функционирования // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2007. № 1. С. 18–29.

Ткачева 2007 – Ткачева Е. Е. Музыкальное мышление – способ формирования личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 21 (51). С. 302-308.

Черемисин 2004 – Черемисин А. М. Музыкально-коммуникативное событие: факторы формирования музыкального дискурса: дис. … канд. филос. наук. Тамбов, 2004.

Чернявская 2009 – Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие. М.: Либроком, 2009.

Чудинов 2008 – Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование метафоры в текстах СМИ // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. М.: Акад. проект; Альма Матер, 2008. С. 419–436.

Якупов 1995 – Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления): автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 1995.

Clark 2005 – Clark H. On Stochastic Grammar // Language. 2005. № 81. P. 23–56.

Fauconnier, Turner 2008 – Fauconnier G., Turner M. Rethinking Metaphor // The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought / ed. R.W. Gibbs, Jr. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 53-66. URL: https://library.mibckerala.org/lms_frame/eBook/Language%20and%20Theology/Metaphor/Gibbs%20-%20The%20Cambridge%20Handbook%20of%20Metaphor%20and%20Thought%20(CUP).pdf (accessed: 17.04.2025).

Hanslick 1854 – Hanslick E. Vom Musikalisch Schönen. Leipzig; Rudolph Weigel, 1854. URL: http://www.koelnklavier.de/quellen/hanslick/_index.html (datum des Zugriffs: 21.04.2025).

Pickering, Garrod 2007 – Pickering M. J., Garrod S. Automaticity in Language Production in Monologue and Dialogue // Automaticity and Control in Language Processing. Hove: Psychology Press, 2007. Р. 1–20.

yermolenkina_larisa_ivanovna_79_99_4_46_2025.pdf ( 319.13 kB ) yermolenkina_larisa_ivanovna_79_99_4_46_2025.zip ( 304.83 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск №4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 79 — 99

Скачиваний: 39

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ