Многоликий түскиіз: к вопросу об иконографии казахского вышитого ковра
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-3-154-172
Вышитое настенное панно у казахов называется «түскиіз» (түскілем). Им, как правило, маркировалось самое почётное место в интерьере юрты – «төр». Он был обязательным компонентом приданого невесты. Особое место түскиіза, занимаемое им в социальном пространстве, говорит его о высоком семиотическом статусе в казахской культуре. Очевидно, что этот статус обусловлен высоким художественно-техническим уровнем түскиіза, репрезентирующим не только виртуозное исполнение вышитого изделия, но и способ кодирования, включая колористическое решение, в его изобразительной системе идей и смыслов. Түскиіз хранит в себе систему визуальных кодов, изучение которых открывает смысловые аспекты картины мира казахского традиционного общества. Казахский түскиіз и его аналоги в культурах других народов тюрко-монгольского ареала были изучены рядом исследователей, осветивших разные стороны его бытования, в том числе и в аспекте общей типологии орнаментики. Но вопрос о семиотической роли вышивки казахского түскиіза оставался открытым. В последние годы арт-рынок и частные коллекции Казахстана пополняются вышитыми панно, созданными мастерами казахских диаспор Монголии и Китая. Среди подобных вышитых изделий встречаются уникальные образцы со специфической иконографией, которые не обнаружены в музейных фондах Казахстана, не зафиксированы в каталогах и не изучены специалистами. Настоящая статья, с одной стороны, направлена на введение в научный оборот новых образцов казахских түскиізов с редко встречающимся композиционным строем, а с другой – нацелена на рассмотрение рисунка этой настенной вышивки как символического отражения представлений казахов об окружающем мире и его устройстве. Гипотезой исследования выступает мысль о том, что в иконографии казахских түскиізов, рассматриваемых как художественный текст, лежат древнейшие прототипы организации сакрального пространства, память и отголоски которых сохранились в традиционной казахской вышивке.
Ключевые слова: түскиіз, традиционный текстиль, вышивка, иконография, художественный текст, структура, композиционный строй, цвет
Библиография:
Абусеитова 2022 – Абусеитова М. Х. Казахстанское источниковедение и историография проблем диалога и сотрудничества стран Центральной Азии и Востока // Казахстанское востоковедение. 2022. № 2. С. 43–50.
Гамзатова 2009 – Гамзатова П. Р. Восточный ковер в создании сакральных пространств // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М.: Индрик, 2009. С. 219–252.
Даркевич 1960 – Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. № 4. С. 56–67.
Донгак 2012 – Донгак С. Ч. Некоторые представления тувинцев, связанные с юртой // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. № 1 (3). С. 63–67.
Касиманов 1969 – Касиманов С. Қазақ халқының кол өнері. Алматы: Қазақстан, 1969.
Каталог 2010 – Казахское народное декоративно-прикладное искусство: каталог / Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева. Алматы: Абди Компани, 2010.
Керимов 1959 – Керимов Л. Заметки художника-орнаменталиста // Декоративное искусство СССР. 1959. № 6. С. 19–20.
Кожевников 2019 – Кожевников М. Г. Пространственные иконы деисиса и ангельской литургии, образ-парадигма небесного храма // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 2 (20). С. 119–137. doi: 10.23951/2312-7899-2019-2-119-137
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, № 4. doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
Наурзбаева 2013 – Наурзбаева З. Ж. Вечное небо казахов. Алматы: СаГА, 2013.
Октябрьская, Сураганова 2010 – Октябрьская И. В., Сураганова З. К. Курак и жыртыс в традиционной казахской культуре // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2010. С. 435-438.
Оспанулы 2021 – Оспанулы Е. Этнографический атлас казахского орнамента. Шымкент, 2021.
Палагута 2020 – Палагута И. В. Орнамент как особый вид искусства // Художественная культура. 2020. № 1. С. 45–64.
Ремпель 1987 – Ремпель Л. И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1987. 190 с.
Тишина 2005 – Тишина Т. П. Якутское орнаментальное искусство // Наука и техника в Якутии. 2005. № 1 (8). С. 102–110.
Турганбаева 2020 – Турганбаева Л. Р. К проблеме изучения объемно-планировочной структуры традиционного казахского поселения // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2020. № 3 (27). С. 104–111.
Толеубаев 1991 – Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ - начало ХХ в.). Алма-Ата: Гылым, 1991. 214 с.
Царева 2010 – Царева Е. Г. Читая тускииз // Между Туркестаном и Тибетом: салары: каталог выставки. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 160–167.
Шевцова 2007 – Шевцова А. А. Казахский народный орнамент: истоки и традиции. М.: Казахская диаспора, 2007.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 154 — 172
Скачиваний: 291
Дополнительная информация: Рекомендация для цитирования: Шайгозова Ж.Н., Наурзбаева А.Б., Нехвядович Л.И.Многоликий түскиіз: к вопросу об иконографии казахского вышитого ковра // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2025. № 3. С. 154–172. DOI : 10.23951/2312-7899-2025-3-154-172 For citations: Shaygozova, Z. N., Naurzbayeva, A. B., Nekhvyadovich, L. I. (2025). The many faces of tuskiiz: On the iconography of the Kazakh embroidered carpet. ΠΡΑΞΗMΑ. Problemy vizual'noy semiotiki – ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, 3, 154–172. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2025-3-154-172 (In Russian). Статья подготовлена в рамках гранта Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН AP23488164 «Традиционное и современное искусство Казахстана в фокусе визуальных исследований: иконография, семиотика и дискурс». The article was prepared under the grant of the Committee of Science of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan IRN AP23488164 "Traditional and Contemporary Art of Kazakhstan in the Focus of Visual Studies: Iconography, Semiotics and Discourse".









