Что есть нарратив: дискурсивные аспекты выставочного повествования
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-3-121-153
Статья посвящена определению распространённых в современной русскоязычной литературе представлений о понятии «нарратив» при обсуждении экспозиционной деятельности в сфере искусства. В рамках выбранного подхода условная выставка методологически рассматривается как продукт деятельностной активности кураторов, арт-менеджеров или иных организаторов проекта. Посвящённые экспозиционным практикам тексты представляются в качестве продукта авторского познавательного процесса. Допускается возможность применения семиотической оптики, позволяющей соотносить выставку с определенного рода коммуникативной знаковой системой, потенциально способной передавать определенный тип информационного сообщения. Делается вывод о повышении степени полисемантичности и многозначности трактовок повествования в результате усложнения структуры вербально-пространственных компонентов современных экспозиций. На основе предложенной выборки из 134 русскоязычных текстов, в которых выставочные проекты описываются с привлечением нарративной терминологии, с помощью метода распредмечивания из существующих интерпретационных представлений отделяется совокупность дискурсивных элементов, подаваемых изначально в формате объективного знания о рассматриваемом понятии. Подобного рода познавательные установки могут быть контекстуальными, методологическими, психофизиологическими, философскими, социальными, культурными, мифологическими, религиозными и естественнонаучными, презентоваться читателю текста в явной форме или оставаться скрытыми. Систематизация авторских установок осуществляется в статье путём последовательного распределения эпитетов, метафор и иных форм сочетаний со словом «нарратив» по слоям комплексной предметоформирующей позиции (от наиболее до наименее проявленных в материале). Уточняются частота упоминания повествовательных аспектов при описании выставок произведений искусства, ситуационная вариативность употребления понятия «выставочный нарратив» и представляются варианты прояснения его интерпретационного содержания. С учётом понимания первоначального характера связей между продуцируемыми текстами и спецификой процесса познания абстрактного термина в статье формируется онтологическая схема понятия «выставочный нарратив». Полученные результаты могут быть использованы исследователями в качестве инструмента для объективного сопоставления между собой «распредмеченных» подобным образом текстов. Расширение возможностей анализа нарратива посредством строгой формально-логической организации существующего знания является потенциальным направлением для дальнейшего исследования всей амплитуды возможных аспектов выставочного повествования.
Ключевые слова: выставочный нарратив, распредмечивание, выставка, искусство, нарратив, текст, нарратология
Библиография:
Бирюкова, Никонова 2022 – Бирюкова М. В., Никонова А. А. Искусство как идея и концепт: к проблеме прочтения кураторских проектов // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 1 (46). С. 18–35. doi: 10.52173/2079-1100_2022_1_18
Бирюкова, Чумис 2022 – Бирюкова М. В., Чумис А. Е. Актуализация искусства нонконформизма в современных музейных проектах // Музей. Памятник. Наследие. 2022. № 1 (11). С. 141–149.
Грицанов и др. 2002 – Грицанов А. А., Румянцева Т. Г., Можейко М. А. История философии: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
Кипяткова 2021 – Кипяткова Е. В. Выставка как Gesamtkunstwerk: кураторский нарратив против эстетической автономии произведения искусства // Второй российский эстетический конгресс: тез. докл. участников. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. С. 256–258.
Коренева 2015 – Коренева А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10, № 1. URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/t10v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.pdf
Личагина 2024 – Личагина А. П. Нарратологический алгоритм в схемах анализа выставочного повествования // Артикульт. 2024. № 4 (56). С. 5–18. doi: 10.28995/2227-6165-2024-4-5-18
Лотман 2002 – Лотман Ю. –М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
Маслов 2020 – Маслов E. C. Что такое нарратив? Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020.
Матвеева 2010 – Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Обдалова, Левашкина 2019 – Обдалова О. А., Левашкина З. Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332–348. doi: 10.17223/19996195/48/21
Старовойтова 2019 – Старовойтова И. А. Нарративный подход к созданию выставок как способ коммуникации музея с экскурсантами // Мир русского слова. 2019. № 3. С. 105–107. doi: 10.24411/1811-1629-2019-13105
Тюпа 2020 – Тюпа В. И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32–54.
Хаминова, Зильберман 2014 – Хаминова А. А., Зильберман Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.
Штейн 2020 – Штейн С. Ю. Матрица гуманитарной науки: методологический трактат. М.: РГГУ, 2020.
Юй 2022 – Юй В. Нарративная стратегия выставок на тему «Красного Китая»: на примере выставки «столетие со дня основания коммунистической партии Китая» // Философия и культура. 2022. № 7. С. 117–123. doi: 10.7256/2454-0757.2022.7.38400
Bal 2017 – Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 2017.
Barthes 1966 – Barthes R. Introduction à l'analyse structurale des récits // Communications, Recherches sémiologiques: l'analyse structurale du récit. 1966. № 8. P. 1–27.
Boyd et al. 2020 – Boyd R. L., Blackburn K. G., Pennebaker J. W. The narrative arc: Revealing core narrative structures through text analysis // Science Advances. 2020. Vol. 6 (32). P. 1–9. doi:10.1126/sciadv.aba2196
Broden 2022 – Broden T. John Pier (ed.), Contemporary French and Francophone Narratology // Actes Sémiotiques. 2022. № 126. URL: https://www.unilim.fr/actes-semiotiques/7518
Centineo 2023 – Centineo S. A Dimensionless Narrative. From Exhibition Design to the Art of Display // Duarte E., Di Roma A. (eds) Developments in Design Research and Practice II: Best Papers from the 11th Senses and Sensibility 2021: Designing Next Genera(c)tions. Cham: Springer, 2023. P. 57−69. doi: 10.1007/978-3-031-32280-8_5 (Springer Series in Design and Innovation; Book 31).
Chaumier, Chare 2020 – Chaumier S., Chare N. Writing and the Exhibition: The Structures of Museum Revolutions // Canadian Art Review. 2020. Vol. 45 (1). P. 22–35.
Cicero 1942 − Cicero. On the Orator: Books 1−2. Cambridge: Harvard University Press, 1942.
Nachtergael 2021 – Nachtergael M. Narrations curatoriales. Écritures de l’exposition, fictions et récits dans l’art contemporain // Captures. Figures, théories et pratiques de l'imaginaire. 2021. Vol. 6. № 2. P. 1−13. doi: 10.7202/1088410ar
Oudsten 2016 – Oudsten F. Space. Time. Narrative: The Exhibition as Post-Spectacular Stage. New York: Routledge, 2016.
Todorov 1969 – Todorov T. Grammaire du Décaméron. Hague-Paris: Mouton, 1969.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 121 — 153
Скачиваний: 242
Дополнительная информация: Рекомендация для цитирования: Личагина А.П. Что есть нарратив: дискурсивные аспекты выставочного повествования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2025. № 3. С. 121–153. DOI : 10.23951/2312-7899-2025-3-121-153 For citations: Lichagina,A. P.What is narrative: Discursive aspects of exhibition storytelling. ΠΡΑΞΗMΑ. Problemy vizual'noy semiotiki – ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, 3, 121–153. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2025-3-21-153 (In Russian).









