Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Детская субкультура как социокультурный контекст социализации подрастающего поколения XXI века: семиотика и феноменология
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Детская субкультура как социокультурный контекст социализации подрастающего поколения XXI века: семиотика и феноменология

Вархотов Тарас Александрович, Изотова Елена Ивановна, Бурлакова Ирина Анатольевна

DOI: 10.23951/2312-7899-2025-3-9-32

Информация об авторе:

Вархотов Тарас Александрович, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Москва, 119991, Россия. Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета. Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. Ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, Москва, 119121, Россия. Ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования E-mail: varkhotov@gmail.com Изотова Елена Ивановна, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. Ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, Москва, 119121, Россия. Кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией дошкольного образования. Московский педагогический государственный университет. Ул. Госпитальный Вал, д. 4, Москва, 105005, Россия. Заведующий кафедрой возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии. E-mail: teoretic@mail.ru Бурлакова Ирина Анатольевна, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка. Ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, Москва, 119121, Россия. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития дошкольного образования. Московский государственный психолого-педагогический университет. Ул. Сретенка, д. 29, Москва, 127051, Россия. Профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой». E-mail: iaburlakova@mail.ru

Представлен междисциплинарный подход к изучению одного из самых ярких социальных явлений – детской субкультуры. Рассматриваются ее социологические культурологические, психологические и педагогические аспекты. Приводится обоснование стратификации культуры в различных научных школах, концептуализируются понятия «субкультура» и «контркультура», дается определение «детской субкультуры» как самоорганизующейся по принципу возрастной стратификации. Авторы иллюстрируют образную репрезентацию субкультурных полей дошкольного детства статистическими данными о доступности интернет-сети пользователям дошкольного возраста и ранжировании ими предпочитаемых, значимых персонажей мультипликационных фильмов, а также результатами исследований влияния медиаконтента, в частности мультипликационной и кинематографической продукции, на психическое развитие и здоровье детей.

Ключевые слова: детская субкультура, стратификация, семиотика, визуальный образ, феноменология

Библиография:

Абраменкова 2000 – Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. 416 с.

Аминова 2013 – Аминова А. В. К вопросу о термине «субкультура» // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 113–118.

Беляев, Беляева 2002 – Беляев И. А., Беляева Н. А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность: сб. науч. ст. Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. Вып. 3. С. 5–8.

Бурлакова и др. 2021 – Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Парадоксы современной детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 2021. № 2. С. 2–7.

Валявко, Аверьянова 2010 – Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: междунар. практ. конф., посвящ. Году Учителя. Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. С. 239–249.

Гидденс 2005 – Гидденс Э. Социология. 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2005.

Гогоберидзе 2003 – Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы II Междунар. конгресса / под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Ритм, 2003. С. 100–101.

Гуревич 2007 – Гуревич П. С. Субкультура // Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 2. С. 601–602.

Гусельцева, Изотова 2019 – Гусельцева М. С., Изотова Е. И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2019.

Изотова 2011 – Изотова Е. И. Социализация и индивидуализация детей и подростков в субкультурном пространстве // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные решения. 2011. № 4 (13). С. 61–75.

Изотова 2022 – Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов: в 2 ч. М.: Юрайт, 2022. Ч. 1. (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/498845

Клопотова 2017 – Клопотова Е. Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9, № 1. C. 96–105.

Корешкова и др. 2014 – Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой учёный. 2014. № 21.1 (80.1). С. 179–182.

Котляр (Корепанова), Соколова 2013 – Котляр (Корепанова) И. А., Соколова М. В. Детская площадка как предмет психологического исследования // У истоков развития: сб. науч. ст. М.: Изд‐во МГППУ, 2013.

Матвеева и др. 2019 – Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В., Макалатия А. Г. Восприятие детьми дошкольного и младшего школьного возраста образов героев отечественных и зарубежных мультфильмов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 2. С. 105–123.

Мельвиль, Разлогов 1981 – Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.: Искусство, 1981.

Мертон 2006 – Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006.

Мид 1988 – Мид М. Культура и мир детства. М.: Мысль, 1988.

Осорина 2017 – Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2017. 304 с.

Пасечникова 2017 – Пасечникова С. П. Понятие субкультуры и основные подходы к её изучению // Аллея науки. 2017. Т. 3, № 10. С. 151–164.

Рубцова и др. 2021 – Рубцова О. В., Клопотова Е. Е., Смирнова С. Ю., Сорокова М. Г. К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 11–12 ноября 2021 г. / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 26–35.

Смирнова и др. 2014 – Смирнова Е. О., Соколова М. В., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 4. С. 27–36.

Смирнова и др. 2022 – Смирнова С. Ю., Клопотова Е. Е., Рубцова О. В., Сорокова М. Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 2. С. 177–193.

Соколова 2011 – Соколова М. В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 2. С. 68–74.

Стоунквист 2015 – Стоунквист Э. В. Маргинальный человек // Чикагская социология: сб. переводов / сост. и пер. В. Г. Николаев. М.: ИНИОН РАН, 2015. C. 265–299.

Стрелкова 2013 – Стрелкова О. В. Детская субкультура как компонент социального развития старших дошкольников // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 91–99.

Allender 2022 – Allender T. Spatiality, Semiotics and the Cultural Shaping of Children: The Boarding School Experience in Colonial India, 1790‒1955 // Global Perspectives on Boarding Schools in the Nineteenth and Twentieth Centuries. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 191–211.

Ardener 1975 – Ardener S. Perceiving Women. London: Malaby Press, 1975.

Bell 2010 – Bell A. The Subculture Concept: A Genealogy // International Handbook of Criminology / S. G. Shoham, P. Knepper, M. Kett (eds.). Boca Raton, FL: CRC Press, 2010.

Benvenga 2022 – Benvenga L. Hip-hop, identity, and conflict: Practices and transformations of a metropolitan culture // Frontiers in Sociology. 2022. V. 7. Art. 993574.

Blackburn 2024 – Blackburn A. L. Dragging Music: Towards a Queer Socio-Cultural Semiotics // Journal of the Royal Musical Association. 2024. V. 149 (1). P. 1‒21.

Blackman 2014 – Blackman S. J. Subculture theory: an historical and contemporary assessment of the concept for understanding deviance // Deviant Behavior. 2014. V. 35 (6). P. 496‒512.

Cohen 1955 – Cohen A. K. Delinquent Boys: The Culture of the Gang. Glencoe: The Free Press, 1955.

Dillon, Ali 2024 – Dillon A. M., Ali T. Collage-based narratives of mothers of third culture kids: the in-between space of transnational families in the UAE // Frontiers in Sociology. 2024. V. 9. Art. 1497479.

Habib, Soliman 2015 – Habib K., Soliman T. Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior // Open Journal of Social Sciences. 2015. № 3. P. 248‒264.

Higgins et al. 2022 – Higgins E. M., Swartz K., Roberts A. How conflict ‘bleeds over’for correctional staff: Exploring work-family conflict through correctional subculture // Journal of Crime and Justice. 2022. V. 45 (1). P. 87‒102.

Jenkins 1998 – Jenkins H. (ed.) The Children’s Culture Reader. New-York and London: New York University Press, 1998.

Orbe 1996 – Orbe M. Laying the foundation for co-cultural communication theory: An inductive approach to studying “non-dominant” communication strategies and the factors that influence them // Communication Studies. 1996. V. 47 (3). P. 157–176.

Palmer 1928 – Palmer V. Field Studies in Sociology: A Student's Manual. Chicago: University of Chicago Press, 1928.

Schiermer 2024 – Schiermer B. Collective and material embeddedness: a critique of subcultural studies and a new perspective // Journal of Youth Studies. 2024. V. 27 (8). P. 1112‒1133.

varkhotov_taras_aleksandrovich_9_32_2_44_2025.pdf ( 899.67 kB ) varkhotov_taras_aleksandrovich_9_32_2_44_2025.zip ( 818.27 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск №3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 9 — 32

Скачиваний: 282

Дополнительная информация: Рекомендация для цитирования: Вархотов Т.А., Изотова Е.И., Бурлакова И.А. Детская субкультура как социокультурный контекст социализации подрастающего поколения XXI века: семиотика и феноменология // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2025. № 3. С. 9–32. DOI : 10.23951/2312-7899-2025-3-9-32 For citations: Varkhotov, T. A., Izotova E. I., & Burlakova, I. A. (2025). Children's subculture as a socio-cultural context of socialization of the 21st-century younger generation: Semiotics and Phenomenology. ΠΡΑΞΗMΑ. Problemy vizual'noy semiotiki – ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, 3, 9–32. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2025-3-9-32 (In Russian). Статья подготовлена в рамках исполнения Государственного задания № 124031200082-5 от 12.03.2024 по теме научно-исследовательской работы «Феноменология современной детской субкультуры (междисциплинарное исследование, включающее социологические, культурологические, психологические и педагогические аспекты)». The article was prepared in the framework of State Assignment No. 124031200082-5 dated March 12, 2024, on the topic of the scientific research project "Phenomenology of Contemporary Children's Subculture (interdisciplinary research, including sociological, cultural, psychological and pedagogical aspects)"

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ