Репрезентация детства в школьной драматургии эпохи Реформации
DOI: 10.23951/2312-7899-2025-1-38-69
Рассматривается репрезентация детства в школьной драматургии эпохи Реформации. Автор исходит из представления, что данный тип источников может быть проанализирован не только в контексте семейного дискурса конфессиональной дидактики. Драматические тексты должны рассматриваться в контексте детской иконографии эпохи Реформации (поскольку драматические тексты подразумевали постановку, т.е. визуальный пласт), педагогической практики (поскольку на сцене играли школьники) и, наконец, как феномен детской литературы (в первую очередь именно эпизоды с участием детских персонажей). В центре анализа находится творчество евангелических литераторов, которые в своих произведениях придавали большое значение детским персонажам в контексте библейских сюжетов: это драмы Сикста Бирка, Пауля Ребхуна, Иоахима Грефа, Теодора де Беза, Георга Ролленхагена, Мельхиора Нейкирха и Германа Хаберера. В ходе анализа автор делает ряд наблюдений. Во-первых, показано, что для визуальной дидактики эпохи Реформации был характерен образ любящей семьи. Частый мотив – этапы взросления детей и роль родителей в воспитании и заботе о детях. Во-вторых, рассмотрев сценические образы детей в контексте школьной театральной практики, были сделаны выводы о том, какие учащиеся принимали участие в постановках. Выпускники второго этапа образования (латинских гимназий) исполняли роли главных персонажей, юношества и взрослых, то есть людей зрелых. Для второстепенных ролей были задействованы учащиеся младшего возраста, в том числе ученики и ученицы начальной школы. Они исполняли и роли детей, причём наблюдение устанавливает, что детские персонажи были представлены разными возрастами. Из этого сделан вывод, что целью педагогов эпохи Реформации было вовлечь в театральные практики максимальное число детей и дать учащимся посильные возрастные задачи. В-третьих, были рассмотрены эпизоды с участием детей в контексте детской наставительной литературы. Совпадая в общих посылах обращённого к детям наставления, авторы библейской драматургии были весьма ограничены исходным материалом, однако старались в своём назидании указать на последствия тех или иных поступков. Из всего корпуса проанализированных текстов выделяется эпизод о конфликте двух мальчиков из драмы «Авраам» Германа Хаберера. В этом произведении преодолён сухой дидактизм, характерный для назидательной литературы того времени, что делает возможным сопоставление текста Германа Хаберера с текстами детской литературы ХIХ–ХХ столетий. В целом проведённый анализ, основанный на сопоставлении текстовых и визуальных источников, позволяет увидеть многоаспектность детского дискурса в эпоху Реформации, наблюдать вхождение в качестве моральной нормы необходимости тёплого и заботливого отношения к детям, усмотреть становление педагогической мысли и возрастной педагогики и, наконец, оценить художественное качество произведений для детского чтения.
Ключевые слова: школьный театр, евангелическая драматургия, идентичность, семья, город, ребёнок, Каин, Авель, Исаак, Иосиф, Сусанна, Даниил
Библиография:
Воробьева, Митченко 2022 – Воробьева Л. Б., Митченко З. В. Социокультурный феномен детства в аспекте этнопедагогики // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 1. С. 288–292.
Гис, Гис 2002 – Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века. М.: РОССПЭН, 2002.
Доронина 2021 – Доронина С. Г. Философское исследование феномена детства: проблемы и перспективы // Социум и власть. 2021. № 1 (87). С. 127–137.
Калверт 2009 – Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900. М.: Новое Литературное Обозрение, 2009.
Корзо 2021 – Корзо М. А. Школьный учебник и детские книги для чтения XVII – начала XIX в. о воспитании добродетельного человека: избранные примеры // Дети и детство в истории культуры: современный междисциплинарные исследования. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2021. С. 38–48.
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, № 4. doi:10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
Мойса, Ростиславлева 2021 – Мойса А. А., Ростиславлева Н. В. Лютер и Кранах: изобразительное искусство в рамках немецкой Реформации // Преподаватель ХХI век. 2021. № 1-2. С. 257–269.
Лурье 2013 – Лурье З. А. Первомученик Стефан в агиографической традиции Средневековья и раннего Нового времени // Религия. Церковь. Общество: исследования и публикации по теологии и религии / под. ред. А. М. Прилуцкого. СПб.: Светоч, 2013. Вып. 2. С. 185–207.
Лурье 2019 – Лурье З. А. «Ева» Сикста Бирка как педагогический текст // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 2019. С. 278–284
Лурье 2021a – Лурье З. А. Основные принципы протестантской дидактической книги: особенности формирования образа человека // Образовательные пространства и антропопрактики города / под ред. В.К. Пичугиной. М.: Аквилон, 2021. C. 106–129.
Лурье 2021b – Лурье З. А. Патриарх Авраам в сценическом и городском пространстве раннего Нового времени // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Вып. 11 (97): Границы медиевистики и безграничное Средневековье. doi: 10.18254/S207987840012808-7
Лурье 2022 – Лурье З. А. Театр в педагогике Филиппа Меланхтона // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 157–167.
Лурье 2023 – Лурье З. А. Листая альбом А. Н. Немилова «Лукас Кранах»: художник и Реформация // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени. 2023. № 7 (1). С. 199–210.
Лютер 1994 – Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой: О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы (1524) // Лютер М. Избранные произведения / сост. А. П. Андрюшкин. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 164–184.
Машевская 2015 – Машевская С. М. Очерки по истории детской театральной деятельности. М.: Совпадение, 2015.
Надъярных, Уракова 2016 – Надъярных М., Уракова А. От составителей // Детство в англо-американском литературном сознании XVII–XX вв. М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 5–11.
Полякова 2022 – Полякова М. А. Гуманистический и протестантский подходы к женскому образованию в ΧVI в. // Историко-педагогический журнал. 2022. № 2. С. 91–100.
Полякова, Лурье 2023 – Полякова М. А., Лурье З. А. «Краткое наставление» Ульриха Цвингли о христианском образовании и воспитании: вступительная статья, перевод и комментарий // Религия. Церковь. Общество: исследования и публикации по теологии и религии / под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб.: Скифия-принт, 2023. Вып. 12. С. 302–327.
Прокопьев 2002 – Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648. СПб.: Гуманит. Акад., 2002.
Ревякина, Девятайкина 2020 – Ревякина Н. В., Девятайкина Н. И. От Средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя итальянского Возрождения (XIV–XV вв.). М.: Росспэн, 2020.
Ромашина 2021 – Ромашина Е. Ю. Дети и детство в истории культуры // Педагогика. 2021. Т. 85, № 3. С. 122–127.
Стеценко 2016 – Стеценко Е. А. Детский и взрослый миры в дилогии Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» // Детство в англо-американском литературном сознании XVII–XX вв. М.: ИМЛИ РАН, 2016. C. 156–177.
Толстова, Иванов 2023 – Толстова Е. В., Иванов В. А. Мысли Мартина Лютера об игре в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023. № 1 (118). С. 180–187.
Хорт 2022 – Хорт А. С. «Драматургия власти», или руководство по идеологическому воспитанию в цикле иллюстраций к пьесе Иоганна Рассела «Игра о воспитании детей» // Исторические исследования. 2022. № 17. С. 101–118.
Юрьева 2023 – Юрьева А. В. Пространство детского мира: проблема трансформации // Дискурс. 2023. Т. 9. № 4. С. 5–19.
Arnold 1996 – Arnold K. Familie – Kindheit – Jugend // Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte / Hrsg. von N. Hammerstein, A. Buck. Bd. 1: 15. bis 17. Jahrhundert. Von der Renaissance und der Reformation bis zum Ende der Glaubeskämpfe. München: Beck, 1996. S. 135–152.
Brunner 1980 – Brunner O. Das ganze Haus und die alteuropäische „Ökonomik“ // Neue Wege de Verfassungs- und Sozialgeschichte. Götingen: Vandenhoeck, 1990. S. 103–127.
Brüggemann, Brunken 1987 – Brüggemann Th., Brunken O. Handbuch zur Kinder- und Jugendliteratur: Vom Beginn des Buchdrucks bis 1570. Stuttgart: Metzler, 1987.
Ehrstine 2002 – Ehrstine G. Theater, culture, and community in Reformation Bern, 1523–1555. Leiden: Bril, 2002.
Fecher 1840 – Fecher D. A. Thomas und Felix Platter: 2 Autobiographieen. Ein Beitrag zur Sittengeschichte des XVI. Jahrhunderts / Hrsg. von D. A. Fechter. Basel: Seul u. Mast, 1840.
Füssel 2009 – Füssel M. Fest – Symbol – Zeremoniell. Grundbegriffe zur Analyse höfischer Kultur in der Frühen Neuzeit // Soziale und ästatische Praxis der höfischen Fest-Kultur im 16. und 17. Jahrhundert / Hrsg. von K. Dickhaut. Wiesbaden: Harrassowitz, 2009. S. 31–53.
Hess 2005 – Hess D. Mit Milchbrei und Rute: Familie, Schule und Bildung in der Reformationszeit. Nürnberg: Verlag des Germanischen Nationalmuseums, 2005.
Higginbotham, Johnston 2018 – Higginbotham J., Johnston M. A. Queering Childhood in Early Modern English Drama and Culture. Palgrave Macmillan, 2018.
Hilliard 1989 – Hilliard M. W. To sacrifice a child: The development of a theme in medieval and Renaissance drama. Tennessee: University of Tennessee, 1989.
Kaufmann 2006 – Kaufmann Th. Konfession und Kultur: Lutherischer Protestantismus in der zweiten Hälfte des Reformationsjahrhunderts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2006.
Kindermann 1986 – Kindermann H. Das Theaterpublikum der Renaissance. Salzburg: Müller, 1986. Bd 2.
Kolb 1987 – Kolb R. Teaching the Text the Commonplace Method in Sixteenth Century Lutheran Biblical Commentary // Bibliothèque d' Humanism eet Renaissance. 1987. Vol. 49 (3). P. 571–585.
Lamb 2009 – Lamb E. Performing Childhood in the Early Modern Theatre: The Children's Playing Companies (1599–1613). New York: Palgrave Macmillan, 2009.
Lorenz 2014 – Lorenz N. The functional Shift of Violence in Reformation Theater in Saxony // Power and Violence in Medieval and Early Modern Theater / ed. C. Dietl. Göttingen: V&R unipress, 2014. P. 195–214.
Metz 2013 – Metz D. Das protestantische Drama: Evangelisches geistliches Theater in der Reformationszeit und im konfessionellen Zeitalter. Köln: Bohlau Verlag, 2013.
Ozments 1983 – Ozments S. Untersuchung zum Familienleben der Reformationszeit. London, 1983.
Parente 1997 – Parente A. J. Religious Drama and the Humanist Tradition: Christian Theater in Germany and in the Netherlands 1500–1680. Leiden; New York: E.J. Brill, 1997.
Salvarani 2019 – Salvarani L. Oporinus’ Dramata Sacra anthology (Basel, 1547): a historical and educational reading // Religion. Church. Society: Research and Publications in the Field of Theology and Religious Studies. 2019. Is. 8. Р. 160–183.
Schöpflin 2010 – Schöpflin K. Susanna’s career in Reformation drama: A reception-historical perspective with an outlook on fine art // Deuterocanonical Additions of the Old Testament Books / ed. by G. G. Xeravits, J. Zsengellér. Berlin; New York: De Gruyter, 2010. S. 198–213.
Schrand 1992 – Schrand P. Frau und Ehe im biblischen Drama der Reformationszeit: Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie. Osnabruck, 1992.
Schreckenberg, Schubert 1992 – Schreckenberg H., Schubert K. Jewish Traditions in Early Christian Literature. Leiden: Brill, 1992.
Sheffler 2008 – Sheffler D. L. Schools and Schooling in Late Medieval Germany, Regensburg 1250–1500. Leiden: Brill, 2008.
Stone 1964 – Stone L. The Educational Revolution in England 1560–1640 // Past and Present. 1964. Vol. 28. P. 41–80.
Tiemann·2020 – Tiemann·M. Josef und die Frau Potifars im populärkulturellen Kontext: Transkulturelle Verflechtungen in Theologie, Bildender Kunst, Literatur, Musik und Film. Wiesbaden: Springer, 2020.
Timmermann 1986 – Timmermann W. Theaterspiel als Medium evangelischer Verkündigung. Zu Aussage und Funktion der Dramen Paul Rebhuns // Archiv für Kulturgeschichte. 1986. Bd. 66. S. 117–158.
Tschopp 2010 – Tschopp S. S. Protestantisches Schultheater und reichsstädtische Politik: Die Dramen des Sixt Birck // Humanismus und Renaissance in Augsburg: Kulturgeschichte Einer Stadt Zwischen Spätmittelalter Und Dreißigjährigem Krieg / Hrsg. von G. M. Müller. Berlin: Walter de Gruyter, 2010. S. 187–215.
Waschof 2007 – Washof W. Die Bibel auf der Bühne: Exempelfiguren und protestantische Theologie im lateinischen und deutschen Bibeldrama der Reformationszeit. Münster: Rhema-Verlag, 2007.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 38 — 69
Скачиваний: 58