Разработка визуализаций и метод Phenomenon-Based Learning: опыт интеграции в преподавании физики
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-4-100-118
Представлены результаты пилотного исследования, проведенного для получения опыта интеграции разных методов обучения. Релевантность позиций визуальной семиотики для решения этой задачи определяет не столько разработка самих визуализаций, сколько один из принципов метода Phenomenon-Based Learning (PhBL) – контекстуальность, а также конструктивизм в качестве его идейного фундамента, что раскрывает место приложения «семиотической диагностики» для оценки пределов реализации самого метода PhBL. Исследование проводилось в четырех школах; в выполнении заданий, основанных на визуальных репрезентациях физических явлений, принимали участие в общей сложности 96 учеников 10-х классов. Оценка эффективности упомянутых методов была проведена с помощью организованного наблюдения за учебной активностью учащихся. Результаты исследования показали, что 85% учащихся отметили значительное улучшение понимания сложных физических явлений благодаря разработанным визуализациям. Проведенное исследование ограничено относительно небольшой выборкой участников и фокусом на школах определенного региона, то есть принадлежащих к конкретной системе образования. Однако, несмотря на это, выводы данного пилотного исследования свидетельствуют об эффективности осуществленной интеграции визуализаций и метода PhBL. Значимость полученного результата состоит в демонстрации потенциала визуальной семиотики для интеграции методов обучения.
Ключевые слова: визуальная семиотика, интерпретация физических явлений, образовательная деятельность, школьное обучение, интеграция методов обучения
Библиография:
Байсултанова и др. 2024 – Байсултанова К. Ш., Горбулева М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 3. С. 37–57. doi: 10.23951/2312-7899-2024-3-37-57
Горбулева, Мелик-Гайказян, Первушина 2024 – Горбулева М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 2. С. 120–144.doi:10.23951/2312-7899-2024-2-120-144
Дружинин 2024 – Дружинин А. С. Язык в эпистемологии радикального конструктивизма // Языки и культуры в эпоху глобализации: особенности функционирования, перспективы развития и взаимодействия. М.: РУДН, 2024. С. 106–111.
Жакпаев 2023 – Жакпаев К. Современная физика для учеников средней школы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 4. С. 76–78. doi: 10.18411/trnio-07-2023-24
Инишев 2020 – Инишев И. Спекулятивный медиум: материальное измерение интерпретативного опыта в герменевтической философии Гадамера // Horizon. 2020. № 9 (1). С. 44–68. doi: 10.21638/2226-5260-2020-9-1-44-68
Lotman 1990 –Lotman, Yu. M. (1990). Universe of the mind: A semiotic theory of culture (The Second World). Indiana University Press, 1990.
Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 6, № 4 (22). С. 14–27.
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, вып. 4 (114). doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1
Монастырский, Джужук 2020 – Монастырский Л. М., Джужук И. И. Условия формирования естественнонаучных смыслов в рамках обучения по программам среднего профессионального образования (на примере курса физики) // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 2–8.
Паршина 2021 – Паршина М. М. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки на примере феномено-ориентированного обучения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. № 2. С. 115–122.
Себаева 2021 – Себаева З. Современные инновационные технологии преподавания курса физики в области образования // Вестник вузов Кыргыстана. 2021. № 2. С. 125–139.
Чалмерс 2013 – Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Либроком, 2013.
Barthes 1964 – Barthes R. Rhetorique de l'image // Communications. 1964. Vol. 4. Р. 40–51.
Chervonnyy 2022 – Chervonnyy M. A. Semiotic potential of teacher education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1. P. 13–22.
Grusche 2019 – Grusche S. Phenomenon-based learning and model-based teaching: Do they match? // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1287, № 1. Art. 012066.
Eco 1976 – Eco U. Peirce's notion of interpretant // MLN. 1976. Vol. 91, № 6. P. 1457–1472.
Kress, Van Leeuwen 2020 – Kress G., Van Leeuwen T. Reading images: The grammar of visual design. Routledge, 2020. 123 р.
Mayer et al. 2009 – Mayer F. St., McPherson F. C., Bruehlman-Senecal E., Dolliver K. Why is nature beneficial? The role of connectedness to nature // Environment and Behavior. 2009. Vol. 41, № 5. Р. 607–643.
Milinskij 2024 – Milinskij A. The importance of the ability to transform formulas in the study of physics // Bulletin of Pedagogical Sciences. 2024. № 5 (3). Р. 78–84.
Piaget 1952 – Piaget J. The origins of intelligence in children // International University. 1952. Vol. 8. Р. 59–64.
Russell, Kozma2005 – Russell J., Kozma R. Assessing learning from the use of multimedia chemical visualiztion software // Visualization in Science Education. Dordrecht: Springer Netherlands, 2005. Р. 299–332.
Saurov 2021 – Saurov Y. Questions of the content, methods and techniques of forming a physical worldview // Physics in School. 2021. Vol. 14 (8). Р. 196–215.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 100 — 118
Скачиваний: 76
Дополнительная информация: Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, проект № AP15473436. This work was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan, Project No. AP15473436.