Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 09.12.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №3 Семиотический инструментарий лекции по визуальной философии: механическая утка Декарта
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Семиотический инструментарий лекции по визуальной философии: механическая утка Декарта

Марков Александр Викторович, Штайн Оксана Александровна

DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-165-190

Информация об авторе:

Марков Александр Викторович, Российский государственный гуманитарный университет. Миусская пл., д. 6, Москва, 125993, Россия. Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры кино и современного искусства. E-mail: markovius@gmail.com Штайн Оксана Александровна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Ул. Мира, д. 19, Екатеринбург, 620062, Россия. Кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры; доцент кафедры социальной философии. E-mail: shtaynshtayn@gmail.com

Преподавание истории философии требует актуализации, визуальные исследования дают особый ресурс такой актуализации. История философии должна быть представлена как изложение последовательности проблем, каждая из которых может быть смоделирована наглядно, и более сложные модели могут быть сведены к более простым и конкретным. Каждый философский тезис может быть представлен тогда как использование зрения самой философии: метафорика зрения в западной философии оказывается не только общим знаменателем методов, но семиотически оптимальным обоснованием любого нового для слушателей или для профессиональной философской аудитории метода. Использование изображений, созданных искусственным интеллектом, тогда оказывается продуктивным для такой конкретизации. В лекции показано, как история философии и науки была не только исследованием новых объектов с помощью онтологических инструментов, но и онтологизацией целых областей сознания, в том числе воображаемых. Тем самым открытие мира было и открытием зеркала своего же сознания. Декарт поставил этот эксперимент в наиболее чистом виде, создав онтологию науки. В отличие от обычных изложений новоевропейского рационализма, в которых подчеркивается приоритет экспериментальной науки над теоретическим обобщением, в лекции создается более сложная картина. Ренессансная доблесть разрушила соотнесение онтологических инструментов самообоснования человека с мирами природы и искусства, тогда как Декарт только довершил это разрушение. Но его волюнтаризм и телеология были укоренены в науке иезуитов, и развитие сначала воображения барокко, а потом и воображения просвещения разрушило и начальную самоочевидность по Декарту. Как и в эпоху Ренессанса, возникла собственная онтологическая область знаков, но только их число стало неограниченным, в отличие от небольшого набора в риторике Ренессанса, и визуальная семиотика в конце концов растворилась в романном воображении. С помощью иллюстраций, созданных искусственным интеллектом, удалось представить в лекции эти сложные перипетии воображения и создания новых онтологических областей, которые могут подрывать или упорядочивать другие области онтологии, в том числе онтологию чистого сознания. Лекция позволяет лучше понять и главную проблему онтологии как раздела философии, и информационную продуктивность визуальных знаков, создаваемых искусственным интеллектом.

Ключевые слова: рационализм, визуальные исследования, искусственный интеллект, онтологическая программа, онтология знака, эпистемология, наглядное пособие, философия куклы (куклософия)

Библиография:

Декарт 1953 – Декарт Р. Рассуждение о методе, с приложениями Диоптрика, Метеоры, Геометрия. М.: АН СССР, 1953.

Декарт 1989 – Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.

Декарт 1994 – Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.

Дидро 1991 – Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2.

Казанова 2003 – Казанова П. Мировая республика литературы. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

Киттлер 2009 – Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос; Гнозис, 2009.

Ламетри 1983 – Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Мозг–текст–культура–искусственный интеллект [1992] // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. C. 580–589.

Марион 2007 – Марион Ж.-Л. О белой теологии Декарта // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. № 1. С. 129–141.

Матурана 1996 – Матурана У. Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996.

Моретти 2014 – Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2014

Очеретяный 2013 – Очеретяный К. Хаофония: аналитика медиатела. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2013.

Петрарка 1981 – Петрарка Ф. Инвектива против врача // Эстетика Ренессанса: в 2 т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 17–26.

Погоняйло 1998 – Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: СПбГУ, 1998.

Файбышенко 2002 – Файбышенко В. Ю. Поэтическая рациональность и основания гуманитарного знания: дис. … канд. филос. наук. М., 2002.

Шартье 2006 – Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое изд-во, 2006.

Шварц 1995 – Шварц Е. Песня птицы на дне морском. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.

markov_alexander_viktorovich_165_190_3_41_2024.pdf ( 1.6 MB ) markov_alexander_viktorovich_165_190_3_41_2024.zip ( 1.54 MB )

Выпуск: 3, 2024

Серия выпуска: Выпуск №3

Рубрика: ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ

Страницы: 165 — 190

Скачиваний: 701

Для цитирования:


2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ