Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия»)
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-37-57
Продолжено обсуждение как содержания авторского концепта «семиотический оптимум», так и его применения для моделирования образовательных процессов и диагностики эффективности инноваций, вносимых в организацию этих процессов. В рамках мысленного эксперимента представлена «точка», которую предложено трактовать в качестве локуса потенциального «семиотического оптимума». «Точка» обнаружена на основе модели генерации информации. В этой точке происходит пересечение фазовых траекторий, но пересекающиеся траектории относятся к альтернативным сценариям. Данная точка оптимума создает иллюзию совпадения позиций, однако именно преодоление этой иллюзии обеспечивает основания для понимания и освоения разных позиций. Сделан вывод: условием (1), при котором эффективно изменение конфигурации в учебной аудитории, является необходимость обсуждения таких вопросов, на которые были даны альтернативные, но одинаково правильные ответы. Такая необходимость возникает при обсуждении вопросов морали и освоении студентами сути этических дилемм. Модель демонстрирует чувствительность к смене позиций (переходу из одного ареала в другой), что обнаруживает условие (2): необходимость тренинга для проактивной социализации. Эта же чувствительность обнаруживает аналогии между изменением конфигурации в аудитории и синтаксисом этических позиций, между организационным контекстом и дискурсивными стратегиями в дискуссиях. Обоснованность данной аналогии нашла подтверждение при сопоставлении авторских результатов и результатов, полученных в исследованиях в областях «язык и обучение», «язык и образование». Выяснено, что поставленная нами задача и предложенные решения актуальны для выполнения еще одного условия (3): необходимости получения опыта осознания этических различий между образовательными стратегиями и обретения навыков работы в их рамках. В качестве иллюстрации приведены примеры конфигураций. Сделан вывод о том, что применение модели генерации информации служит основой для мысленных экспериментов при проектировании занятий, в учебные цели которых входит соблюдение условий 1–3. Предложенная модель способна сыграть роль конструктора для «воспроизведения» в реальном учебном времени фрагментов интеллектуальной истории, в которых происходила смена парадигм, были созданы конкретные учения в качестве продолжения этих парадигм, а также ретроспективно проследить смену значений идей морали на устойчивых и неустойчивых траекториях социальной истории.
Ключевые слова: концептуальная модель генерации информации, се- миотическая диагностика, проактивная социализация, конфигурация учебного пространства, образовательные стратегии
Библиография:
Вархотов 2021 – Вархотов Т. А. От воображения к карте: недискурсивные основания мысленного эксперимента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 250–259.
Вархотов 2023 – Вархотов Т. А. Неконвенциональное согласие: как мы все еще мыслим вместе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 313–318.
Глазычев 1989 – Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1989.
Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2024 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 2. С. 120–144.doi: 10.23951/2312-7899-2024-2-120-144
Евдокимов, Мелик-Гайказян 2013 – Евдокимов К. Е., Мелик-Гайказян Е. В. Моделирование динамики распространения и конкуренции различных типов информации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 193–198.
Ли 1964 – Ли Х. Убить пересмешника. М.: Молодая гвардия, 1964.
Ли 2015 – Ли Х. Пойди, поставь сторожа. М.: АСТ, 2015.
Мелик-Гайказян 1995 – Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация (методологический анализ). Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 1995.
Степанова 2020 – Степанова А. С. Ян Амос Коменский и Сенека: генезис философско-образовательного проекта // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14, № 1. С. 207–214.
Alzahrani 2023 – Alzahrani F. Is It True They Negatively Engage? Mixed Method Research of Student Engagement in EFL Online Classrooms // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 41–58.
Apressyan* 2022 – Apressyan R. G. Value paradigms of character education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1. P. 5–12. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-5-12
Avendaño, Rueda, Parada-Trujillo2022 – Avendaño W. R., Rueda G., Parada-Trujillo A. E. Common Apprenticeships: Self-Perception Of Their Development In Undergraduate Business Students // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4951
Ghani, Kalsoom, Khanam 2022 – Ghani H., Kalsoom T., Khanam A. Exploring the Impact of Instructional Strategies on Moral Development of Students at College Level // Journal of Educational Research and Social Sciences Review (JERSSR). 2022. Vol. 2 (1). P. 51–62.
Giyoto et al. 2020 – Giyoto G., Anggraini N., Inderasari E., Purnomo L. A. How does “to what gender and status one talks” govern the speaker’s strategy in keeping on their conversation? // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (1). P. 166–184.
Guskova, Golubovskaya 2023 – Guskova N., Golubovskaya E. Enhancement of Academic Performance through Developing Cross-Cultural Communicative Competence: A Case Study of Students Majoring in Economics // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 76–88.
Kırmızı, Sarıçoban 2020 – Kırmızı Ö., Sarıçoban A. An investigation of the relation between pre-service EFL teachers’ emotions and their approaches to teaching // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (4). P. 1968–1986.
Komala, Vasanthi 2023 – Komala A. H., Vasanthi S. Preparedness of Student-Teachers to Life in Relation to Their Human and Social Capital Development // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 16 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5183
Lara, Vegt 2016 – Lara M. C. de, Vegt D. M. van. Parliament. XML, 2016.
Melliani et al. 2023 – Melliani M., Christian R. W., Pilenia P., Oktaria L., Simatupang D. N., Enjelia E., Yola Pradita, Munthe Y. Face the fear of falling behind in the digital age: recognizing and overcoing Fomo // Indonesian Journal of Education (INJOE). 2023. Vol. 3 (3). P. 599–621.
Musling M. N. et al. 2022 – Musling M. N., Ismail M. Z., Darmi R., Kamaruddin A. Y., Jaffar M. N. Summary of possible universal moral values in language pedagogy: a systematic review // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (1). P. 40–57.
Nie, Zheng, Huang 2022 – Nie T., Zheng Y., Huang Y. Peer attachment and proactive socialization behavior: The moderating role of social intelligence // Behavioral Sciences. 2022. Vol. 12 (9). Art. 312.
Şeker 2020 – Şeker Z. C. Attitudes of Turkish teacher candidates towards discussion // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (2). P. 993–1005.
Souigat 2023 – Souigat I. Allusions Between The Ancient Arab Lesson-And Modern Western Theorizing // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 19 (1). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5345
Tentolouris 2023 – Tentolouris F. What Can Count As Critical Academic Literacy Education? // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (3). P. 191–197.
Tikhonova, Raitskaya 2023 – Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 5–11.
Wu et al. 2024 – Wu J., Zhang L., Wang J., Zhou X., Hang C. The relation between humble leadership and employee proactive socialization: the roles of work meaningfulness and perceived overqualification // Current Psychology. 2024. Vol. 43 (8). P. 6910–6922.
Yenphech, Intanoo 2022 – Yenphech C., Intanoo K. Intercultural sensitivity and social intelligence: The Case of EFL internship undergraduate learners // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (2). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4493
Zhang, Zhang 2023 – Zhang Y., Zhang L. J. “Good for me to Leave it for Good”: A Longitudinal Study on How Emotion Labor in Teaching Contributes to a Beginning EFL Teacher's Resignation // TESOL Quarterly. 2023. doi: 10.1002/tesq.3289. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/tesq.3289
* Апресян Р. Г. признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 37 — 57
Скачиваний: 225