Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №3 Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия»)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия»)

Байсултанова Кулипа Шарипкановновна, Горбулева Мария Сергеевна, Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Первушина Нина Андреевна

DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-37-57

Информация об авторе:

Байсултанова Кулипа Шарипкановновна, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Ул. Муратбаева 200, Алматы, 050026, Казахстан. Кандидат политологических наук, профессор. E-mail: baisultan_k@mail.ru Горбулёва Мария Сергеевна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник и доцент кафедры истории и философии науки. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: praxema@tspu.edu.ru Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии науки. E-mail: melikiv@tspu.edu.ru Первушина Нина Андреевна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Научный сотрудник кафедры истории и философии науки. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: dwa@tspu.edu.ru

Продолжено обсуждение как содержания авторского концепта «семиотический оптимум», так и его применения для моделирования образовательных процессов и диагностики эффективности инноваций, вносимых в организацию этих процессов. В рамках мысленного эксперимента представлена «точка», которую предложено трактовать в качестве локуса потенциального «семиотического оптимума». «Точка» обнаружена на основе модели генерации информации. В этой точке происходит пересечение фазовых траекторий, но пересекающиеся траектории относятся к альтернативным сценариям. Данная точка оптимума создает иллюзию совпадения позиций, однако именно преодоление этой иллюзии обеспечивает основания для понимания и освоения разных позиций. Сделан вывод: условием (1), при котором эффективно изменение конфигурации в учебной аудитории, является необходимость обсуждения таких вопросов, на которые были даны альтернативные, но одинаково правильные ответы. Такая необходимость возникает при обсуждении вопросов морали и освоении студентами сути этических дилемм. Модель демонстрирует чувствительность к смене позиций (переходу из одного ареала в другой), что обнаруживает условие (2): необходимость тренинга для проактивной социализации. Эта же чувствительность обнаруживает аналогии между изменением конфигурации в аудитории и синтаксисом этических позиций, между организационным контекстом и дискурсивными стратегиями в дискуссиях. Обоснованность данной аналогии нашла подтверждение при сопоставлении авторских результатов и результатов, полученных в исследованиях в областях «язык и обучение», «язык и образование». Выяснено, что поставленная нами задача и предложенные решения актуальны для выполнения еще одного условия (3): необходимости получения опыта осознания этических различий между образовательными стратегиями и обретения навыков работы в их рамках. В качестве иллюстрации приведены примеры конфигураций. Сделан вывод о том, что применение модели генерации информации служит основой для мысленных экспериментов при проектировании занятий, в учебные цели которых входит соблюдение условий 1–3. Предложенная модель способна сыграть роль конструктора для «воспроизведения» в реальном учебном времени фрагментов интеллектуальной истории, в которых происходила смена парадигм, были созданы конкретные учения в качестве продолжения этих парадигм, а также ретроспективно проследить смену значений идей морали на устойчивых и неустойчивых траекториях социальной истории.

Ключевые слова: концептуальная модель генерации информации, се- миотическая диагностика, проактивная социализация, конфигурация учебного пространства, образовательные стратегии

Библиография:

Вархотов 2021 – Вархотов Т. А. От воображения к карте: недискурсивные основания мысленного эксперимента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 250–259.

Вархотов 2023 – Вархотов Т. А. Неконвенциональное согласие: как мы все еще мыслим вместе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 313–318.

Глазычев 1989 – Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1989.

Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2024 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 2. С. 120–144.doi: 10.23951/2312-7899-2024-2-120-144

Евдокимов, Мелик-Гайказян 2013 – Евдокимов К. Е., Мелик-Гайказян Е. В. Моделирование динамики распространения и конкуренции различных типов информации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 193–198.

Ли 1964 – Ли Х. Убить пересмешника. М.: Молодая гвардия, 1964.

Ли 2015 – Ли Х. Пойди, поставь сторожа. М.: АСТ, 2015.

Мелик-Гайказян 1995 – Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация (методологический анализ). Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 1995.

Степанова 2020 – Степанова А. С. Ян Амос Коменский и Сенека: генезис философско-образовательного проекта // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14, № 1. С. 207–214.

Alzahrani 2023 – Alzahrani F. Is It True They Negatively Engage? Mixed Method Research of Student Engagement in EFL Online Classrooms // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 41–58.

Apressyan* 2022 – Apressyan R. G. Value paradigms of character education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1. P. 5–12. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-5-12

Avendaño, Rueda, Parada-Trujillo2022 – Avendaño W. R., Rueda G., Parada-Trujillo A. E. Common Apprenticeships: Self-Perception Of Their Development In Undergraduate Business Students // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4951

Ghani, Kalsoom, Khanam 2022 – Ghani H., Kalsoom T., Khanam A. Exploring the Impact of Instructional Strategies on Moral Development of Students at College Level // Journal of Educational Research and Social Sciences Review (JERSSR). 2022. Vol. 2 (1). P. 51–62.

Giyoto et al. 2020 – Giyoto G., Anggraini N., Inderasari E., Purnomo L. A. How does “to what gender and status one talks” govern the speaker’s strategy in keeping on their conversation? // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (1). P. 166–184.

Guskova, Golubovskaya 2023 – Guskova N., Golubovskaya E. Enhancement of Academic Performance through Developing Cross-Cultural Communicative Competence: A Case Study of Students Majoring in Economics // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 76–88.

Kırmızı, Sarıçoban 2020 – Kırmızı Ö., Sarıçoban A. An investigation of the relation between pre-service EFL teachers’ emotions and their approaches to teaching // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (4). P. 1968–1986.

Komala, Vasanthi 2023 – Komala A. H., Vasanthi S. Preparedness of Student-Teachers to Life in Relation to Their Human and Social Capital Development // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 16 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5183

Lara, Vegt 2016 – Lara M. C. de, Vegt D. M. van. Parliament. XML, 2016.

Melliani et al. 2023 – Melliani M., Christian R. W., Pilenia P., Oktaria L., Simatupang D. N., Enjelia E., Yola Pradita, Munthe Y. Face the fear of falling behind in the digital age: recognizing and overcoing Fomo // Indonesian Journal of Education (INJOE). 2023. Vol. 3 (3). P. 599–621.

Musling M. N. et al. 2022 – Musling M. N., Ismail M. Z., Darmi R., Kamaruddin A. Y., Jaffar M. N. Summary of possible universal moral values in language pedagogy: a systematic review // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (1). P. 40–57.

Nie, Zheng, Huang 2022 – Nie T., Zheng Y., Huang Y. Peer attachment and proactive socialization behavior: The moderating role of social intelligence // Behavioral Sciences. 2022. Vol. 12 (9). Art. 312.

Şeker 2020 – Şeker Z. C. Attitudes of Turkish teacher candidates towards discussion // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (2). P. 993–1005.

Souigat 2023 – Souigat I. Allusions Between The Ancient Arab Lesson-And Modern Western Theorizing // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 19 (1). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5345

Tentolouris 2023 – Tentolouris F. What Can Count As Critical Academic Literacy Education? // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (3). P. 191–197.

Tikhonova, Raitskaya 2023 – Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 5–11.

Wu et al. 2024 – Wu J., Zhang L., Wang J., Zhou X., Hang C. The relation between humble leadership and employee proactive socialization: the roles of work meaningfulness and perceived overqualification // Current Psychology. 2024. Vol. 43 (8). P. 6910–6922.

Yenphech, Intanoo 2022 – Yenphech C., Intanoo K. Intercultural sensitivity and social intelligence: The Case of EFL internship undergraduate learners // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (2). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4493

Zhang, Zhang 2023 – Zhang Y., Zhang L. J. “Good for me to Leave it for Good”: A Longitudinal Study on How Emotion Labor in Teaching Contributes to a Beginning EFL Teacher's Resignation // TESOL Quarterly. 2023. doi: 10.1002/tesq.3289. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/tesq.3289

* Апресян Р. Г. признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022.

baisultanova_kulipa_sharipkanovnovna_37_57_3_41_2024.pdf ( 2.38 MB ) baisultanova_kulipa_sharipkanovnovna_37_57_3_41_2024.zip ( 2.35 MB )

Выпуск: 3, 2024

Серия выпуска: Выпуск №3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 37 — 57

Скачиваний: 809

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ