Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №2 Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия»)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия»)

Горбулева Мария Сергеевна, Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Первушина Нина Андреевна

DOI: 10.23951/2312-7899-2024-2-120-144

Информация об авторе:

Горбулёва Мария Сергеевна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник и доцент кафедры истории и философии науки. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: praxema@tspu.edu.ru Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии науки. E-mail: melikiv@tspu.edu.ru Первушина Нина Андреевна, Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. Научный сотрудник кафедры истории и философии науки. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: pervushina.na@tspu.edu.ru

Обнаружение «семиотического оптимума» сопряжено с решением задач семиотической диагностики: нахождением незримых причин актуальной наглядности. Эти две тактики семиотических исследований – обнаружение оптимума и диагностика визуальных эффектов действительности – объединяют методологические процедуры установления корреспонденций между характеристиками информации и формами знаков, между динамикой взаимосвязи этих характеристик и трансформацией знаков. В статье исследована возможность конструирования семиотического оптимума в студенческом конспекте в качестве паллиатива обнаружения такого оптимума. Сделан вывод о том, что одним из условий эффективности лекции является подчинение ее дискурсивной структуры достижению семиотического оптимума в конспекте студентов. Этот вывод сопровожден конкретным примером, демонстрирующим взаимосвязь оригинальных предложений авторов: понятия «семиотический оптимум», позиции педагогической биоэтики, концепции семиотической диагностики и методологической стратегии, основанной на трактовке информационных процессов в качестве механизмов самоорганизации. Пример не столько визуализирует путь к некой педагогической новации, сколько иллюстрирует способ комбинирования множества методик на основе определения целей их применения. Тех целей, которые создают «незримые» границы в образовании.

Ключевые слова: «Незримый университет», привидения «Хогвартса», характеристики информации, коммуникативные форматы, педагогическая биоэтика

Библиография:

Аликина, Мальцев 2024 – Аликина Е. В., Мальцев Д. В. Лингвопедагогический дизайн тестовых заданий открытого типа в условиях цифровизации // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 128–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-128-148

Апресян 1993 – Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М.: Институт философии РАН, 1993. [1]

Афанасьев и др. 2001 – Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Набор содержательных страниц для конспект-организатора учебных занятий. Пат. 49096 РФ, МКПО 7:19-04; заявлено 13.12.2000; опубл. 16.07.2001.

Афанасьев и др. 2003a – Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Учебно-исследовательский комплект. Пат. 33252 РФ, МПК 7 G 09 В 19/00, 5/06; заявлено 10.06.2003; опубл. 10.10.2003.

Афанасьев и др. 2003б– Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Способ обучения и усвоения учебного материала и устройство для его осуществления. Пат. 2197748 РФ, МПК 7 G 09 В 5/14, 5/06, 19/00; заявлено 31.10.2000; опубл. 27.01.2003.

Горбулева, Мелик-Гайказян 2024 – Горбулева М. С., Мелик-Гайказян И. В. Визуализация специфики философского мировоззрения: обнаружение семиотического оптимума в подборе иллюстративного материала для открытой лекции // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 1, 143–166. DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-143-166

Горбулева, Первушина 2020 – Горбулева М. С., Первушина Н. А. Биоэтическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 278–282.

Данилаев, Маливанов 2024 – Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 87–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-87-105

Ибрагимов, Калимуллина 2022 – Ибрагимов Г. И., Калимуллина А. А. Трансформация лекции в современной высшей школе России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 96–112.

Котомина, Сажина, Вилкова 2024 – Котомина О. В., Сажина А. И., Вилкова К. А. Участие родителей в образовании студентов российских вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 28–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-28-43

Малошонок 2023 – Малошонок Н. Г. Действительно ли «ведущие» вузы лучшие во всем? Как статус и размер российских вузов взаимосвязан со студенческой вовлеченностью // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 48–64.

Мелик-Гайказян 1998 – Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, Физматлит, 1998.

Мелик-Гайказян 2006 – Мелик-Гайказян И. В. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 57–75.

Мелик-Гайказян 2018 – Мелик-Гайказян И. В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 45. С. 75–82.

Мещерякова, Крыштановская 2023 – Мещерякова Н. Н., Крыштановская О. В. Качество образования российской политической элиты // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 138–156. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-138-156

Никифоров 2001 – Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.

Николис, Пригожин 1990 – Николис Г., Пригожин И. Р. Познание сложного. Введение. М.: Прогресс, 1990.

Первушина 2019 – Первушина Н. А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 194–205. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205

Пригожин, Стенгерс 1986 – Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

Хамраева, Митющенко 2019 – Хамраева Е. Ю., Митющенко Е. В. Преимущества ментальной карты и законы ее построения // Научные разработки: евразийский регион: материалы междунар. науч. конф. теоретических и прикладных разработок. М.: Инфинити, 2019. С. 85–87.

Шушунова 2019 – Шушунова Т. Н. Ментальные карты как альтернатива студенческому конспекту // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. материалов IV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ., методол. конф. М.: Моск. гос. обр. комплекс, 2019. С. 318–322.

Щедрина и др. 2023 – Щедрина И. О., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 107–119. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-107-119

Ясвин 2001 – Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

Akram, Abidin, Lubis 2022 – Akram A. R., Abidin F. A., Lubis F. Y. Parental Autonomy Support and Psychological Well-Being in University Students During the COVID-19 Pandemic: The Role of Autonomy Satisfaction // The Open Psychology Journal. 2022. Vol. 15 (1). P. 1–8. DOI: 10.2174/18743501-v15-e2208100

Ausubel 1960 – Ausubel D. P. The use of advance organizers in the learning and retention of meaningful verbal material. // Journal of Educational Psychology. 1960. Vol. 51. P. 267–272.

Badger et al. 2001 – Badger R., White G., Sutherland P., Haggis T. Note perfect: an investigation of how students view taking notes in lectures // System. 2001. Vol. 29 (3). P. 405–417.

gorbuleva_maria_sergeyevna_120_144_2_40_2024.pdf ( 1.79 MB ) gorbuleva_maria_sergeyevna_120_144_2_40_2024.zip ( 1.66 MB )

Выпуск: 2, 2024

Серия выпуска: Выпуск №2

Рубрика: ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ

Страницы: 120 — 144

Скачиваний: 1017

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ