Очищение языка как условие трансформации отечественной системы образования
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-2-145-166
В настоящее время проводятся очередные преобразования нашей образовательной системы в контексте выхода из Болонского процесса. Целью этих преобразований провозглашается создание национальной системы образования на основе накопленного опыта и возврата к лучшим отечественным традициям. В то же время предлагаемые меры, касающиеся фактически лишь соотношения трех уровней высшего образования и не затрагивающие целый ряд болевых точек существующей системы, можно назвать «реформой» очень приблизительно. Это приводит нас к более широкой проблеме: многие ключевые слова, определяющие дискурс, в рамках которого обсуждается наше образование, являются неточными и двусмысленными. И это не только не позволяет достичь какого-то согласия, но в отдельных случаях оказывается просто вредным. В статье проводится анализ ряд важных слов и связанных с ними понятий в историческом контексте и в контексте идущих в настоящее время изменений в системе образования. Анализируются такие слова, как «реформа», «компетенция», «гуманитарная составляющая» и ряд других. При анализе учитывается опыт зарубежных стран. Показано, что неточное употребление данных слов ставит участников образовательного процесса в ситуацию, когда содержательный диалог практически невозможен. Предлагается произвести работу по очищению языка образовательного дискурса. Это можно сделать за счет точных определений используемых слов-терминов и аргументации, направленной на уточнение любых провозглашаемых целей и задач.
Ключевые слова: реформа, компетенция, образовательная услуга, фундаментальность, гуманитарная составляющая, аспирантура
Библиография:
Бобрышов, Саенко 2016 – Бобрышов С. В., Саенко Л. А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 16–22.
Браверман 1997 – Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика; КоМаркт Лтд., 1997.
Власова и др. 2018 – Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. и др. Российская наука в цифрах. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018.
Донских 2013 – Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36–45.
Донских 2023 – Донских О. А. Нашему образованию нужен косметический ремонт или полная реконструкция? // ЭКО. 2023. № 5. С. 33–53. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-5-33-53
Жукоцкая, Чёрненькая 2017 – Жукоцкая А. В., Чёрненькая С. В. Компетентностный и знаниевый подходы в образовании: борьба или единство // Вестник МГПУ. Сер. Философские науки. 2017. № 3 (23). С. 64–71.
Кашина 2020 – Кашина М. А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8/9. С. 55–70. DOI: 10.31992/0869–3617–2020–29–8–9–55–70
Кобыльсков 2020 – Кобыльсков В. А. Образовательные традиции в дореволюционной России в начале ХХ в. // Вестник СПбГИК. 2020. № 3 (44). С. 46–50.
Миронов 2014 – Миронов А. В. Социальный феномен – образование // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 1. С. 163–193.
Романова 2005 – Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005.
Сагинова 2003 – Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 48–59.
Стегний 2018 – Стегний В. Н. Содержание высшего образования в инновационно-информационном обществе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2018. Т. 1. С. 13–18.
Тхакушинов и др. 2019 – Тхакушинов А. К., Сиюхова А. М., Бибалова С. А., Триль Ю. Н. О роли гуманитарного цикла дисциплин в технологическом вузе в дискурсе социологии образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2 (41). С. 181–193. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12019
Шарапова 2007 – Шарапова Е. Л. Л. И. Поливанов и его гимназия. URL: https://library.by/portalus/modules/shkola/print.php?subaction=showfull&id=1191929830&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 15.09.2023).
Alsmadi et al. 2018 – Alsmadi I., Burdwell R., Aleroud A., Wahbeh A., Al-Qudah M. A., Al-Omari A. Practical Information Security. A Competency-Based Education Course. Springer International Publishing AG, 2018.
Archer, Schuetze 2019 – Preparing Students for Life and Work. Re-envisioning Higher Education’s Public Mission. Policies and Reforms Affecting Higher Education’s Principal Mission / ed. by W. Archer, H. G. Schuetze. Brill Sense, 2019.
Bérubé, Ruth 2015 – Bérubé M., Ruth J. The Humanities, Higher Education, and Academic Freedom. Three Necessary Arguments. Palgrave Macmillan, 2015.
Finn, Finn 2020 – Finn D. E. III, Finn M. Scheduling for personalized competency-based education. Bloomington, IN: Marzano Resources, 2020.
Kirsti et al 2023 – Cole K., Giordano J. B., Hassel H. A Faculty Guidebook for Effective Shared Governance and Service in Higher Education. Routledge, 2023.
Krishnamurti 2017 – Krishnamurti J. Education as Service. Forgotten Books, 2017.
Macfarlane 2007 – Macfarlane B. The Academic Citizen. The Virtue of Service in University Life. Routledge, 2007.
Papadimitriou, Boboc 2021 – Re-envisioning Higher Education’s Public Mission. Global Perspectives / ed. by A. Papadimitriou,·M. Boboc. Palgrave Macmillan, 2021.
Revell, Brian 2018 – Revell L., Brian H. Fundamental British values in education. Radicalisation, National Identity and Britishnes. Emerald Publishing, 2018.
Small 2013 – Small H. The value of the humanities. Oxford University Press, 2013.
Weisbrod, Ballou, Asch 2008 – Weisbrod B. A., Ballou J. P., Asch E. D. Mission and Money. Understanding the University. Cambridge University Press, 2008.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 145 — 166
Скачиваний: 247