Знаково-символическое пространство японского сада: мировоззренческие основания
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-2-79-102
Рассматривается обусловленность знаково-символического пространства японского ландшафтного сада историческим и религиозно-философским факторами. Хронологические рамки исследования охватывают эпоху Хейан (794–1185), олицетворяющую новый этап в развитии японской культуры, связанный с формированием утонченной эстетики, нашедшей воплощение и в ландшафтной архитектуре, в частности в садовом искусстве. Укрепление аристократического стиля жизни дало импульс к новой организации архитектурного пространства: возникают дворцово-парковые и храмовые архитектурные комплексы, частью которых был японский сад. Под влиянием этого формируется особый вид японского сада – пейзажный прогулочный сад, а также канон ландшафтной архитектуры, отражающий пространственно-символические представления японцев и приемы их воспроизводства в пространстве сада. Японский сад представляет собой квинтэссенцию природоцентристского сознания. Уникальность мировозренческих оснований знаково-символического пространства японского сада эпохи Хейан выражается в синтезе нескольких религиозно-философских учений, сосуществующих в Японии: синтоизма, даосизма, буддизма, дзен-буддизма и ряда религиозных школ, возникших в результате интерпретации буддизма и его сочетания с синтоизмом. Их симбиоз сформировал особое мировоззрение, которое эксплицировалось в культуре Японии. Японский сад в любом стиле представляет собой воплощение модели видения Вселенной сквозь призму определенной философско-эстетической системы. Религиозно-философские основания японского общества определили содержание знаково-символического пространства сада и выбор соответствующих архитектурно-дизайнерских приемов его конструирования. Реализация архитектонического кода, лежащего в основе концептуального структурирования сада, технически достигается посредством использования ряда архитектурных и дизайнерских приемов. Наиболее значимые из них: прием намекающей метафоры, прием текстурной модуляции, прием асимметрии, а также приемы планирования, основанные на теории контрастов. Намекающая метафора применяется в кодировании отдельных объектов сада, например камней. Суть приема текстурной модуляции состоит в чередовании материала дорожек, которое ощущается как тактильно, так и визуально, что в целом символизирует прохождение человеком разных этапов постижения истины бытия в единстве пространства и времени. Прием асимметрии позволяет визуализировать изменчивость мира, его перманентное движение. Обоснование и раскрытие механизма применения пространственных кодов позволяет позиционировать японский сад как коммуникативное пространство, знаково-символическое наполнение которого обусловлено социокультурным фактором и зависит от эстетической парадигмы эпохи, лежащей в основе архитектурного и садового искусства.
Ключевые слова: знаково-символическое пространство, японский сад, эпоха Хейан, ландшафтная архитектура Японии, семиотический анализ японского сада
Библиография:
Герасимова 2023 – Герасимова М. П. Роль массового сознания в формировании приверженности японцев национальным традициям // Ежегодник Япония. 2023. Т. 52 (1). С. 276–296. DOI: 10.55105/2687-1440-2023-52-276-296
Главева 2009 – Главева Д. Г. Японский сад. Искусство единения с природой и с самим собой // Человек и культура Востока: исследования и переводы. 2009. Т. 1, № 1. С. 61–78.
Голосова 2002 – Голосова Е. В. Японский сад: история и искусство. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2002.
Голосова 2020 – Голосова Е. В. Японский сад - синтез экологии и мистики // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 443–450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskiy-sad-sintez-ekologii-i-mistiki
Григорьева 1979 – Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1979.
Григорьева 1985 – Григорьева Т. П. Япония // История эстетической мысли: в 6 т. / Ин-т философии АН СССР, Сектор эстетики. М.: Искусство, 1985. Т. 2: Средневековый Восток. Европа XV–XVIII веков. С. 56–90.
Гуревич, Изотова 2019 – Гуревич Т. М., Изотова Н. Н. Энтомологический код японской культуры // Японские исследования. 2019. № 1. С. 73–93. DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10005
Демидова 2014 – Демидова Т. А. Принципы формирования традиционных и современных японских садов в ландшафтной архитектуре // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. № S4-9. С. 40–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-traditsionnyh-i-sovremennyh-yaponskih-sadov-v-landshaftnoy-arhitekture
Дженкс 1985 – Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой; под ред. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1985.
Думнова 2023 – Думнова Э. М. Феномен природосообразности современной архитектуры Японии // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15, № 1, ч. 2. С. 388–405. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prirodosoobraznosti-sovremennoy-arhitektury-yaponii
Зайцев 2021 – Зайцев А. Б. Садов Японии прекрасные черты: иллюстрированная история японских садов в конкретных примерах. СПб., 2021.
Кассирер 2011 – Кассирер Э. Мифическое, эстетическое и теоретическое пространство / пер. с нем. Л. Ф. Чертова // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12, вып. 4. С. 85–97.
Коновалова 2017 – Коновалова Н. А. Современная архитектура Японии: традиции восприятия пространства. М., СПб.: Нестор-История, 2017.
Личманюк 2021 – Личманюк Н.Н. Традиционный японский сад как источник развития экологического сознания дизайнера среды // Ботаника, семантика и ландшафт Японских садов. 2021. № 1. С. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-yaponskiy-sad-kak-istochnik-razvitiya-ekologicheskogo-soznaniya-dizaynera-sredy
Малинина 2013 – Малинина Е. Е. Искусство, рожденное Безмолвием. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2013.
Мостовой 2012 – Мостовой С. «Сакутэйки» – древнейшее руководство по устройству японских садов // Россия и АТР. 2012. № 2. С. 172–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sakuteyki-drevneyshee-rukovodstvo-po-ustroystvu-yaponskih-sadov/viewer
Мостовой, Мостовая 2021 – Мостовой С. А., Мостовая А. С. Японский сад в России как пространство для межкультурного диалога: к 20-летию истории создания сада дружбы Тояма-Владивосток // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2021. № 4 (59). С. 110–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskiy-sad-v-rossii-kak-prostranstvo-dlya-mezhkulturnogo-dialoga-k-20-letiyu-istorii-sozdaniya-sada-druzhby-toyama-vladivostok
Навлицкая 1975 – Навлицкая Г. Б. Бамбуковый город. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1975.
Николаева 1975 – Николаева Н. С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975.
Панов 2022 – Панов А. Н. Опыт прочтения японской культуры. Рецензия на монографию Н. Н. Изотовой «Коды японской культуры» под ред. проф. Т. М. Гуревич. // Японские исследования. 2022. № 1. С. 137–141. DOI: 10.24412/2500-2872-2022-1-137-141
Прак 2018 – Прак Н. Л. Язык архитектуры: очерки архитектурной теории / пер. с англ. Е. Ванеян. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018.
Федоров, Коваль 2009 – Федоров В. В., Коваль И. М. Мифосимволизм архитектуры. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
Чертов 2014 – Чертов Л. Ф. Знаковая призма: статьи по общей и пространственной семиотике. М.: Языки славянской культуры, 2014.
Эко 1998 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.
Earle 2018 – Earle J. Infinite Spaces. The Art and Wisdom of the Japanese Garden. Tokyo et al., 2018.
Mehta, Tada 2008 –Mehta G. K., Tada K. Japanese gardens : tranquility, simplicity, harmony. New York; Tokyo: Tuttle Publishing, 2008.
Keane 2002 – Keane M. P. The Art of Setting Stones & Other Writings from the Japanese Garden. Berkeley: Stone Bridge Press, 2002.
Tschumi 2020 – Tschumi Ch. Mirei Shigemori – Rebel in the Garden. Modern Japanese Landscape Architecture. Basel, Boston, Berlin: Birkhäuser, 2020.
Young, Young 2005 – Young D., Young M. The art of the Japanese garden. Singapore: Tuttle Publishing, 2005.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 79 — 102
Скачиваний: 241