ЭСТЕТИКА КИНОМОНТАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПАВЛА ЗАЛЬЦМАНА
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-30-43
Представлен результат исследования воздействия концепции аналитического искусства на практики киномонтажа и формы преподнесения исторического нарратива. Из данной постановки задачи следует избрание предмета исследования, который должен быть отнесен, во-первых, к периоду доминирования указанной концепции, во-вторых, к творчеству художника, одновременно являющегося кинематографистом и писателем. По обозначенным причинам в статье впервые представлен анализ использования в 30-х годах ХХ века техники монтажа как художественного метода в творчестве художника, кинематографиста и писателя Павла Зальцмана (1912–1985). В то время идея монтажа, как это выявлено в статье, стала своеобразной культурной «константой», а базовый принцип монтажа относили не только к кинематографу, но и к поэзии, прозе и живописи. Именно у П. Я. Зальцмана можно видеть главную черту монтажной эстетики – разделение текста не на главы, акты или явления, а на фрагменты и эпизоды, выявляющие монтажную оптику автора. Как результат монтаж в текстах П. Я. Зальцмана так же, как и в кино, воссоздает художественную субъективность – возможность воспринимать реальность глазами героя. В эстетике романов можно проследить как монтаж планов (монтаж изображений), так и монтаж эпизодов (действий), что формирует полифонический роман как кинодискурс. Выяснено, что в литературных произведениях П. Я. Зальцмана идея постутопического модернизма – изображение истории и / или современности в личном и социальном опыте как серии болезненных разрывов – представлена как основной нарратив. Доказывается, что ставшие известными в наше время тексты П. Я. Зальцмана порождены самим временем и реализуют художественные принципы раннего авангарда. Формы взаимодействия вербального, интермедиального, кинематографического и визуального подводят в случае с текстами П. Я. Зальцмана, как это доказывается в статье, к созданию в сознании читателя преобразующего действительность дискурса. Обосновано, что ретроспективное исследование творчества Павла Зальцмана продуктивно с позиций нашего времени тем отстраненно-объективным взглядом на происходящее, который в технике киномонтажа обозначил автор ХХ века, и самой оригинальной формой преподнесения исторического нарратива, перекликающегося с нашим временем.
Ключевые слова: авангард, дискурсивная практика, интермедиальность, кинематограф, литературный текст, нарратив, монтаж, поэтика
Библиография:
Абикеева, Сабитов 2020 – Абикеева Г., Сабитов А. Кино советского Казахстана: как работали советские идеологемы // Acta Slavica Iaponica. 2020. № 41. С. 47–72.
Барманкулова 1989 – Барманкулова Б. К. Вступительная статья // Художник и мир: каталог выставки произведений П. Я. Зальцмана (1912–1985). Алма-Ата, 1989. С. 3–6.
Буренина-Петрова 2013 – Буренина-Петрова О. Литература как мишень? Русская классика на экране российского кинематографа ХХ – начала ХХI веков // Contributions suisses au XV e congrès mondial des slavistes à Minsk, août 2013. Bern: Peter Lang, 2013. C. 21–37.
Гиздатов, Буренина-Петрова, Сопиева 2023 – Гиздатов Г., Буренина-Петрова О., Сопиева Б. Культура как текст и проект в постсоветском дискурсе (на примере Казахстана) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 1 (35). С. 30–47. DOI: 10.23951/2312-7899-2023-1-30-47
Зальцман 2007 – Зальцман Е. Воспоминания об отце // Павел Зальцман. Жизнь и творчество. Иерусалим: Филибиблон, 2007. С. 18–69.
Зальцман 2012 – Зальцман Е. Место Павла Зальцмана в художественной культуре ХХ века // Павел Зальцман / сост. С. Мамытова, Б. Барманкулова. Алматы: Руан, 2012. С. 62–73.
Зальцман 2017 – Зальцман П. Щенки. Проза 1930–50-х годов. М.: Водолей, 2017.
Зальцман 2018 – Зальцман П. Я. Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии). М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
Зусманович 2007 – Зусманович М. Концепции аналитического искусства и наследие символизма в творчестве Павла Зальцмана // Павел Зальцман. Жизнь и творчество. Иерусалим: Филибиблон, 2007. С. 84–101.
Зусманович, Кукуй 2017 – Зусманович А., Кукуй И. От составителей // Зальцман П. Осколки разбитого вдребезги: дневники и воспоминания, 1925–1955. М.: Водолей, 2017. С. 5–8.
Кёрнер 2015 – Кёрнер К. Увечная фюсис, спасающий язык – европейский модерн в русской литературе. URL: https://www.colta.ru/articles/literature/9303-chitaya-zaltsmana (дата обращения: 04.09.2023).
Кукуй 2017 – Кукуй И. «Природа, обернувшаяся адом…» (О прозе Павла Зальцмана 1930–50-х гг. // Зальцман П. Щенки. Проза 1930–50-х годов. М.: Водолей, 2017. C. 407–415.
Кукулин 2015 – Кукулин И. В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: НЛО, 2015.
Платт 2016 – Платт К. Сергей Эйзенштейн: монтаж вразрез // Формальный метод: антология русского модернизма / под ред. С. А. Ушакина. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2016. Т. I: Системы. C. 261–282.
Под знаком Филонова 2003 – Под знаком Филонова. Из разговоров с дочерью Лоттой Зальцман // Павел Зальцман, 1912–1985. URL: https://pavelzaltsman.org/biography/pod-znakom-filonova/ (дата обращения: 04.09.2023).
Силантьев 2009 – Силантьев И. В. О представлении знания языком литературоведения: к постановке вопроса // Критика и семиотика. 2009. Вып. 13. С. 164–169.
Туровская 2015 – Туровская М. Зубы дракона. М.: АСТ: CORPUS, 2015.
Филонов 2020 – Филонов П. Декларация мирового расцвета // Филонов П. Аналитическое искусство. Сделанные картины. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2020. С. 39–43
Эйзенштейн 1956 – Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. С. 252–285.
Hasan 2022 – Hasan S. M. The Technique of Cinematic Montage: A Study in Borhan Al–Shawi's Novels // Diyala Journal of Human Research. 2022. Vol. 1, № 91. P. 429–440.
Higgins 2023 – Higgins J. Montage in play // Image & Text. 2023. № 37. P. 1–21.
Saki et al. 2020 – Saki A. A., Pourabed M. J., Balavi R., Khezri A. The Cinematic Montage in the Novel I’jaam by Sinan Anton in Light of Sergei Eisenstein’s Views // Arabic Literature. 2020. Vol. 12, № 3. P. 49–71.
Stefanov 2021 – Stefanov M. The Crisis of the Time-Image: Montage in Postmodern Times // The Real of Reality: The Realist Turn in Contemporary Film Theory. Brill, 2021. P. 153–168.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 30 — 43
Скачиваний: 658