ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ОБРАЗ ПЕТРА I В ИНТЕРНЕТ-МЕМАХ
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-9-29
В статье рассматриваются вопросы, связанные с тем, как происходит визуализация исторической памяти о Петре I в интернет-мемах. В эпоху цифровизации культуры и коммуникационных процессов конструирование исторической памяти перестает быть делом только профессиональных историков и политических акторов. Массы интернет-пользователей активно включились в производство исторического медиаконтента, интерпретацию исторических событий и создание представлений о прошлом, разрушив грань между историческим знанием и памятью. Визуализация является доминирующей формой репрезентации прошлого в медиасреде. Применяемые пользователями цифровые технологии создания визуальных образов трансформируют историческую память. Образы прошлого становятся полисемантичными и воспринимаются на эмоциональном уровне, который характеризует тоска по ушедшей эпохе одновременно со стремлением воссоздать историческую реальность. Вместе с тем визуализация прошлого ведет к симуляции исторической реальности. История воспринимается как миф, а достоверность исторических событий перестает быть ценностью. В визуальных исторических образах интернет-пользователи не воскрешают прошлое, а создают настоящее, порождая фейки. Появление исторического фейка обусловлено как общей концепцией эпохи постправды, в которой достоверность факта перестает иметь значение, так и визуализацией распространяемых полисемантичных образов, которая приводит к симуляции и семиотизации медиасферы. Идеальным воплощением исторического фейка становится интернет-мем; в силу своего эмоционального воздействия, изменчивой структуры и вирусной распространяемости он способен внедрять в массовое сознание исторические образы с высокой долей эффективности. Интернет-мемы с историческим сюжетом соединяют мифологические представления о прошлом с актуальной повесткой дня, стереотипами массовой культуры и современными медиаобразами. Благодаря своей компилятивности они искажают историческую реальность и создают новые образы исторической памяти, одновременно визуализируя их. Интернет-мемы о Петре I наглядно иллюстрируют эти процессы. Фигура российского императора – один из самых мифологизированных исторических образов. История его правления, жизни и деятельности стала частью исторических мифов, распространенных в общественном сознании, и включает в себя такие события, как строительство Санкт-Петербурга на болотах, «открытие окна» в Европу, создание морского флота и бритье бород боярам. Все они нашли отражение в интернет-мемах, соединившись с визуальной характеристикой современных событий. Практика объединения представлений о прошлом и реалий настоящего позволяет актуализировать память о Петре I в массовом сознании и вписать современность в исторический контекст. Кейс «Петр I и Шрек» показывает, как визуальный образ исторической личности становится частью цифровой культуры, а образ массмедиа приобретает статус исторической реальности.
Ключевые слова: медиасреда, образы прошлого, memory studies, тоска, визуальные образы, фейк
Библиография:
Аникин 2017 – Аникин Д. А. Визуализация исторической памяти в сетевом обществе: методологические основания исследования // Logos et praxis. 2017. Т. 16, № 3. С. 32–39.
Артамонов 2022 – Артамонов Д. С. Мультипликация как форма медиапамяти: образ Петра I в анимационных фильмах // Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11, № 2. С. 142–148.
Артамонов, Тихонова 2020 – Артамонов Д. С., Тихонова С. В. От мифов о прошлом к мифологизации времени в цифровой медиасреде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, № 3. С. 234–239.
Барт 2003 – Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-о им. Сабашниковых, 2003.
Бодрийяр 2015 – Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: ПОСТУМ, 2015.
Ворошилова 2013 – Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013.
Голованова, Часовский 2015 – Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). С. 135–141.
Дёмин 2018 – Дёмин И. В. Кино как симуляция исторической реальности в концепции Жана Бодрийяра // Вояджер: мир и человек. 2018. № 10. С. 105–110.
Жарчинская 2014 – Жарчинская К. А. Миф и историческая память: образы славянской «традиции» в социальных сетях // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4 (30). С. 97–103.
Зотов, Лысенко 2010 – Зотов В. В., Лысенко В. А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 53–55.
Инишев, Бедаш 2016 – Инишев И. Н., Бедаш Ю. А. Визуальное, социальное, образное: зрительное восприятие как фактор современной культуры // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 9–25.
Ищенко 2016 – Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. 2016. № 2 (20). С. 16–27.
Косенко 2020 – Косенко В. С. Креолизованный текст как полилингвиальный феномен // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2020. Т. 17, № 3. С. 385–396.
Маричев 2022 – Маричев М. Д. Особенности креолизованного текста и его классификация // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 150–156.
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // История: электронный научно-образовательный журнал. 2022. T. 13, вып. 4 (114). DOI: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
Нора 1999 – Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-Память. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17–50.
Рыжков 2021 – Рыжков К. Л. Интернет-мемы как новое социально-культурное явление // Человек и культура. 2021. № 4. С. 143–150.
Савчук 2012 – Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб. : Изд-во РХГА, 2012.
Худякова, Путилова 2014 – Худякова Е. В., Путилова Е. В. «Воплощенная» история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19, № 2. С. 741–745.
Штомпка 2007 – Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007.
Щурина 2023 – Щурина Ю. В. Интернет-мемы в современной коммуникации: адаптация и прагматический потенциал // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10, № 3. С. 558–576.
Юйсинь 2021 – Юйсинь Л. Средства воздействия на адресата с помощью креолизованного текста социальной рекламы // Современное педагогическое образование. 2021. № 1. С. 147–151.
Blackmore 1999 – Blackmore S. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Böhm 1996 – Böhm G. Wie Bilder Sinn erzeugen. Die Macht des Zeigens. Berlin: Berlin University Press, 1996.
Hofstadter 1986 – Hofstadter D. R. Metamagical Themas. Questing for the Essence of Mind and Pattern. New York: Basic Books, 1986.
Johann, Bülov 2019 – Johann M., Bülov L. One Does Not Simply Create a Meme: Conditions for the Diffusion of Internet Memes // International Journal of Communication. 2019. Vol. 13. P. 1720–1742.
Nissenbaum, Shifman 2018 – Nissenbaum A., Shifman L. Meme Templates as Expressive Repertoires in a Globalizing World: A Cross-Linguistic Study // Journal of Computer-Mediated Communication. 2018. Vol. 23. P. 294–310. DOI: 10.1093/jcmc/zmy016
Runia 2006 – Runia E. Presence // History and Theory. 2006. № 45. P. 1–29. DOI: 10.1111/j.1468-2303.2006.00346.x
Shifman 2014 – Shifman L. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: MIT Press, 2014. 200 р.
Wolff 2013 – Wolff R. S. The Historian’s Craft, Popular Memory, and Wikipedia // Writing History in the Digital Age. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2013. P. 64–74.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 9 — 29
Скачиваний: 307
Дополнительная информация: Проект FZRW-2023-0005 реализован в ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» по итогам отбора исследовательских проектов в сфере общественно-политических наук, проведенного ЭИСИ, Министерством высшего образования и науки Российской Федерации и Российской академией наук. Project FZRW-2023-0005 was implemented at Lipetsk State Technical University based on the results of the selection of research projects in social and political sciences by the Expert Institute for Social Research, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, and the Russian Academy of Sciences.