ОБРАЗ И СПАСЕНИЕ: СОБЫТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИ БЕДСТВИИ ЧУМЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-4-206-220
Представлено исследование роли визуальных произведений XIV–XVIII веков, рожденных при распространении чумы или в ее ожидании, для ее свидетелей. Рассмотрение касается и определения экзистенциального и социального вклада специализированных на бедствии религиозных ритуалов. Устойчивые в историко-социальном плане традиционные и возникающие во время конкретной эпидемии ритуальные ответы на распространение чумы выступали важнейшими инструментами обживания катастрофы. В ритуальных практиках свидетели эпидемии получали крайне существенный в условиях бедствия опыт воссоздания упорядоченного бытия-в-мире и разрушенных социальных связей. На уровне реализуемой архитектоники действий ритуалы отстраивали порядок на месте постоянно распадающегося мира и утверждали его устойчивость. Раскрытие адаптивного смысла ритуала для свидетелей катаклизма приводит к вопросу о своеобразном предназначении изобилия фресок, алтарных изображений, икон, картин, рожденных при испытании чумой. На материале эволюции изобразительных выражений культа святого Себастьяна, ставшего одним из заступников от чумы, показывается, как уникальность их выразительных поверхностей способствовала рождению форм чувственного присутствия в мире, избавленном от давления болезни. Вызывая у зрителя мощные потоки ощущений, сила образа выступала ресурсом оживления чувств, не связанных исключительно с обстоятельствами эпидемии. Визуальная риторика произведений тем самым противодействовала угасанию сознания, фиксируемому в исторических отчетах свидетелей чумы. Благодаря экскурсу в иконографию типичных для указанного периода изображений святого Себастьяна показывается, каким образом визуальные произведения несли в себе и возможность гибких вариаций смысла спасения с принципиальным утверждением открытости будущего. В уникальных произведениях развивалась своеобразная техника защиты городских свидетелей эпидемии. Начиная с XVI века эта тенденция переориентации чувственного присутствия как ответа на масштабное эпидемическое бедствие будет развиваться и посредством архитектурных сооружений.
Ключевые слова: эпидемия, аномия, сознание, угасание сознания, визуальный образ, событие произведения искусства, формы присутствия, перестройка сенсуального опыта
Библиография:
Боккаччо 1994 – Боккаччо Д. Декамерон / пер. с ит. А. Н. Веселовского. М.: ННН, 1994.
Бульст 2000 – Бульст Н. Почитание святых во время черной смерти. Социальные и религиозные последствия эпидемии чумы в позднее Средневековье / пер. с нем. Н. Ф. Сокольской // Одиссей. Человек в истории. М., 2000. С. 152–185.
Делюмо 1994 – Делюмо Ж. Ужасы на Западе / пер. с фр. Н. Епифанцевой. М.: Голос, 1994.
Дефо 1997 – Дефо Д. Дневник чумного года / пер. с англ. К. Н. Атаровой. М.: Наука; Дадомир, 1997.
Иаков 2017 – Иаков Ворагинский. Золотая легенда / пер. с лат. И. И. Аникьева, И. В. Кувшинской. М.: Пальмира, 2017. Т. 1.
Кувшинская 2017 – Кувшинская И. В. Иаков Ворагинский и его время // Иаков Ворагинский. Золотая легенда. М.: Пальмира, 2017. С. 5–23. Т. 1.
Леви 2001 – Леви П. Человек ли это? / пер. с ит. Е. Дмитриевой. М.: Текст: Книжники, 2001.
Фукидид 1981 – Фукидид. История / пер. с греч. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981.
Chiu 2018 – Chiu R. Singing on the Street and in the Home in Times of Pestilence: Lessons from the 1576–78 Plague of Milan // Domestic Devotions in Early Modern Italy // ed. by M. Corry, M. Faini, A. Meneghin. Leiden, Boston: Brill, 2018.
Paré 1582 – Discours d’Ambroise Paré <…> A sçavoir, de la mumie, de la licorne, des venins, et de la peste. Avec une table des plus notables matières contenues esdits discours. Paris, 1582. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k54386b (accès: 18.03. 2023).
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 206 — 220
Скачиваний: 206