Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 09.12.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №3 АСТИГМАТИЗМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ДЛЯ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

АСТИГМАТИЗМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ДЛЯ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ

Макаренко Андрей Николаевич, Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Смышляева Лариса Германовна

DOI: 10.23951/2312-7899-2023-3-90-110

Информация об авторе:

Макаренко Андрей Николаевич, Томский государственный педагогический университет. Доктор физико-математических наук, доцент, ректор. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: rector@tspu.edu.ru Мелик-Гайказян ИринаВигеновна, Томский государственный педагогический университет. Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии науки. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: dwa@tspu.edu.ru Смышляева Лариса Германовна, Томский государственный педагогический университет. Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования. Ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061, Россия. E-mail: lgs@tspu.edu.ru

Астигматизм – именование такого изъяна зрения, при котором, в частности, круглый предмет воспринимается как овальный. Если круглый предмет в данном случае понимать в качестве факта действительности, а овальный – в качестве итога восприятия реальности, то это расхождение действительности и реальности фиксирует область применения оригинальных процедур семиотической диагностики. Категориальное различие действительности, реальности (и бытия) восходит к философии процесса А. Н. Уайтхеда, являющейся основой реализуемой в нашем исследовании семиотической диагностики. В статье изложены обстоятельства, обеспечившие постановку задачи, и методы, реализованные в пилотном исследовании для корректировки как самой задачи, так и процедур диагностики, а также для восполнения нормы тех деформаций в подготовке будущих учителей, которые были «приобретены» при цифровизации образования в период пандемии. Релевантность процедур семиотической диагностики поиску ответов на поставленный исследовательский вопрос подтверждает то, что было выявлено обстоятельство, которое ускользало от применения иной оптики при обсуждении в научной литературе эффектов цифровизации образования. Впервые выявленным дефектом цифровизации отечественного образования стал разрыв коммуникации студент–студент. Этот дефект, как установлено в пилотном исследовании, вызывает последствия: отсутствие понимания сути командной работы, лидерства, профессиональной конкуренции и этических принципов коммуникации субъект–субъект. Авторы убеждены, что публикация промежуточных результатов оправдана значением полученного результата семиотической диагностики.

Ключевые слова: норма, деформация коммуникация студент–студент, восполнение нормы

Библиография:

Абрамова и др. 2021– Абрамова М. О., Баранников К. А., Груздев И. А., Жихарев Д. А., Лешуков О. В., Отт М. А., Рогозин Д. М., Сандлер Д. Г., Суханова Е. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2021.

Анисимов и др. 2020 – Анисимов Н. Ю., Васильев В. Н., Волков А. Е., Галажинский Э. В., Кокшаров В. А., Кропачев Н. М., Кузьминов Я. И., Мау В. А., Реморенко И. М., Рудской И. А., Синельников-Мурылев С. Г., Федоров А. А., Черникова А. А. (2020). Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее: Аналитический доклад. URL: https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf (дата обращения: 17.02.2023).

Баранов и др. 2022 – Баранов В. Н., Безруких А. И., Константинов И. Л., Рудницкий Э. А., Сергеевич С. Н., Байковский Ю. В. Использование цифрового двойника для обучения студентов металлургического профиля // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 135–148. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-135-148

Бордовский 2021 – Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–7.

Бордовский, Пахомов 2019 – Бордовский Г. А., Пахомов Н. Н. Есть ли заказчик у нашей системы образования? (заметки к Плану ГОЭЛРО для XXI века) // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 2–7.

Гафурови др. 2020 – Гафуров И. Р., Ибрагимов Г. И., Калимуллин А. М., Алишев Т. Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

Горбулёва и др. 2021– Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 139–144. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-137-142

Донских 2020 – Донских О. А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 56–64. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

Ендовицкий и др. 2022 – Ендовицкий Д. А., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., Руднев Е. А. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 89–97. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97

Исаев, Плотников 2023 – Исаев А. П., Плотников Л. В. Адаптация или деградация: что происходит с образовательной инновацией в условиях типового образовательного процесса? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 149–166. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-149-166

Козолупенко 2022 – Козолупенко Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 12. С. 115–129. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-115-129

Костина, Орлова 2022 – Костина Е. Ю., Орлова Н. А. «Новая нормальность» образовательных практик студенческой молодежи в реалиях пандемии короновируса // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 4. С. 42–59. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-42-59

Макаренко и др. 2020 – Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113–121. doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-113-121

Мелик-Гайказян, Мелик-Гайказян 2016 – Мелик-Гайказян И. В, Мелик-Гайказян М. В. Систематизация результатов социологических опросов волонтеров для выявления семиотических механизмов нелинейной динамики образовательных систем. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2016620267, 19.02.2016. Заявка № 2015621691 от 28.12.2015.

Пашков, Пашкова 2022 – Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 40–57. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

Первушина 2018 – Первушина Н. А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. Вып. 4 (18). С. 186–201. doi: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201

Пономарёва и др. 2023 – Пономарёва Е. А., Савина А. Д., Антоненко Н. С. Риск-ориентированное регулирование российских вузов: индикаторы риска и их использование для целей государственного контроля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 43–60. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-43-60

Тоффлер 2001 – Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: АСТ, 2001.

Уайтхед 1990 – Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии: пер. с англ. / ред. М. А. Кисель. М.: Прогресс, 1990.

Whitehead 1929 – Whitehead A. N. Process and Reality. New York: The Macmillan Company, 1929.

makarenko_andrey_nikolaevich_90_110_3_37_2023.pdf ( 878.44 kB ) makarenko_andrey_nikolaevich_90_110_3_37_2023.zip ( 856.44 kB )

Выпуск: 3, 2023

Серия выпуска: Выпуск №3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 90 — 110

Скачиваний: 1054

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ