ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПТА «ДОМ» В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-2-30-49
Существует достаточно исследований, доказывающих, что дом в традиционной культуре в любом его воплощении – деревянном, каменном или войлочном – один из символически сложных элементов культуры, концептуально наполненный мифологически вселенским смыслом. В казахской натурфилософии понятие «дом» наполнено значением, отразившимся в выражении «тал бесиктен жер бесикке дейин». Смысловой перевод передает представление о том, что жизненный цикл человека заключен между детской колыбелью и колыбелью земли, то есть местом погребения, сакрально означенным в казахской традиционной культуре. Тем самым от рождения до смерти человек пребывает в «доме» как духовно-ментальной конструкции, где первой земной обителью представляется детская колыбель – бесик, далее жилой дом – кииз уй (юрта), и последнее его пристанище – мавзолей (мазар). Символически означенные «дома» предстают как части единой цепи жизненного мира человека. Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что условная символическая триада «колыбель – жилой дом – место захоронения» в традиционной казахской культуре представляет собой систему взаимосвязанных визуальных знаков. Выдвинутая гипотеза определила цель и задачи данного исследования, которые заключаются в изучении особенностей визуальных знаков казахской колыбели – бесик, кииз уй (юрты) и мавзолея (места захоронения) как семиотических подсистем единого концепта «дом».
Ключевые слова: визуальные знаки, колыбель, юрта, мавзолей, казахи, произведение искусства, визуальная семиотика, коммуникации
Библиография:
Абрамзон 1949 – Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тяньшанских киргизов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. № 12. С. 78–138.
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. Вып. 3 (13). С. 45–70.
Байбурин 1983 – Байбурин А. К. Жилища в обрядах и представлениях восточных славян. Л. : Наука, 1983. 192 с.
Барманкулова 2008 – Барманкулова Б. Владимир Стерлигов в России и в Казахстане // Консул. 2008. № 4 (15). С. 58–60.
Башляр 2004 – Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М. : Рос. полит. энцикл., 2004. 376 с.
Беленицкий, Мешкерис 1986 – Беленицкий A. M., Мешкерис В. А. Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии // Советская археология. 1986. № 3. С. 16–27.
Богуславский 2003 – Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. М. : Олма-Пресс, 2003. Т. 1: А–М. 784 с.
Болотникова 2016 – Болотникова О. Н. Дом, дверь и окно в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя и восточнославянская семиотика жилища // Имагология и компаративистика. 2016. № 1. С. 153–175.
Ботякова, Ботякова 1998 – Ботякова Ю. М., Ботякова О. А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа, СПб. : МАЭ РАН, 1998. С. 51–84.
Галиев, Баткалова, Югай 2016 – Галиев А., Баткалова К., Югай М. Модель мира японской культуры // Вестник КазНУ. Сер. востоковедения. 2016. № 1 (76). С. 70–74.
Герасимов 1957 – Герасимов Г. Г. Архитектурные памятники долины реки Кара-Кенгир. Алма-Ата : Изд-во Акад. наук КазССР, 1957. 54 с.
Горячев, Потапов, Чернов 2021 – Горячев А. А., Потапов С. А., Чернов М. А. Погребальный комплекс эпохи бронзы урочища Тесик // Вопросы археологии. 2021. № 1. С. 10–33.
Дульгеру 2014 – Дульгеру Е. Д. Сакральное в киноискусстве Андрея Тарковского. Архетип дома // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 2 (2). С. 88–100.
Ибраева 1994 – Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы : Өнер, 1994. 128 с.
Каирбекова 2005 – Каирбекова А. Р. Узор алаши ложится как стих… (о казахских тканых коврах) // Деловой Усть-Каменогорск. 2005. № 6. С. 48–49.
Лотман 1996 – Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
Маргулан 1947 – Маргулан А. Х. Архитектурные памятники в долине р. Кенгир // Вестник Академии наук КазССР. 1947. № 11. С. 62–71.
Маргулан 1986 – Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата : Өнер, 1986. Т. 1. 256 с.
Медоев 1993 – Медоев А. Камень и эстетика номадов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.
Наурзбаева, Шайгозова, Кульсариева 2021 – Наурзбаева А. Б., Шайгозова Ж. Н., Кульсариева С. П. Финно-угорский и тюркский ритуал инициации невесты: общее и специфическое в традиционных сакральных знаниях поиски аналогий (на примере обских угров и казахов) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 2. С. 388–397.
Нурланова 1993 – Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.
Союнова 1987 – Союнова А. Колыбель в обрядах и верованиях туркмен // Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад : Наука, 1987. С. 71–83.
Старостина 2009 – Старостина Т.Г. Детская люлька эвенков // Тальцы. 2009. № 1. С. 35–39.
Фирштейн 1978 – Фирштейн Л. А. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребёнка у узбеков Южного Хорезма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М. : Наука, 1978. С. 189–206.
Цивьян 1978 – Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры: труды по знаковым системам. Тарту : Тартуский гос. ун-т, 1978. С. 65–85.
Шакенова 1993 – Шакенова Э. Художественное освоение мира // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993. С. 62–94.
Элиаде 2000 – Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М. : Ладомир, 2000. 414 с.
Celhay, Remaud 2018 – Celhay F., Remaud H. What does your wine label mean to consumers? A semiotic investigation of Bordeaux wine visual codes // Food Quality and Preference. 2018. Vol. 65. P. 129–145 doi: 10.1016/j.foodqual.2017.10.020
Lourenção, Giraldi, Oliveira 2020 – Lourenção M., Giraldi J. М. Е., de Oliveira J. H. C. Destination advertisement semiotic signs: Analysing tourists' visual attention and perceived ad effectiveness // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 84. doi: 10.1016/j.annals.2020.103001
Pane, Fachrudin, Fibriasari 2018 – Pane I. F., Fachrudin H. T., Fibriasari H. The Role of Semiotics in Reviewing Architecture // Proceedings of the International Conference of Science, Technology, Engineering, Environmental and Ramification Researches. 2018. P. 307–311.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 30 — 49
Скачиваний: 432
Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках проекта Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика». This article was prepared within the framework of Project АР09259280, Languages of Kazakh Culture as the Basis of Ethnic Identity: Semiotics and Semantics, of the Ministry of Higher Education and Science of the Republic of Kazakhstan.