Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №2 ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПТА «ДОМ» В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПТА «ДОМ» В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ

Шайгозова Жанерке Наурызбаевна, Наурзбаева Альмира Бекевтовна, Нехвядович Лариса Ивановна

DOI: 10.23951/2312-7899-2023-2-30-49

Информация об авторе:

Шайгозова Жанерке Наурызбаевна, Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры художественного образования. Проспект Достык, д. 13, Алматы, 050010, Республика Казахстан. E-mail: zanna_73@mail.ru Наурзбаева Альмира Бекетовна, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин. Проспект Абылай хана, д. 86, Алматы, 050002, Республика Казахстан. E-mail: naurzbaeva_a@mail.ru Нехвядович Лариса Ивановна, Алтайский государственный университет. Доктор искусствоведения, доцент, директор Института гуманитарных наук. Проспект Ленина, д. 61, Барнаул, 656049, Россия. E-mail: lar.nex@yandex.ru

Существует достаточно исследований, доказывающих, что дом в традиционной культуре в любом его воплощении – деревянном, каменном или войлочном – один из символически сложных элементов культуры, концептуально наполненный мифологически вселенским смыслом. В казахской натурфилософии понятие «дом» наполнено значением, отразившимся в выражении «тал бесиктен жер бесикке дейин». Смысловой перевод передает представление о том, что жизненный цикл человека заключен между детской колыбелью и колыбелью земли, то есть местом погребения, сакрально означенным в казахской традиционной культуре. Тем самым от рождения до смерти человек пребывает в «доме» как духовно-ментальной конструкции, где первой земной обителью представляется детская колыбель – бесик, далее жилой дом – кииз уй (юрта), и последнее его пристанище – мавзолей (мазар). Символически означенные «дома» предстают как части единой цепи жизненного мира человека. Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что условная символическая триада «колыбель – жилой дом – место захоронения» в традиционной казахской культуре представляет собой систему взаимосвязанных визуальных знаков. Выдвинутая гипотеза определила цель и задачи данного исследования, которые заключаются в изучении особенностей визуальных знаков казахской колыбели – бесик, кииз уй (юрты) и мавзолея (места захоронения) как семиотических подсистем единого концепта «дом».

Ключевые слова: визуальные знаки, колыбель, юрта, мавзолей, казахи, произведение искусства, визуальная семиотика, коммуникации

Библиография:

Абрамзон 1949 – Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тяньшанских киргизов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. № 12. С. 78–138.

Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. Вып. 3 (13). С. 45–70.

Байбурин 1983 – Байбурин А. К. Жилища в обрядах и представлениях восточных славян. Л. : Наука, 1983. 192 с.

Барманкулова 2008 – Барманкулова Б. Владимир Стерлигов в России и в Казахстане // Консул. 2008. № 4 (15). С. 58–60.

Башляр 2004 – Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М. : Рос. полит. энцикл., 2004. 376 с.

Беленицкий, Мешкерис 1986 – Беленицкий A. M., Мешкерис В. А. Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии // Советская археология. 1986. № 3. С. 16–27.

Богуславский 2003 – Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. М. : Олма-Пресс, 2003. Т. 1: А–М. 784 с.

Болотникова 2016 – Болотникова О. Н. Дом, дверь и окно в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя и восточнославянская семиотика жилища // Имагология и компаративистика. 2016. № 1. С. 153–175.

Ботякова, Ботякова 1998 – Ботякова Ю. М., Ботякова О. А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа, СПб. : МАЭ РАН, 1998. С. 51–84.

Галиев, Баткалова, Югай 2016 – Галиев А., Баткалова К., Югай М. Модель мира японской культуры // Вестник КазНУ. Сер. востоковедения. 2016. № 1 (76). С. 70–74.

Герасимов 1957 – Герасимов Г. Г. Архитектурные памятники долины реки Кара-Кенгир. Алма-Ата : Изд-во Акад. наук КазССР, 1957. 54 с.

Горячев, Потапов, Чернов 2021 – Горячев А. А., Потапов С. А., Чернов М. А. Погребальный комплекс эпохи бронзы урочища Тесик // Вопросы археологии. 2021. № 1. С. 10–33.

Дульгеру 2014 – Дульгеру Е. Д. Сакральное в киноискусстве Андрея Тарковского. Архетип дома // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 2 (2). С. 88–100.

Ибраева 1994 – Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы : Өнер, 1994. 128 с.

Каирбекова 2005 – Каирбекова А. Р. Узор алаши ложится как стих… (о казахских тканых коврах) // Деловой Усть-Каменогорск. 2005. № 6. С. 48–49.

Лотман 1996 – Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.

Маргулан 1947 – Маргулан А. Х. Архитектурные памятники в долине р. Кенгир // Вестник Академии наук КазССР. 1947. № 11. С. 62–71.

Маргулан 1986 – Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата : Өнер, 1986. Т. 1. 256 с.

Медоев 1993 – Медоев А. Камень и эстетика номадов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.

Наурзбаева, Шайгозова, Кульсариева 2021 – Наурзбаева А. Б., Шайгозова Ж. Н., Кульсариева С. П. Финно-угорский и тюркский ритуал инициации невесты: общее и специфическое в традиционных сакральных знаниях поиски аналогий (на примере обских угров и казахов) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 2. С. 388–397.

Нурланова 1993 – Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.

Союнова 1987 – Союнова А. Колыбель в обрядах и верованиях туркмен // Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад : Наука, 1987. С. 71–83.

Старостина 2009 – Старостина Т.Г. Детская люлька эвенков // Тальцы. 2009. № 1. С. 35–39.

Фирштейн 1978 – Фирштейн Л. А. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребёнка у узбеков Южного Хорезма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М. : Наука, 1978. С. 189–206.

Цивьян 1978 – Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры: труды по знаковым системам. Тарту : Тартуский гос. ун-т, 1978. С. 65–85.

Шакенова 1993 – Шакенова Э. Художественное освоение мира // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993. С. 62–94.

Элиаде 2000 – Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М. : Ладомир, 2000. 414 с.

Celhay, Remaud 2018 – Celhay F., Remaud H. What does your wine label mean to consumers? A semiotic investigation of Bordeaux wine visual codes // Food Quality and Preference. 2018. Vol. 65. P. 129–145 doi: 10.1016/j.foodqual.2017.10.020

Lourenção, Giraldi, Oliveira 2020 – Lourenção M., Giraldi J. М. Е., de Oliveira J. H. C. Destination advertisement semiotic signs: Analysing tourists' visual attention and perceived ad effectiveness // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 84. doi: 10.1016/j.annals.2020.103001

Pane, Fachrudin, Fibriasari 2018 – Pane I. F., Fachrudin H. T., Fibriasari H. The Role of Semiotics in Reviewing Architecture // Proceedings of the International Conference of Science, Technology, Engineering, Environmental and Ramification Researches. 2018. P. 307–311.

shaygozova_z._n._30_49_2_36_2023.pdf ( 1.11 MB ) shaygozova_z._n._30_49_2_36_2023.zip ( 1.1 MB )

Выпуск: 2, 2023

Серия выпуска: Выпуск №2

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 30 — 49

Скачиваний: 1062

Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках проекта Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика». This article was prepared within the framework of Project АР09259280, Languages of Kazakh Culture as the Basis of Ethnic Identity: Semiotics and Semantics, of the Ministry of Higher Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ