КАК УСТРОЕНА НАУКА: ВИЗУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СЕМИОТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-2-103-114
Наука как познание – это процесс. Наука как социальная система – это тоже процесс. В этих процессах мы время от времени фиксируем опорные точки, позволяющие описывать их с точки зрения определенной универсальной позиции. В том числе, я полагаю, на роль такой позиции подходит представление об ориентации в окружающей среде. Познание и сопутствующая ему наука в таком случае предстают как система все более и более сложной ориентации, сложность которой одним концом упирается в неопределённость, которую можно представить, с одной стороны, в реальном концепте сложностности, а с другой – в ирреальном концепте абсолютной абстракции. Лучше всего такую абстракцию, на мой взгляд, характеризует парадоксальное слово / понятие «ничто». Как сложностности и ее физического представителя – запутанности – мы не имеем в наличии, хотя реально имеем дело с ее производными – схлопнувшимися формами вещей (вроде электрона в двущелевом эксперименте), так тем более мы не имеем в наличии абсолютных абстракций (вроде, скажем, упомянутой уже «истины»). Ориентация в конечном счете сворачивается в четыре ориентира, которые образуют фрактальный кортеж, разворачивающийся в любом предмете, в котором мы захотим сориентироваться, включая отдельное сознание или систему науки. Эти ориентиры суть данности, схемы, позиции и «ничто» (за горизонтом этих ориентиров остаются неопределенность и абсолютная абстракция). Паттерн классической науки, задающий типологию науки вообще, опирается на три ориентира: исследователь с определенной позиции наблюдает данности мира и описывает их с помощью теорий (схем), которые верифицированы посредством научного эксперимента. Коротко это выглядит так: позиция => схемы => данности. По сути, это тип / паттерн естественных наук. Новый тип наук – гуманитарные науки – характеризуется прямо противоположным вектором в том же паттерне: позиция = схемы = данности. С появлением гуманитарных наук стало возможным говорить о научной и познавательной типологии, поскольку тут было заложено начало формирования представления о наблюдателе (в противовес естественнонаучному субъекту), благодаря которому реальные ориентиры были трансформированы в условные. Гуманитарный наблюдатель из позиции данностей наблюдает / описывает позиции как данности; таким образом реализуется паттерн классической науки, но сама наука становится другой – у нее другой предмет исследования и другой взгляд (позиция), из которого она исходит. Две эти точки – позиция наблюдения и предмет исследования – определяют тип науки. Одновременно иерархическая картина мира становится сетевой. Теперь, комбинируя ориентиры в разных сочетаниях, мы получаем ориентацию в типах современной науки и познания, в том числе в описанных Вячеславом Степиным неклассических и постнеклассических науках. Неклассика включает в себя теоретические науки. Пример естественных теоретических наук – теоретическая физика и биосемиотика; пример гуманитарных теоретических наук – теоретическая социология и теория психотерапии. Постнеклассика включает в себя общие теории. Пример естественных общих теорий – общая теория систем и синергетика; пример гуманитарных общих теорий – герменевтика и семиотика.
Ключевые слова: наука, познание, ориентация, фрактал, знак, форма, типология, сложностность, «ничто», социальная система
Библиография:
Бор 2012 – Бор Н. Избранные научные труды : в 2 т. / под ред. И. Е. Тамма и др. М. : Наука, 1971. Т. 1.
Галилей 1987 – Галилей Г. Пробирных дел мастер / пер. Ю. А. Данилова. М. : Наука, 1987.
Кант 2015 – Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М. : Эксмо, 2015.
Луман 2007 – Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Газиева. СПб. : Наука, 2007.
Полани 1985 – Полани М. Личностное знание. М. : Прогресс, 1985.
Поппер 2002 – Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. Д. Г. Лахути; отв. ред. В. Н. Садовский. М. : Эдиториал УРСС, 2002.
Серов 2005 – Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М. : Локид-Пресс, 2005.
Степин 2003 – Степин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003.
Фреге 2008 – Фреге Г. Логико-философские труды / пер. с англ., нем., франц. В. А. Суровцева. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008.
Spencer-Brown 1979 – Spencer-Brown G. Laws of Form. New York : E. P. Dutton, 1979.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: ИНДИКАТОР ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГРАНИЦ В «УСТРОЙСТВЕ» НАУКИ
Страницы: 103 — 114
Скачиваний: 401